Найти в Дзене
Отворотка

На Белое море и обратно (27.05-13.06.22) - Часть 3

На Белое море и обратно (27.05-13.06.22) Предыдущая часть... День 3 - Вирма - Колежма Сегодня едем кататься так сказать вдоль берега Белого моря. В планах доехать до Колежемской губы.
Погода сегодня как на заказ, тепло и солнечно. На берегу поставили стулья, стол и приготовили завтрак. На горизонте то и дело появляются огромные корабли. Примерно в 10 часов мы выехали в сторону Вирмы. Дорога конечно местами не очень, пришлось немного спустить колеса, но в общем, нормально. В час дня мы были уже на месте.
Немного о самой Вирме.
Ви́рма (карел. Virma) — старинное село в составе Сумпосадского сельского поселения Беломорского района Республики Карелия, памятник истории. В начале XII века пришли на виремские земли карелы, потеснив местное население – саамов. А позже уже и новгородцы потянулись в эти земли. Как и Сорока (сейчас Беломорск) стали эти земли вотчиной Марфы-посадницы (Марфа Борецкая, де-факто новгородская правительница, выступавшая за независимость Новгорода от Москвы, в результ

На Белое море и обратно (27.05-13.06.22)

Предыдущая часть...

День 3 - Вирма - Колежма

Сегодня едем кататься так сказать вдоль берега Белого моря. В планах доехать до Колежемской губы.

Погода сегодня как на заказ, тепло и солнечно.

-2
-3

На берегу поставили стулья, стол и приготовили завтрак.

-4

На горизонте то и дело появляются огромные корабли.

-5

Примерно в 10 часов мы выехали в сторону Вирмы. Дорога конечно местами не очень, пришлось немного спустить колеса, но в общем, нормально. В час дня мы были уже на месте.

Немного о самой Вирме.

Ви́рма (карел. Virma) — старинное село в составе Сумпосадского сельского поселения Беломорского района Республики Карелия, памятник истории.

-6

В начале XII века пришли на виремские земли карелы, потеснив местное население – саамов. А позже уже и новгородцы потянулись в эти земли. Как и Сорока (сейчас Беломорск) стали эти земли вотчиной Марфы-посадницы (Марфа Борецкая, де-факто новгородская правительница, выступавшая за независимость Новгорода от Москвы, в результате поражения Новгорода во время московско-новгородской войны 1477—1478 годов, Новгород со всеми своими землями был навсегда присоединён Иваном III к Москве. Марфа-посадница была лишена всех своих вотчин, была увезена из Новгорода, приняла постриг и умерла в монастыре или была казнена).

Так, бывшие новгородские земли виремского берега Поморья перешли под московское владение и к Соловецкому монастырю. Сохранились документы (купчие и жалованные грамоты), датируемые 1459-ым годом, в которых упоминается о том, что некие Моисей Фёдорович и супруга его Наталья с детьми уступили свои земли по устью Вирмы Соловецкой обители.

А из Писцовых книг «Обонежской Пятины» писца А. Лихачёва 1563 года следует, что: «В Вирме реки поставлена церковь ново после письма верховный апостол Пётр и Павел, а у церкви… деревня у Вирмы 1 двор дьяка, 1 двор пономарский, 1 двор монастырский… деревня на усть Вермы на Корзе, 17 крестьянских дворов,11 дворов бобыльских, 3 обжи…». Из чего следует, что уже к 16 веку была Вирма крупным поморским селением, здесь был церковный приход, а первым священником его был некто Иоанн Сорокин. В сохранившихся письменных документах ХVI века сообщается о самом древнем на Поморском берегу, в Вирме, усолье (усолье – место добычи соли). В 1603-м году с виремских соляных варниц было продано 5959 пудов соли. К XVII веку в Вирме было уже три монастырские солеварни. Однако уже к XVIII они приходят в упадок, и жители Вирмы занимаются традиционным для здешних мест промыслом – ловом рыбы, боем пушного и морского зверя.

К концу ХIХ в в Вирме насчитывалось 70 дворов и 385 местных жителей. И если ещё в 30-ых годах 19-го столетия село было приписано к Сумскому приходу, то уже к концу восстановили в самостоятельный. К началу ХХв. виремские промышленники имели 55-60промысловых судов типа шняк и ёл.

