В процессе коммуникации у каждого из ее участников есть своя цель, а также ценности, которыми они руководствуются. Примерами таких ценностей могут быть: безопасность, власть, забота, здоровье, развитие, семья, любовь, свобода, стабильность, обучение, красота, удовольствие, самопознание, комфорт, статус, общение и так далее.
Именно благодаря нашим ценностям мы поступаем так, как поступаем. Например, мы выбираем работу со свободным графиком, потому что для нас важна ценность свободы. Или мы стараемся в любых ситуациях жестко диктовать свои условия, поскольку у нас есть ценность власти.
Когда поведение других людей нас задевает, мы даем обратную реакцию – злость, раздражение. Кого-то раздражает отсутствие манер, кого-то – опоздание и срыв сроков, кого-то – грубость. И мы в ответ на раздражающее нас поведение даем обратную реакцию. В этот момент важно вспомнить, что за любым поведением стоят ценности. И задать себе вопрос, что важного для себя получает человек, когда так поступает?
Например, если человек спорит с нами, возможно он нуждается в нашем внимании или признании. Или если человек закрывается и ведет себя холодно по отношению к нам, возможно, это его способ попросить у нас поддержки. Если человек не выполняет наши задачи в срок, возможно, этим он показывает, что ему необходимо больше свободы.
Когда мы реагируем на поведение, это приводит к конфликтам. Но если мы научимся реагировать на намерение, которое за этим поведение стоит, наша реакция станет положительной.
И мы сможем предотвратить конфликт, если дадим человеку то, что ему нужно: поддержку, внимание, свободу. А если мы не понимаем намерение человека, можно напрямую спросить у него, что он хочет? Узнать, что вы можете сделать, чтобы вы больше не ругались? Откровенный разговор будет намного лучше и эффективнее, чем додумывание за других.
Мы не обязаны всегда и у всех конфликтующих с нами людей искать позитивное намерение. Но, если нам важна коммуникация с человеком, это прекрасная стратегия для взаимодействия без конфликтов. Например, если у вас возникли разногласия с близким человеком или партнером по бизнесу, узнав его намерение, вы сможете дать ему что он хочет.
Также важно понимать, что если человек своим поведением раз за разом причиняет нам боль, мы не должны терпеть такое отношение к себе. Можно предупредить его один раз и второй раз, но на третий – поставить точку в вашем общении.
Чтобы потренироваться определять намерения людей, попробуйте выполнить следующее:
1️⃣ Вспомните и выпишите 10 примеров поведения человека, которое вас раздражает.
2️⃣ Выпишите, какие ценности могут стоять за каждым примером.
Какие психологические блоки мешают вам расти в доходе? Пройдите тест и узнаете.
Подписывайтесь на телеграм канал психолога миллионеров, каждую неделю получайте новые инструменты и инсайты для достижения успеха во всех сферах жизни
Автор: Наумов Виталий Александрович
Специалист (психолог), Гипнолог-миллионеров наставник
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru