Найти в Дзене

Прекратите «всё успевать», и пользы станет больше

Оглавление

«Жаль, что я не всё успеваю. Может ли тайм-менеджмент мне помочь успевать всё?» — такие вопросы мне часто задают на консультациях и на тренингах. Почему-то считается, что «успевать всё» — это хорошо, к этому надо стремиться. И что успевать не всё — это плохо.

При этом мало кто вообще задумывается о том, что такое «всё», что значит «надо». И кому вообще адресована эта фраза: «Тебе надо всё успевать»?
Нам самим? А почему мы оказались в роли Золушки? Получается, мы сами к себе относимся, как мачеха из сказки?

В общем, если мы признаем, что «всё» успевать не надо — получим шанс повысить свою эффективность.

Это мнение только на первый взгляд кажется парадоксальным. «Не пытайтесь сделать всё!» — это на самом деле классика тайм-менеджмента.

Автор текста — психолог, кандидат психологических наук Марианна Владимировна Садокова.
Автор текста — психолог, кандидат психологических наук Марианна Владимировна Садокова.

Что точно не поможет

Одну из моих коллег ее научный руководитель в свое время наставлял так: «Если не хватает времени, наукой надо заниматься за счет сна». Это был убийственный совет — все равно, что советовать строить семейный бюджет, опираясь на кредиты.

«За счет сна» — это разрушительная практика, и она точно не приводит к тому, чтобы «все успевать». В долгосрочной перспективе перенапряжение приводит лишь к переутомлению, срывам, к проблемам с гормонами, к бессоннице. Те, кто много успевают, редко жертвуют сном. Обычно такие люди умеют хорошо отдыхать.

Ещё один секрет людей, которые «успевают всё», очень простой: они обычно сами выбирают, чем им заниматься. В их списках дел мало абсурдных поручений от кого-то ещё. Они не обманывают ни себя, ни других попытками «вымучивать» результаты, и чаще всего заняты тем, что их вдохновляет, в чем они видят смысл.

Переполненный список дел — это плохо расставленные приоритеты

Говоря, что успевать нужно «всё», мы сваливаем в кучу и важные дела, типа заботы о жизни и здоровье близких, и бытовые мелочи; и чужие поручения, и свои мечты; и абсурдные капризы, и разумные планы. «Всё» — это нереалистичная программа, избыточный список дел.

Нам нужно выделить из «вот этого всего» самое главное — и сосредоточить усилия только на главном. А остальным не заниматься, пока не сделано главное.

Если очень упрощать, то всё сводится к тому, чтобы самое важное делать самым первым.

А если дело в списке нельзя назвать ни срочным, ни важным? Тогда надо признать, что в список дел попала «мусорная задача». Выбрасываем её из списка и не делаем совсем. Почему?

Если мы будем делать то, что не важно и не срочно, то потратим силы на дела, которые не приносит серьёзных улучшений и не предотвращает серьёзных проблем. Тогда жизнь наша будет доверху заполнена пустыми хлопотами, суетой. Мы будем заняты, но не будем продуктивны. Так постоянно занята белка в колесе.

Как отказаться от ненужных дел

В известном анекдоте землекоп устраивается на работу и на собеседовании говорит, что хорошо умеет делать две вещи: «Могу копать, а могу не копать». Мы смеемся над ним, а зря. На самом деле полезное умение «не копать» есть не у всех.

Одному моему знакомому хирург-энтузиаст настойчиво предлагал сложную операцию на суставе не потому, что есть серьезные показания к ней, а потому, что он хорошо умеет такие операции делать.

А парикмахеры нередко уговаривают клиента сделать креативную стрижку и сложное окрашивание волос — результат впечатляет, но теперь клиенту нужно каждое утро возиться с укладкой и каждые 3 недели красить корни волос, хотя он это ненавидит делать.

Однажды мне пришлось заплатить больше запланированного бригаде строительных рабочих. Они с маниакальным упорством выравнивали стены с точностью до доли миллиметра. В том числе и там, где вся стена будет закрыта большим встроенным стеллажом. Я эти расходы не планировала, но прораб сделал вид, что «не умеет не копать», а я не сразу это заметила.

Все эти люди — профи. И они вовсе не обязательно руководствуются финансовой выгодой, когда «так много делают». Просто не все люди, которые хорошо «умеют копать», так же хорошо умеют и «не копать». Это — отдельный и очень важный навык.

Упражнение «Исключение лишних усилий»

  1. Напишите список дел и задач, которые вы по привычке делаете, но можно их и не делать.
  2. Отметьте те пункты списка, где можно было бы «не копать». Важно смотреть на такие вещи трезво.

    Например, отдельно взятая уборка или один визит вежливости к родственникам — это не так важно. Но подобные вещи исключать не стоит, потому что они имеют кумулятивный эффект. Уютный дом и хорошие отношения в семье — это то, что очень сильно влияет на общее ощущение счастья. Поэтому тратить время и силы на уборку — это вполне рациональное поведение. Тут вы правильно «копаете».

    Но вот если вы до полуобмороков работаете на нелюбимой работе, чтобы купить автомобиль не хуже, чем у коллег на этой же работе — то в таком раскладе здравого смысла явно маловато.
  3. Попробуйте две-три недели не делать отмеченные задачи, которые, возможно, связаны с избыточными усилиями. Записывайте выводы.
  4. Ухудшилась ли ваша жизнь? Если нет — то смело выбрасывайте эти пункты из списков дел насовсем.

Что вы про это думаете? Замечали за собой, как иногда трудно «не копать»?