Из случайно подслушанного разговора двух мам: «Заказала дочке на Ozon куклу. Знаю, что зря. Уже весь дом куклами завален, а она не играет почти. Но просит периодически новую. Я сколько могу, оттягиваю момент, а потом сдаюсь».
В этом разговоре, мама, сама того не зная, сообщила о проблеме «Ребенок не умеет играть». И проблема не такая уж редкая в современном мире.
В восприятии многих взрослых понятия «игра» и «ребенок» неразделимы. Но у детей нет врожденных игровых умений. Они приобретаются путем подражания, копирования действиям взрослых и перенимания правил игр у детей старшего возраста.
Раньше с этим было проще: многодетные семьи, тесная связь с семьями родственников, в которых тоже есть дети, дворовые компании.
Сейчас ребенок остается с игрушками один на один. И фантазии часто хватает лишь на простые манипулятивные действия:
- куклу нарядили, прогуляли, отложили;
- машину покатали по ковру туда-сюда, отложили;
- из Лего автомат собрали, постреляли немного, отложили и т.п.
Игрушки – это орудия. Орудия для игры. Чем шире у ребенка будут представления об орудийных действиях, тем интересней, увлекательней игра.
Для нас, взрослых, будет понятен такой пример:
Представьте, вам подарили мультиварку. Вы никогда ранее ею не пользовались. Если недосуг прочесть инструкцию, то мультиварка может простоять долгое время без дела. Допустим, со временем вы приноровились в ней готовить суп. Уже неплохо.
А потом решили записаться на курсы, где учат готовить в мультиварке выпечку, мясные и рыбные блюда, пловы, варенья, джемы. Или научились этому самостоятельно, осваивая прилагаемую обычно книжечку с рецептами.
Вы значительно расширили спектр действий с одним орудием – мультиваркой.
Ребенок тоже нуждается в игровых курсах с новой игрушкой. Уделите вопросу пару вечеров, и всё будет по-другому. Покажите ему пару приёмчиков:
- Куклу можно купать, водить в парикмахерскую, к доктору. Она может принимать гостей, готовить на кухне, заботиться о питомцах. Ходить в школу или детский сад.
- Машины могут ехать на стройку, развозить товары, спешить кому-то на помощь, чиниться и мыться в автосервисе, заправляться бензином.
- Из лего можно строить зоопарки, супермаркеты, базы, лаборатории, жилые дома, школы, больницы, самолеты, корабли, подводные лодки.
Не зря, опытные и добросовестные воспитатели детских садов с первых дней сажают вновь прибывших детей в «автобусы» составленные из стульчиков; одевают на них докторские халатики, показывая, как лечить больных; учат «резать» на игрушечных кухнях салатики и кормить всех желающих.
Они знают, группа, в которой дети умеют играть – безпроблемная группа. В ней мало конфликтов, перепадов настроения детей. Такой коллектив между собой педагоги называют «сыгранной группой».
***
Обычно дети сами просят: «Мама, поиграй со мной». Чтобы у вас была мотивация, поиграть с ребенком, отложив более важные дела, увидьте в этом миссию. Вы тренер, коуч, проводник ребенка в жизнь. Лучше вас, родителя с этой миссией никто не справится. Вы не просто будете играть с ребенком, вы сформируете у него важные жизненные компетенции.
Знаю пример, когда одна занятая мама, нашла на Ютуб блог, в котором девочка играла игрушками. Весьма интересно играла, проявляя бездну воображения. "У неё моя малышка и научится играть в куклы" – думала мама.
Но без прямого взаимодействия, манипуляций с игрушками это не сработало. Девочка просто «прилипла» к экрану. Стала сторонним пассивным наблюдателем чужого счастливого детства.
На самом деле, игра с ребенком много времени не займет. Как правило, участие взрослого нужно лишь на начальном этапе, на входе в игру. Дальше, смотрите, не пропустите важный сигнал, маячок под названием «Мама, дальше я сам». Взрослый может так увлечься, что сам не захочет выходить из игры:
– Подожди-подожди, я тебе еще не все показала.
Но лучше «маяк» не пропускать. Мы же взрослые люди, у нас саморегуляция лучше. Оставили ребенка, и пошли заниматься своими делами. Если что-то нужно будет, ребенок сам вас позовет.
***
Возьмите на вооружение еще один приём – чередование игрушек. Спрячьте часть игрушек, которыми ребенок пока не играет на пару месяцев. Дети потом радуются им как новым. А вам расходов меньше.
Ситуация измениться в противоположную сторону: игрушек много, и ребенок играет с удовольствием.
А такую сказку, можно прочесть ребенку-дошкольнику в один из вечеров:
Сказка «Старая игрушка». Чтобы дети умели дружить и ценили друзей
Если консультация была полезна, ставьте лайк. Все советы на канале собираются по хэштегу: #консультации психолога из детсада
Я – практикующий психолог в детском саду. Буду рада новым подписчикам.