"Несравненный художник жизни" Л.Н. Толстой о Чехове.
Антон Павлович Чехов родился в семье купца з-й гильдии. Сам Чехов писал, что отец его был из крепостных и смог выкупиться на волю. Павел Егорович был властным и хозяйственным. Все его пять сыновей работали в лавке, а по ночам, сменяя друг друга, сторожили лавку от воров. Днем Антон пел в православном хоре. День был загружен, а вспомнить что-либо из детства и нечего. Все мальчики поступили в греческую школу. Когда Антону исполнилось 16 лет, отец разорился, бросив всё, сбежал в Москву. Окончив гимназию, Антон переедет в Москву и поступит на медицинский в Московский университет имени Сеченова. Так закончился таганрогский период писателя, в котором не было детства.
Ещё будучи гимназистом и студентом, Антон Павлович страдал от туберкулёзного воспаления брюшины. Вид у него был истощённый, вес 62 кг при росте 186 см. В1884 году, в возрасте 24 лет, Чехов впервые почувствовал себя очень плохо в зале Окружного суда, где был репортёром. В Окружном суде случилось обильное кровохаркание. Роковую роль сыграл Сахалин. На заметку всем отчаявшимся, долго болеющим читателям предлагаю из письма Антона Павловича забрать в свою записную книжечку высказывание, характеризующее писателя: "Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника.". Чехов обратился к врачу только в 37 лет. Сам врач и такой пофигизм! Для нас это странно. А кто сказал, что Чехов не странен? В последние часы своей жизни заказывает шампанское!
"Письмо к учёному соседу" влюбило читателей в Антошу Чехонте. Читатели юмористического журнала "Стрекоза" прочитали "письмо" именно на его страницах. В 26 лет молодой медик на пике славы писателя-юмориста решил совершить поездку по стране. Чехов точно описывает русскую реальность, при этом сам беспристрастен, как бы не заинтересован давать оценку происходящему. Легко и изящно, гениально просто строит конструкцию описания русского быта конца 19 века. Он писал легко, и его печатали с радостью. Гонорары были приличные, если он мог кормить родителей и помогать братьям и сёстрам.
Чехов никогда не предавал свою любовь к сценическому действию. Оно дорого ему ещё с таганрогской гимназии. Бернард Шоу считал Чехова звездой первой величины среди европейских драматургов. Из под пера Чехова вышла целая алмазная россыпь: Иванов, Свадьба, Леший, Дядя Ваня, Чайка, Три сестры и Вишнёвый сад. Последней пьесой был Вишнёвый сад (1903). Чайка и Дядя Ваня были написаны в один год - 1896. Чехов погрузился в театральную среду Москвы и Петербурга. Стал частым пассажиром Николаевской железной дороги. 21 мая 1901 года Чехов женится на актрисе Московского Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер. Иван Бунин считал, что Ольга Леонардовна - актриса, едва ли оставит сцену, чтобы следить за здоровьем мужа. Ялтинский врач Исаак Альтшуллер выразился куда как суровее и прямолинейно. "Его молодая жена, которую Антон Павлович безумно любил, оказалась ужасающей эгоисткой...".
Мир Чехова.
Современная действительность наводила Антона Павловича на печальные размышления. Он наблюдал, как множилась в стране пошлость и несправедливость. Тонко чувствующий мощь Родины Чехов откроет для себя страну, путешествуя до конечной точки на острове Сахалин. Своё путешествие он будет чувствовать как плохо переносимую тоску. Его гнетёт несовпадение уникального многообразия мудрости, несгибаемой правдивости и добродушия народов, населяющих его огромную родную землю, и нахального самовластия, хамского самоуправства и махровой невоспитанности чинуш всех классов. Страна настолько огромная, что есть места, где вполне можно было назвать себя Властелином. Чехов изучает быт каторжников и ссыльных.
Писатель пристально следит за судебными процессами в России. Из под его пера выходят три рассказа: "Суд", "Случай из судебной практики" и "Мёртвое тело". Чехов надеялся на поездку на Сахалин. Он как будто искал ответ и очень надеялся получить его там. Из письма А.С. Суворину: "Надо уйти из дому, надо начать жить за 700-900 р. в год, а не за 3 000-4 000 р, как теперь надо на многое наплевать, но хохлацкой лени во мне больше, чем смелости... В январе мне стукнет 30 лет. И этот "несмелый" человек поехал на Сахалин, где колонии ссыльных составляли большинство.". Его потрясла правда жизни этих людей. Сахалин переосмыслит творчество писателя. В его рассказы о Сахалине намеренно не вошли ни Сонька-золотая ручка, ни "каторжная модистка" О.В. Геймбрук. После выхода книги "Остров Сахалин" делами, творящимися на этой земле, заинтересовались Министерство юстиции и Главное тюремное управление.
