Найти тему
Психолог из детсада

Игрушек много, а ребенок не играет. Уделите вопросу пару вечеров, и всё будет по-другому

Оглавление

Из случайно подслушанного разговора двух мам: «Заказала дочке на Ozon куклу. Знаю, что зря. Уже весь дом куклами завален, а она не играет почти. Но просит периодически новую. Я сколько могу, оттягиваю момент, а потом сдаюсь».

В этом разговоре, мама, сама того не зная, сообщила о проблеме «Ребенок не умеет играть». И проблема не такая уж редкая в современном мире.

В восприятии многих взрослых понятия «игра» и «ребенок» неразделимы. Но у детей нет врожденных игровых умений. Они приобретаются путем подражания, копирования действиям взрослых и перенимания правил игр у детей старшего возраста.

Раньше с этим было проще: многодетные семьи, тесная связь с семьями родственников, в которых тоже есть дети, дворовые компании.

Сейчас ребенок остается с игрушками один на один. И фантазии часто хватает лишь на простые манипулятивные действия:

  • куклу нарядили, прогуляли, отложили;
  • машину покатали по ковру туда-сюда, отложили;
  • из Лего автомат собрали, постреляли немного, отложили и т.п.

Игрушки – это орудия. Орудия для игры. Чем шире у ребенка будут представления об орудийных действиях, тем интересней, увлекательней игра.

Не обилие игрушек вызывает глубокий интерес игре, а умение развернуть богатый событиями сюжет
Не обилие игрушек вызывает глубокий интерес игре, а умение развернуть богатый событиями сюжет

Для нас, взрослых, будет понятен такой пример:

Представьте, вам подарили мультиварку. Вы никогда ранее ею не пользовались. Если недосуг прочесть инструкцию, то мультиварка может простоять долгое время без дела. Допустим, со временем вы приноровились в ней готовить суп. Уже неплохо.
А потом решили записаться на курсы, где учат готовить в мультиварке выпечку, мясные и рыбные блюда, пловы, варенья, джемы. Или научились этому самостоятельно, осваивая прилагаемую обычно книжечку с рецептами.

Вы значительно расширили спектр действий с одним орудием – мультиваркой.

Ребенок тоже нуждается в игровых курсах с новой игрушкой. Уделите вопросу пару вечеров, и всё будет по-другому. Покажите ему пару приёмчиков:

  • Куклу можно купать, водить в парикмахерскую, к доктору. Она может принимать гостей, готовить на кухне, заботиться о питомцах. Ходить в школу или детский сад.
  • Машины могут ехать на стройку, развозить товары, спешить кому-то на помощь, чиниться и мыться в автосервисе, заправляться бензином.
  • Из лего можно строить зоопарки, супермаркеты, базы, лаборатории, жилые дома, школы, больницы, самолеты, корабли, подводные лодки.

Не зря, опытные и добросовестные воспитатели детских садов с первых дней сажают вновь прибывших детей в «автобусы» составленные из стульчиков; одевают на них докторские халатики, показывая, как лечить больных; учат «резать» на игрушечных кухнях салатики и кормить всех желающих.

Они знают, группа, в которой дети умеют играть – безпроблемная группа. В ней мало конфликтов, перепадов настроения детей. Такой коллектив между собой педагоги называют «сыгранной группой».

***

Обычно дети сами просят: «Мама, поиграй со мной». Чтобы у вас была мотивация, поиграть с ребенком, отложив более важные дела, увидьте в этом миссию. Вы тренер, коуч, проводник ребенка в жизнь. Лучше вас, родителя с этой миссией никто не справится. Вы не просто будете играть с ребенком, вы сформируете у него важные жизненные компетенции.

Многие дидактические, настольные игры дети не могут освоить без объяснения инструкции со стороны взрослого
Многие дидактические, настольные игры дети не могут освоить без объяснения инструкции со стороны взрослого

Знаю пример, когда одна занятая мама, нашла на Ютуб блог, в котором девочка играла игрушками. Весьма интересно играла, проявляя бездну воображения. "У неё моя малышка и научится играть в куклы" – думала мама.

Но без прямого взаимодействия, манипуляций с игрушками это не сработало. Девочка просто «прилипла» к экрану. Стала сторонним пассивным наблюдателем чужого счастливого детства.

На самом деле, игра с ребенком много времени не займет. Как правило, участие взрослого нужно лишь на начальном этапе, на входе в игру. Дальше, смотрите, не пропустите важный сигнал, маячок под названием «Мама, дальше я сам». Взрослый может так увлечься, что сам не захочет выходить из игры:

– Подожди-подожди, я тебе еще не все показала.

Но лучше «маяк» не пропускать. Мы же взрослые люди, у нас саморегуляция лучше. Оставили ребенка, и пошли заниматься своими делами. Если что-то нужно будет, ребенок сам вас позовет.

***

Возьмите на вооружение еще один приём – чередование игрушек. Спрячьте часть игрушек, которыми ребенок пока не играет на пару месяцев. Дети потом радуются им как новым. А вам расходов меньше.

Ситуация измениться в противоположную сторону: игрушек много, и ребенок играет с удовольствием.

А такую сказку, можно прочесть ребенку-дошкольнику в один из вечеров:

Сказка «Старая игрушка». Чтобы дети умели дружить и ценили друзей

Если консультация была полезна, ставьте лайк. Все советы на канале собираются по хэштегу: #консультации психолога из детсада

Я – практикующий психолог в детском саду. Буду рада новым подписчикам.