Крупные сражения прошлого часто интересны не только историкам, но и обычным гражданам (как правило, мужского пола). А уж если битва по причине пробелов в летописи оставляет вопросов больше, чем ответов, интерес возрастает во много раз. Вот взять хоть битву на Куликовом поле – сколько копий уже сломали историки в спорах о ней: и не там, мол, она состоялась, где мы думаем, и находок-то недостаточно, и непонятно, сколько людей в ней участвовало, и, вообще, всё было не так... Вот и битва в Тевтобургском лесу до недавнего времени вызывала не меньше споров. У нас, правда, о ней мало кто слышал. Нам бы со своей историей разобраться в первую очередь... Но уж если вы вдруг по воле судьбы или случая занялись историей Германии, то мимо этого сражения пройти не сможете, даже если захотите. Немцы на эту тему столько передач и научно-популярных фильмов сделали, что по пальцам уже не пересчитаешь. А само событие произошло аж в 9 году нашей эры. В 2009 году юбилей отмечали, кстати. Вот какой общественный резонанс! Что же там притягательного, в этой глубокой древности? Если коротко, дело обстояло так: сын вождя одного из небольших германских племен, в детстве отправленный в Рим в качестве заложника (т.е. гаранта, что его племя не вздумает бунтовать) и сделавший неплохую военную карьеру в римской армии, по возвращении в родные места организовал заговор против римского наместника (вместе с которым он и приехал нести свет цивилизации в германские леса) и сумел вместе с союзными племенами истребить три римских легиона (а это, на минуточку не менее 15 000 человек!), когда они возвращались из летнего лагеря на зимние квартиры. Звали этого германца Арминий, это римское имя, под которым он и вошёл в историю. Как его звали соплеменники, мы не узнаем: германцы свою историю не записывали. Это римляне всё документировали, даже свои неудачи и поражения. Записей накопилось много, и заметка о предательстве Арминия (он же давал клятву верно служить Риму) со временем затерялась в архивах. И всплыла только в XVI веке! На территории Священной римской империи германской нации как раз началась Реформация, ознаменовавшаяся борьбой с римской католической церковью. И язычник Арминий так воодушевил немецких гуманистов, что они переименовали его в Германа: негоже древнему германскому герою носить римское имя. Наш человек, восхищались немцы, дал жару этим римлянам! Самое примечательное здесь, что Арминий-Герман, даром что вождь германского племени, к немцам никакого отношения не имел: его родное племя херусков бесследно растворилось во тьме веков, а предками немецкого народа стали совсем другие племена (франки, саксы, баювары, алеманны, тюринги). И всё равно он воспринимался и воспринимается безоговорочно своим: народу нужны герои, с которыми можно себя идентифицировать. Особенно если такого героя можно предъявить в ситуации конфликта с соседями: да мы вас ещё в первом веке били! И ещё побьем, если надо будет! Карьера национального героя, которую Арминий успешно сделал в шестнадцатом веке, продолжилась. В девятнадцатом столетии основным соперником Германии стала Франция. Арминий пригодился и тут. Огромная статуя, которую ему воздвигли в лесу под Детмольдом, неслучайно грозит мечом в сторону французской границы.
"В единстве наша сила" – гласит надпись на мече. И кто вспомнит, что Арминия убили свои же, когда его амбиции показались им опасными? Использовали образ Арминия и нацисты, пропагандируя непобедимый германский дух и т.п. Личность неординарного херуска и сегодня вызывает интерес, хотя уже не так сильно мифологизируется. Пробелов в его биографии много, и много вопросов вызывает сама битва в Тевтобургском лесу. Её ещё называют битвой Вара (Публий Квинтилий Вар – тот самый злополучный наместник, доверившийся Арминию; в ходе битвы совершил самоубийство, осознав безвыходность ситуации).
Долгое время (более 700 лет!) место битвы оставалось загадкой. Легко сказать: битва произошла в лесу! Даже определение Тевтобургский не сильно сужает круг поисков. Да вся Германия в первом веке нашей эры – один сплошной лес! Это потом уже леса повырубили, и стало можно говорить об отдельных массивах – лес такой-то. Поэтому, когда Арминию воздвигали памятник, место выбирали практически наугад. И не угадали. Только в восьмидесятых годах двадцатого века под Оснабрюком археологи наткнулись на следы сражения, которое с большой вероятностью и было той самой битвой. Точка в этом вопросе ещё не поставлена, но музей там уже открыли. И одним из самых известных экспонатов стала маска безвестного римлянина. Безвестного, но явно не простого. Эта маска – часть дорогого доспеха, такие носили в элитных подразделениях римской армии.
Сделана очень искусно, а выглядит жутковато. Впрочем, так и задумывалось: воин в такой маске напоминал ожившую статую, бесстрастно смотрящую на врага. Невозможность прочитать эмоции на лице противника, вообще, может смутить и даже напугать. Но вот херусков с сотоварищами не очень-то напугала. Арминий оказался талантливым учеником, обратившем свои знания против учителей. Поэтому железное лицо приобретает какое-то скорбное выражение и очень напоминает посмертную маску, да ведь она и стала таковой для носившего её римлянина. Теперь лик древней битвы смотрит на посетителей музея Калькризе. А археологи копают дальше. У них к прошлому ещё много вопросов.