Найти тему

Стенд-ап с откровениями о 5 годах моей работы в области маркетинг-консультирования: до и после

Оглавление
Источник фото: открытый источник + работа автора @simplecreatorinstock
Источник фото: открытый источник + работа автора @simplecreatorinstock

Сегодня утром я проснулась в 5:30 часов утра. Нет, не для бега и йоги – пришлось засесть за книгу Грега Дина, чтобы написать стенда-ап о пятилетнем опыте работы в качестве бизнес-консультанта по вопросам маркетинга, брендинга, рекламы, репутационного менеджмента, контента, веб-сайтов и подобного. Это очень интересный период моей жизни. Для меня точно. Информации будет немало, поэтому не вся она превратилась в шутки, а выглядит просто как эмоциональное повествование. Сразу оговорюсь, что в сфере маркетинга и смежных областях я работаю уже более 10 лет, частной практикой занимаюсь 5 лет.

Начало

Я получила профильное образование по специальности "менеджмент, маркетинг и PR и реклама", успешно сдавала зачеты и практикумы, но так и узнала истории маркетинга и всех составляющих его дисциплин в полном объеме на момент окончания учебного заведения. И не одного. Мной были прочитаны десятки русскоязычных и англоязычных книг – от дедушек и отцов маркетинга, управления продуктом, менеджмента, стратегии построения бизнеса, PR. Многие из них – откровенный мусор и масс-маркет, хороших было гораздо меньше. И достать их ранее было гораздо сложнее, чем сейчас.

Не зная всего в полной мере, я зачастую пыталась изобрести велосипед. Мои крупные новаторские идеи редко воплощались, разбиваясь о недостаток бюджетов, особенностей географии рынков, на которых оперировали компании, которых я консультировала, моей неспособности (по тем или иным причинам) на тот момент понять и подстроиться под реальные бизнес-цели компании, людей в проекте. Мое маркетинговое творчество шло во главе поезда и мне очень быстро становилось скучно делать простые и ординарные вещи.

Меня откровенно раздражал банальный, как под копирку написанный, сток маркетинг и PR-материалов. На подготовку качественного, даже банального, материала уходило много времени, и часто это действительно приносило ожидаемый результат – но мне всегда было этого мало. Я не понимала, что хорошая статья не пишется, а переписывается. Процесс переработки статей и любого другого контента – целая индустрия. Будучи по-сути новичком, как мне казалось (из под моего пера ведь не вышло романа “Война и Мир”, и, более того, ранее я очень много работала с другим иностранным языком как переводчик), я часто не уделяла внимания дотошному редактированию и усовершенствованию своего текста, а потом очень расстраивалась, когда меня просили все переписать. В тестах мне хотелось творить, я не сильно обращала внимания на бизнес-цели текста на сайтах и лендингах. Замечания редактируемых мои тексты коллег или начальников живо отпечатывались в моей памяти и я воспринимала их как личные обиды, накапливались комплексы, я работала по 6 дней в неделю без удовольствия и особых денежных вознаграждений за переработки. Я была идеальным сотрудником – максимально мотивированным на результат, карьеристом, "дураком, который любит работу и которого любит она". Да.

Поняв, что мое нежелание придерживаться четкой схемы написания любого продающего текста или статьи, безэмоциональной маркетинг-стратегии и стратегии продаж, являлось проблемой, и осознав, что настало самое подходящее время – я начала меняться как профессионал и как наемный работник. Поверила в свои навыки, знания и силы как практика и бизнес-консультанта сперва я, ну а потом – мои заказчики и партнеры.

Пришлось еще больше изучить, понять многое про себя. Заметить, наконец, свои неприятные личные и профессиональные качества. И тут – понеслось – как из рога изобилия появлялись сложные проекты, которые (ха!) оттачивали мое мастерство. За некоторыми проектами пришлось ехать за границу, учить очередной иностранный язык, изучать другую бизнес-культуру, новый рынок, выстраивать коммуникации. Не о чем не жалею: все мое, за все спасибо, как бы непросто ни было.