История Вирмы после 1917-го года
После революции Вирма не избежала участи коллективизации. 21 октября 1929 года здесь был создан рыболовецкий колхоз «Труженик». Промысел рыбы осуществлялся традиционно как в Белом море, так и в Баренцевом. Добывали морские водоросли: фукус и ламинарию (морская капуста).

Колхоз насчитывал 8 бригад, но в путину до 50 процентов рыбаков были женщины. В связи с этим, на время путины в колхозе открывались детские ясли (на 15 детей).

В годы Великой Отечественной войны многие мужчины Вирмы ушли на фронт. Женщинам села пришлось трудиться на лесозаготовках для фронта, уходя в лес не на одну неделю. В колхозе был организован детский сад. А дети среднего и старшего школьного возраста ходили на учёбу в интернат в Сумском Посаде. Матери, сёстры и дочери ушедших на фронт мужчин промышляли рыбу. На Оленьем острове была обустроена артель для укладывания сельди в бочки.

В посёлке работала изба-читальня, которая считалась лучшей на Поморском берегу. При ней работал стол справок, а вечерами виремцы собирались в избе узнать новости с фронта, почитать газеты и журналы или скоротать вечер за прослушиванием патефона. Не прекращались в годы войны занятия в виремской начальной школе. К основным, общеобразовательным предметам приходилось детям изучать азы химической и противовоздушной обороны. В помощь фронту учащиеся собирали металлический лом, заготавливали кору для колхозных нужд, собирали грибы и ягоды. Девочки шили кисеты, воротнички, вязали рукавицы перчатки бойцам Советской Армии.

С окончанием войны в село вернулась мирная жизнь, но не все виремцы вернулись живыми с фронта. В память о погибших воинах-односельчанах в Вирме в 2005 году установлен памятный монумент. Здесь увековечены имена селян, сложивших головы в Зимнюю войну 1939-40гг. и в Великую Отечественную.

-7

К 1950 году в Вирме насчитывалось 98 дворов и 295 человек, постоянно проживавших в селе. В колхозе «Труженик» числилось: МТФ (молочно-товарная ферма), ОТФ (овце товарная ферма), имелась коневодческая ферма, коровник, телятник, 3 рыбацких стана, свой радиоузел и силосная башня. К колхозным полям было приписано около 495 га земли. На селе работала своя восьмилетняя школа, детсад, клуб и медпункт.

К концу ХХ века Вирму постигла участь многих наших российских сёл. Колхоза здесь сейчас нет, как и какой-либо активной сельской жизни. Из постоянно проживающих на селе осталось всего несколько человек. Но деревня не умерла. По ухоженным домам видно, что жизнь здесь течёт своим чередом. Правда в домах этих всё больше проживают те, кто родился тут, уехал в город, а возвращается в родные места время от времени. А также часть домов теперь – это дачи.

Главная достопримечательность Вирмы это Церковь Петра и Павла

-8

Известно, что достаточно длительное время деревня Вирма входила в состав вотчин знаменитой Марфы-посадницы. Вотчина занимала лидирующее положение среди новгородских феодалов по территориальным размерам владений в Карелии. Но вскоре после падания боярщины в Новгороде все владения бояр были изъяты. Именно с того времени дошли до нас первые упоминания о храме, первым священником которого был Иоанн Сорокин. Какой именно была эта церковь - сказать сложно, известно только, что она была предшественницей Петропавловской церкви. Считается, Петропавловская церковь была выстроена не ранее чем в 1625 г.

-9

Внешний вид церкви поражает своим пластическим богатством, которое прекрасно контрастирует с окружающей скудной природой. Четверик – это центральное помещение храма, которое увенчано пятиглавым кубом и необычным покрытием в виде пологого шатра с кривыми гранями, а на вершине его находится центральная глава.

-10

С восточной части к четверику церкви примыкает пятистенный алтарь, который перекрыт бочкой.

-11

С запада располагаются сени и трапезная.

