Фотографий Ленина, учитывая непростые двадцатые, крайнюю занятость Ленина, технические сложности, немало. Снимали его, без скидок, выдающиеся фотографы, по сути, классики советского фотоискусства - Лев Леонидов, Петр Оцуп, Моисей Наппельбаум. Были и другие, но о них - в следующий раз.
Охватить в одной статье эту тему, конечно, не получится, но почему бы не вспомнить некоторые фотоработы? Тем более дата значимая - исполнилось ровно сто лет со дня смерти В.И. Ленина. И как бы ни относились к нему (а диапазон оценок личности и деятельности вождя - колоссальный! ), отрицать, что наша история, по сути, раскололась на "до" и "после" Ленина, трудно...
Фотографии, о которых пойдет речь, интересны прежде всего тем, что об истории их съемки хранились рассказы самих фотографов.
...Пожалуй, каждый, кто застал советские времена, узнавал внимательный прищур Ильича с полувзгляда. Но после Октябрьской революции, хоть имя Ленина было на слуху, как он выглядел, было загадкой для народа. В 1917 году портретов Ленина просто не публиковалось.
Вспоминает рабочий Андреев, приглашенный на прием к Ленину 5 декабря 1917 года:
- Я представлял себе Владимира Ильича могучим человеком с большой шевелюрой наподобие Карла Маркса. Курлынин рисовал Ленина в том же роде, только волосы, ему казалось, должны быть не такие, как у Маркса,, а поменьше и по-другому причесаны.
Первую фотосъемку в Смольном поручили Моисею Соломоновичу Наппельбауму.
Снимали Ленина в конференц-зале, там были большие окна, дававшие больше света. У Наппельбаума была с собой дорожная камера небольшой светосилы. Но поначалу дело не шло - фотограф в непривычной обстановке нервничал, Ленина постоянно отвлекали - то приносили документы на подпись, то обращались за разъяснениями...
«С первого же мгновения меня поразила его простота,—вспоминает фотограф.—Ни малейшей позы, ни одного движения, бьющего на эффект. Невысокого роста, широкоплечий, в люстриновом пиджаке, из нагрудного кармана которого торчало «вечное» перо, быстрый и четкий в движениях, красиво посаженная голова с большим, открытым лбом...».
Первая же фотография оказалась удачной. Чтобы уловить выражение глаз и поймать переменчивое петроградское солнце, Наппельбаум рискнул недодержкой. Но и четко очерченный купол лба, и внимательный взгляд в камеру, и свободная поза получились превосходно.
А фразу Ленина: "— Не будем мешать! Сейчас диктатура фотографа!" Наппельбаум услышал в 1920 году, когда снимал работу казачьего съезда. Мастер долго рассаживал участников, набежали советчики... Но непрошенных помощников Ленин легко осадил.
Парная фотография Ленина и Калинина - как раз из той серии. Но Ленин здесь совсем не тот мощный мыслитель с лукавым прищуром - усталый, задумчивый человек...
Однако право первого фото Ленина в Кремле оспаривает Петр Оцуп - этот мастер обладал невероятной настойчивостью в погоне за редким кадром (ценное качество для фотографа!) В 1918 году, после переезда правительства в Москву, он попросился на прием к Ленину, чтобы показать ему снимки историко-революционного характера - Оцуп снимал много уличных сцен революции, фиксируя и манифестации, и солдат, и толпу, добивается допуска в правительственные учреждения новой республики...
Ленин внимательно просмотрел фотографии, а дойдя до сцены июльского расстрела рабочих заметил: "Вы делаете нужное дело. Обязательно продолжайте". Тут-то Оцуп и попросил разрешения сделать снимок вождя. Ленин, правда, отказался, но Петр Оцуп, выйдя за дверь, быстро внес в кабинет заранее приготовленную камеру на треноге. Ленин удивился, улыбнулся и... согласился: "Ну, что с вами сделаешь!". А пока фотограф готовил аппарат, принялся просматривать газету. Фотограф не мог упустить и этот кадр...
Чуткое отношение к фотографам, понимание важности их дела, отмечают, пожалуй, все фотографы, оставившие воспоминания. Тем более, что, по словам Крупской, Ленин сниматься не любил, а лишь "подчинялся горькой необходимости".
Фотограф Лев Леонидов в 1926 году в журнале "Советское фото" сетует, что отношение Ильича к "даже"-фотографам выгодно отличает его от неуловимого товарища Зиновьева и решительно отказывающихся от любых съемок Бухарина и Сталина!
Леонидову удалось заснять Ленина у рупора, когда записывалась речь для пластинки:
В том же 1919 году вновь шла запись речи Ленина, и снова Лев Леонидов присутствовал при этом. Ленин был, кажется, в хорошем настроении, и фотограф попросил разрешения сделать снимок. Но Ленин отказал:
-Я простужен. Здесь холодно, я пальто снять не могу. Давайте уже в другой раз.
Видимо, на лице Леонидова отразилось огорчение (настаивать он, конечно, не посмел), и Ленин тут же сказал:
- Ну, хорошо! В пальто хотите? Снимайте, только недолго.
Фотография получила большое распространение, хотя она совершенно непарадная, Ленин здесь отрешенный и усталый.
А вот эту фотографию Льва Леонидова очень полюбили художники - Ленин здесь в ораторском порыве произносит речь на Свердловской площади в день отправки войск на польский фронт - 5 мая 1920 года.
А вообще тема съемок советских вождей - интереснейшая. Особенно в 20-е годы, когда ещё многие были живы, а иные - не забронзовели в ходе истории...
С пламенным приветом, как всегда ваша, - Умная Эльза.