Найти тему

Подборка упражнений по теме "Наречие" для 7 класса (часть 1)

Оглавление

Эту подборку можно использовать для организации самостоятельной, индивидуальной и дифференцированной работы учащихся в классе и дома.

Наречие как часть речи

Упражнение 1

Закрасьте колонки, в которых даны словосочетания с наречиями.

-2

Упражнение 2

Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в нём наречия, поставьте к ним вопросы. Подчеркните их как члены предложения.

Мшары

Влево от боровых озёр лежат гр...мадные мещёрские болота – мшары.

Это сплошь заро...шие озёра зан...мающие площ...дь в трист... тысяч... гектаров. Кое-где на мшарах в...дны песча(н/нн)ые бугры пор...сшие сосняком и папоротником.

Однажды в конце сентября мы подошли к Поганому озеру. Берега у него – густое ск...пление трав мхов корней кача...щихся под ногами. Под тощ...й травой стояла бездо(н/нн)ая вода. К вечеру над озером нежданно-негаданно СОБР...лась гроза которая р...сла на глазах. Маленькое грозовое облако стремительно пр...вращалось в зловещ...ю тучу. Молнии без устали хл...стали в мшары рядом с нами, и на душе у нас было неважно. Темнело быстро, по-осеннему. Идти по завалам в темноте было невыносимо трудно, каждые десять минут мы проверяли напр...вление по фосфорному комп...су и только за полноч... наткнулись на заброше(н/нн)ую дорогу и дошли по ней к озеру где жил пр...ятель.

(По К. Паустовскому)

  1. Определите стиль текста (публицистический / научный / официально-деловой / разговорный / художественный).
  2. Определите тип речи.
  3. Найдите в тексте эпитеты (образные прилагательные, причастия).

Упражнение 3

Замените фразеологизмы наречиями из раздела «Слова для справок».

Образец: пальчики оближешь – вкусно.

  1. Без году неделя
  2. Как две капли воды
  3. Кот наплакал
  4. Чуть свет
  5. Как снег на голову
  6. Днём с огнём
  7. Комар носа не подточит

Слова для справок: мало, очень похожи, недолго, рано, внезапно, редко, качественно.

Упражнение 4

Спишите пословицы, вставляя во вторую часть антонимы к наречиям из первой части.

1. Мягко стелет, да … спать. 2. Сначала подумай, … сделай. 3. Легко пообещать, … слово сдержать. 4. Тяжело в учении – … в бою. 5. Думай ввечеру, что делать .... 6. Кто мало говорит, тот … делает. 7. Не взлетай высоко, не будешь падать …. 8. Делай хорошо, а … само получится. 9. Бойся коровы спереди, а лошади – ….

Презентацию к уроку по теме «Понятие о наречии. Разряды наречий» можно найти здесь. (Скриншоты некоторых слайдов из презентации см. ниже).

Разряды наречий

Упражнение 1

Определите, к какой смысловой группе (разряду) относятся наречия. Заполните таблицу.

-4

Упражнение 2

Спишите наречия, распределите их по колонкам таблицы в зависимости от разрядов, к которым они относятся.

Сегодня, громко, рано, специально, здесь, ужасно, удивительно, вчера, назло, сгоряча, поневоле, в шутку, чересчур, очень, навстречу.

-5

Презентацию к уроку по теме "Способы образования наречий" можно найти здесь. (Скриншоты некоторых слайдов из презентации см. ниже).

Степени сравнения наречий

Упражнение 1

Запишите пословицы и поговорки, вставьте в них подходящие наречия в форме простой сравнительной степени из раздела «Слова для справок».

1. В гостях хорошо, а дома… .

2. Тише едешь – … будешь.

3. Здоровье всего … .

4. Слушай больше, а говори … .

5. Правда… всего.

6. Утро вечера… .

7. Подальше положишь – … возьмёшь.

8. … земли не упадёшь.

9. Худой мир …доброй ссоры.

10. Уговор … денег.

11. … головы не прыгнешь.

12. Друга … потерять, чем найти.

Слова для справок: лучше, дальше, дороже, меньше, лучше, мудренее, поближе, дальше, лучше, дороже, выше, легче, хуже.

Упражнение 2

Найдите предложения с грамматическими ошибками. Запишите предложения правильно.

1. Он пришёл к финишу быстрее всего.

2. Городские дома выше сельских домиков.

3. Матвей оказался более сильнее, чем Макар.

4. На засуш­ливых почвах вырастить обильный урожай более сложнее.

5. Наше выступление оказалось интереснее, чем выступление других команд.

Презентацию по теме "Степени сравнения наречий. Грамматические нормы" можно найти здесь. (Скриншоты некоторых слайдов из презентации см. ниже).

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е

Упражнение 1

Закрасьте ячейки: если слово с НЕ пишите слитно, закрасьте красным, если раздельно - жёлтым.

  1. (не) решительно
  2. (не) ряшливо
  3. (не) большой, но удачный
  4. (не) цветет
  5. (не) весело
  6. нисколько (не) трудно помочь
  7. (не) былицы
  8. (не) умный
  9. далеко (не) трудная задача
  10. (не) навидеть
  11. (не) вежественно
  12. (не) правда, а ложь
  13. (не) большой, а маленький
  14. очень (не) красиво
-8

Упражнение 2

Спишите, раскрывая скобки.

Погода вскоре (не) уловимо изменилась. 2.(Не) давно одна из вылазок, с отлучкой от логова на целый день и ночь, чуть было (не) кончилась для волков (не) ожиданной бедой. 3. (Не) угомонные волчата не столько отдыхали, сколько бегали вокруг, принюхиваясь и присматриваясь ко всему, что привлекало их любопытство. 4. (Не) подалеку от волков с волчатами, (не) много в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. Их было (не) мало.

Упражнение 3

Озаглавьте текст. Спишите его, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите наречия и подчеркните как члены предложения.

Мы продв...гаемся медле(н/нн)о поперёк лесной реч...нки. Мне (не) много жутко, так как я (ни/не) чего, даже воды (не) вижу, но я всё же (ни/не) чем (не) выдаю своего страха. Наконец мы выход...м на упругий песча(н/нн)ый берег, (не) подалёку от (не) большой полянки. Только теперь замечаю, что ночь (не) много посветлела.

От земли подн...мается туман. На его седом фоне (не) ясно вырисов...ваются ближайшие сосны. Я (не) знаю, много ли проход...т времени. Внезапно мой слух пор...жается стра(н/нн)ыми звуками, так что я (не) вольно вздраг...ваю от (не) ожиданности. Что бы это могло быть? Я (ни/не) как (не) могу опр...делить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. Они тороп...тся, будто вторя друг другу, и лес (не) медле(н/нн)о откл...кается на них звонким и чистым отзвуком. «Это журавли(н/нн)ые стаи нач...ли свою утре(н/нн)юю перекличку»,- ш...потом говорит мне мой спутник.

Стихло. Всё вновь погружается в прежн...ю (не/ни) чем (не) возмутимую тишину. Как я ни пр...слуш...вался, (не/ни) чего (не) мог различить, кроме (не) пр...рывного глухого шума.

  1. Определите и запишите главную мысль текста.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип речи.

Презентацию по теме "НЕ с наречиями. Приставки НЕ и НИ в отрицательных наречиях" можно найти здесь. (Скриншоты некоторых слайдов из презентации см. ниже).

(Продолжение подборки – в следующей публикации).

Скачать всю подборку с ответами можно здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.