Также как писал С.Я. Маршак: “Как поживаешь, мой маленький друг? Слушай поменьше, что мелют вокруг. Чтобы не вздумал прохожий любой скверную шутку сыграть над тобой." За это период было много хорошего, неприятного и абсурдного тоже было немало. Благодаря такому профессиональному и жизненному опыту я узнала свои сильные профессиональные и личные стороны и работаю над слабыми.

Советов никогда не бывает много, особенного от человека с опытом.

1/ Первый основной совет в профессии от меня Вам (если позволите): В минуты слабости не всякому замечанию верьте. Если Вы будете принимать на веру противоречивые мнения всех встречных-поперечных, Вы не уедите далеко как профессионал, не найдете свой стиль, не поймете себя. Верьте себе.

2/ Второй совет: Любое, даже очень серьезное дело и проект может погубить малая деталь. При реализации поставленных задач необходимо учитывать наличие ресурсной базы (люди, бюджеты, время, внутренний ресурс, география). Педантизм в деле и упрямство – тоже очень нехорошо.

3/ Третий совет: Постарайтесь не выгорать на работе, берегите здоровье (я до сих пор балансирую между двумя мирами, а именно – ну, как же, это ведь мой проект и все должно быть идеально. И вторым – увы, мир и мои ресурсы не совершенны, не бесконечны, даже опыт и знания не всегда приводят проект к успеху). Терпение, терпение и еще раз терпение. Если не получилось – погорюйте неделю и двигайтесь дальше.

4/ Четвертый совет: Прежде чем проектировать коммуникации, необходимо сделать поправку на особенности менталитета партнеров. У людей, относящихся к разным социальным группам, странам, имеющих разные уровни образования, возраст, складывается свой стереотип восприятия мира, своя понятийная база. Все это в совокупности часто приводит к тому, что в бизнес-вопросах не так просто достичь взаимопонимания. Это не очень частая ситуация, но, порой самая неприятная.

5/ Пятый совет: Не все то золото, что блестит. Не все в том, что мы воспринимаем как образец для подражания, несет в себе полезную информацию и достойно копирования. Если Вам как наемному консультанту не понятен, не нравится проект (по морально-этическим принципам, несмотря на гонорар) – не беритесь за него.

Это относится к разным бизнесам или всего того, что намеренно причиняет неосознанный и осознанный вред покупателям, читателям, зрителям. Этичное поведение достойно всякого уважения и подражания, но необоснованное, безрассудное упрямство/зло в виде, к примеру, "купи-купи только сегодня" чревато большими неприятностями и потерей репутации.

Как видите, в стенд-апе мне стоит продолжить работать над сетапами и панчлайнами (добивками), но начало положено. Каждый пирог по-своему хорош, ведь в нем отражается весь опыт и все индивидуальное своеобразие своего создателя.

Кратко о том, что я делаю:

✔️ Помогаю провести маркетинг-аудит компании,

✔️ определить точки роста, критически важные задачи и цели маркетинга, PR,

✔️ собрать и оцифровать основные показатели,

✔️ взаимоувязать продажи и маркетинг.

Одинаково комфортно работаю с русскоязычным и западным рынками.

✔️ Помогу повысить доверие со стороны целевой аудитории.

✔️ Увеличить продажи.

✔️ Перепозиционировать.

✔️ Вывести на новые рынки.

✔️ Спозиционировать и продвинуть ключевого эксперта.

✔️ Наладить и осуществить продвижение компании в DIGITAL b2b и b2c.

✔️ Нивелировать негатив и разработать стратегию управления репутацией.

✔️ Сформировать корпоративную культуру.

✔️ Помогу найти новые конкурентные преимущества.

✔️ Сделаю UI/UX оценку вашего сайта и предложу новые подходы к визуальной части.

Меня можно найти в Telegram @simplecreatorinstock, LinkedIn.