-12

Что касается формы покрытия Петропавловского храма, то он относится к кубоватому типу, возникшему и широко распространившемуся на Русском севере в 17 в. Есть несколько причин, которые повлияли на появление столь нарядного и замысловатого покрытия. Одной из них является запрет патриарха Никона на строительство шатровых храмов.

-13

Данную гипотезу можно подтвердить и тем, что ранее утраченная церковь Параскевы Пятницы, которая располагалась в селе Шуерецком и которая была построена в 1666 г., имела только одну главку, которая венчала вытянутый куб, издали напоминающий шатер. Кроме этого, появлению замысловатых живописных форм покрытия способствовали и новые декоративные тенденции, коснувшиеся искусства в 17 в. Низкий четверик, немного грубоватый куб и особенно массивная центральная глава говорят о древности данной церкви.

-14

Петропавловская церковь дошла до современного времени не в первоначальном виде. Как и наибольшее количество памятников деревянного зодчества всего Русского севера, в ходе эксплуатации она подвергалась немалому количеству реконструкций, которые совмещались с разного рода ремонтами, отражавшими различные периоды строительно-архитектурных тенденций.

Первый ремонт здание церкви перенесло в период 1635-1639 г.г. Далее последовала перестройка спустя полвека. Помимо этого, есть предположение, что церковь повторно освящалась, ведь в то время не могли не отразиться на храме последствия набегов шведов, а также переустановки окон, а также тяблового иконостаса вследствие несоответствия новым церковным канонам. В 1842 г. Петропавловский храм впервые был окрашен охрою; в 1874 г. церковь была перекрашена белилами и обита новыми обоями внутри помещения; в 1893 г. церковь также подвергалась незначительным изменениям, касающимся побелки и покрытия тесом. Немалое количество переделок не могло не нанести урон внутреннему и внешнему убранству церкви, тем более, что достоверных следов от западной части почти не сохранилось. Значительно пострадала обшивка северной части стены центрального столпа.

-15

Само конструктивное решение церкви и алтаря является традиционным: стены выполнены из бревен диаметром 36 см и стесаны с внутренней части более чем на половину; бревна имеют округлые края и в верхней части постепенно расширяются.

-16

На чердаке главного помещения можно изнутри увидеть конструкцию куба, который венчает церковь. Куб вырублен из бревен с зазорами и покоится на шестивенцовом четверике, который врублен в наружные стены церкви на уровне высоты повалов. Данное сооружение очень устойчиво благодаря бревенчатым стенам, пересекающимся под прямым углом.

-17

Что касается духовного наследия церкви, то согласно историческим данным, тябловый иконостас Петропавловской церкви состоял из четырех иконных ярусов 17 в., а сам иконостас датируется 1625 годом. Сейчас от него ничего не осталось.

-18

В интернете нашлось несколько старых фото церкви, примерно 1956-1960 гг.

-19
-20
-21
-22

Едем дальше, Сумский Посад мы проехали насквозь, решили посмотреть его на обратном пути, а сейчас решили доехать до самой дальней точки нашего маршрута, до Колежмы.

Колежма - село расположено в устье реки Колежма на берегу Онежской губы Белого моря. Рыболовство является основным занятием местного населения со времен основания села.

-23

В Колежме есть небольшой рыболовецкий порт. В советское время действовал рыболовецкий колхоз «Заря Севера», организованный в 1930 году. Первым председателем колхоза был Тимофей Григорьевич Пакулин.

-24

Часовня в Колежме установлена в 2010-ом году. До революции в селе действовала церковь Сретения Господня, построенная в 1896-1903 годах с попечением крестьянина И. В. Кочина и других селян. Была деревянной трёхпрестольной, с примыкающей трапезной с шатровой колокольней. В 1930-х годах её закрыли и переделали под сельский клуб. А в память об утраченной церкви в наше время отстроили эту, небольшую часовню.

У сельского этого храма, как и подобает, есть и звонница. Установлена она рядом со зданием часовни, под шатровым перекрытием:

-25

До революции действовала церковь Сретения Господня. Она была построена в 1896-1903 годах крестьянина И. В. Кочина и других жителей. Деревянная трёхпрестольная, к ней примыкали трапезная с шатровой колокольней. В 1930-х годах её закрыли и переделали под клуб.