Антону Павловичу принадлежит горький вывод на происходящее вокруг него: "А ведь, кажется - всё просахалинино". Из этой поездки Чехов, приехал возмужавшим писателем со своей личной темой в творчестве. Чехов мастер короткого рассказа и новатор в драматургии, не писал о себе, но эпистолярный жанр подарил нам чудесный и разнообразный образ Антона Павловича. Первое знакомство - и сразу самобытность и оригинальность представления. "У меня болезнь: автобиографофобская (два слога "фо" - чеховские). Читать про себя какие-либо подробности, а тем паче писать для печати - для меня это истинное мучение.".
Чехов стремился писать свои пьесы "как результат наблюдения и изучения жизни". Антон Павлович утверждал, что писатель не может и не должен быть судьёй своих героев. Мне очень дорого в личности Антона Павловича то, что созвучно и моему мнению. Это его размышления о "писателе-психологе", оно у него честное и открытое. "Не дело психолога понимать то, чего он не понимает. Делать вид, что он понимает то, чего не понимает никто. Всё знают и всё понимают только дураки и шарлатаны." В пример он приводит "Анну Каренину" и "Евгения Онегина". Он считает, что в произведениях "не решён ни один вопрос", хотя вопросы поставлены правильно.
Чехов - удивительный педагог! Его советы старшему брату Александру надо конспектировать. "Не выдумывай то, чего сам не испытал. Не давай рукам воли, когда мозг ленив. Надо выбрасывать себя за борт. Кому интересно знать твою и мою жизнь". Для начинающего писателя - это инструкция. Для маститого - вредно, когда пишет о том, чего не испытал. Когда Достоевский в слух размышляет - мир замирает. Чехов уговорил писать для Художественного театра Бальмонта, Андреева, Горького. На Горького он возлагал большие надежды. Поэтому сегодня очень гармонично воспринимаются имена Чехова и Горького, которые носят разделившиеся театры единого Художественного театра. Чехов - первый, кто подарил нам и показал культуру смеха.
1892-1898 это благодатный "мелиховский период". За 6 лет будет написано 42 произведения. В этот период вошли две пьесы: "Чайка" и "Дядя Ваня". Имение, купленное для всей семьи Антоном Павловичем, поистине благодатно. Забота о матери и отце отблагодарила бессмертными произведениями, которые каждой своей гранью, в каждом новом поколении раскрываются по-новому. В Московском Художественном театре "Чайка" идёт с непрекращающимся успехом. На мой взгляд, режиссура Ю.М. Соломина в постановке Малого театра выиграла у О.Н. Ефремова во МХАТе. В "Мелихово" Чехов приходит к мысли создать в родном городе Таганроге первую библиотеку и передает 2 000 личных книг.
Летом в курортном городе Баденвейлер разыгралась трагедия. Ольга Леонардовна вспоминала, что ночью вдруг Антон Павлович послал впервые в жизни за врачом. А после велел подать шампанское. Он как-то очень значительно, не зная немецкого языка, сказал по-немецки "Ich sterbe" (я умираю). Чехов, улыбнувшись, сказал: "Давно я не пил шампанского." и выпил полный бокал до дна. Этого нельзя было делать, Чехов врач и не мог не знать, что при его смертельной болезни ему шампанское противопоказано. Продолжаем читать воспоминания актрисы Художественного театра, супруги писателя. "Затем, Антон Павлович тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда." Писатель "скоропостижно сжёг себя", оставив нам в наследство более 900 произведений. Лечащий врач Эрик Шверер после смерти писателя написал в местной газете: "Он переносил свою тяжёлую болезнь как герой. Со стоическим, изумительным спокойствием ожидал он смерти. Он всё успокаивал меня, просил ни волноваться, ни бегать к нему часто, был мил, деликатен и приветлив." .
Венки были от целых городов. Чехова несли на руках через всю Москву. Писатель похоронен рядом с могилой отца на Новодевичьем кладбище. "Если бы мне прожить ещё сорок лет и все эти сорок лет читать, читать и читать, и учиться писать талантливо, т.е. коротко, я выпалил бы во всех вас из такой большой пушки, что задрожали бы небеса.".
"...все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли...". Нина Заречная.