Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.
Артикуляционные кубики на разные группы звуков.
Описание упражнений:
- «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
- «Лягушка». Как можно шире улыбнуться. Растянуть края губ, обнажив зубы. Сомкнуть зубные ряды обычным способом, как получается анатомически. Удерживать положение губ 5 секунд. При последующих выполнениях время удержания губ в напряженном положении можно продлевать. Повторить действия 3 - 5 раз.
- «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15 - 20 раз.
- «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 - 15 секунд.
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок»), делая движения языком вперед-назад.
- «Вкусное варенье». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Высунуть язык, положить его на верхнюю губу. Пройтись языком по губе с одного края к другому. Спрятать язык в рот. Повторить действие 5 - 10 раз.
- «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).
- «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 - 15 раз.
- «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
- «Заборчик». Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10 секунд.
- «Месим тесто». Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: "Пя-пя-пя-пя".
- «Чистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
- «Блинчик». Широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
- «Футбол». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [Ф-Ф-Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Следить за тем, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубки. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети произносили звук [Ф], а не звук [Х].
- «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык в форме «чашечки» на верхнюю губу. Язык слегка сильнее высунуть вперед и плавно подуть на небольшой кусочек ваты, лежащий на кончике носа. Воздух при этом должен идти посередине языка и вата полетит вверх.
- «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от неба.
- «Киска сердится». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5 - 10.
- «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 - 15 раз
- «Хоботок». Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5 - 10.
- «Дятел». Улыбнуться. Открыть рот. Постучать кончиком языка за верхними резцами, отчетливо произнося твердый звук [Д]. Делать удары медленно, следить чтобы нижняя челюсть не двигалась.
- «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 - 15 раз.
- Подписывайтесь на мой канал! Ставьте лайки и пишите комментарии, если вам был полезен данный материал.