-26

Немного истории:
Первое летописное свидетельство о существовании Колежмы относится к 1548 году. Однако история поселения, видимо, началась значительно раньше, во времена колонизации этого побережья выходцами из новгородских земель (около XIV-XVвв). При Марфе Борецкой (Марфе Посаднице) вотчины эти, согласно писцовым книгам, принадлежали именно ей, но отошли в 1478 году вместе со всей Новгородской республикой под подчинение централизованного Русского государства под властью Ивана Васильевича (Ивана III Великого) в результате окончательной победы Москвы над Новгородом в Московско-новгородской войне (1477-1478гг).

Позже, в 1550 году, Иван Грозный отписал эти земли Соловецкому монастырю. Согласно писцовым книгам тех лет, по реке Колежма числилось 12 крестьянских дворов, ещё в трёх дворах проживало 4 бобыля, а 9 находились в запустении, работало 8 соляных варниц. К 1583 году у церкви на погосте стояли 3 двора церковных причетников и приказчика Соловецкого монастыря, а деревня Рубьевщина раскинулась по обе стороны Колежмы. Другая же (видимо, земли современной Колежмы) – располагалась у самого устья. Здесь насчитывалось 19 дворов и 43 человека, а также 4 двора бобылей, которые нанимались на работу на соляные варницы.

Железная пустынь
Около нынешней Колежмы в середине XVI века по указанию игумена Соловецкого монастыря Филиппа (в миру Ф. Колычев) на берегу реки Пяла, что впадает в реку Колежма, на месте старых кузниц была основана «Железная пустынь» – железоделательный оружейный завод. Первое подобного типа промышленное производство в Карелии. Вотчинные крестьяне села Колежмы поставляли на завод обожжённые болотные и озёрные руды (бурый железняк, лимонит).

Завод проработал более 150 лет и был закрыт в начале XVIII века в связи с началом строительства государственных Шуйского оружейного и Кончезерского чугуноплавильного заводов.

В 1964 году на месте, где некогда стоял завод, была найдена казённая часть ствола чугунной пушки, разорвавшаяся, видимо, при огневом испытании (ныне она хранится в Национальном музее Республики Карелия). Данная находка свидетельствует, что в Железной пустыни осваивали и оружейное дело.

Поморская Колежма стала родиной известных капитанов и судовых механиков и в наше время: Пакулин, Кликачев, Постников, Золотовский, Трифонов, Пайкачев и др. Здесь – родина настоящих судостроителей и рыбаков Русского Севера. В 30-ых годах двадцатого века здесь был создан рыболовецкий колхоз «Заря Севера», ставший одним из самых успешных хозяйств Беломорья. Первым председателем колхоза стал авторитетный селянин Тимофей Григорьевич Пакулин. В память об этом на стенах и ныне существующей конторы «Зари Севера» установлена памятная доска:

-27

Всего через два года после основания «Зари Севера» рыболовецкое хозяйство становится колхозом-миллионером. К 1940 году его доход достигал 1062 тыс. рублей. Во время Великой Отечественной войны рыбаки Колежмы перевыполняли план вылова рыбы более чем на 250%, колхоз дал стране и фронту сверх плана сотни центнеров продукции. Память селян хранит имена колежемских рыбаков: Сопунов, Кононов, Егоров, Лёгкий и др.

Здание конторы «Заря Севера» находится в самом центре села и возле него (где ещё в каком селе такое увидишь?) установлен бюст одному из уроженцев Колежмы – Якову Ивановичу Юдину (1879 – 1954). Знаменит Я.В. Юдин тем, что одним из первых вступил в рыболовецкий колхоз, где до самой своей кончины проработал конюхом, и стал самым первым из работников сельского хозяйства Карелии, удостоенным звания героя Социалистического Труда (1949г).

-28

Река Колежма растекается по селу двумя рукавами, огибая небольшие острова в устье, между которыми перекинуты два моста.

-29
-30

На берегу реки встречаемся много судов, которые уже наверно никогда не спустятся на воду.

-31
-32
-33
-34

Осмотрев Колежму, проезжаем чуть дальше, наша конечная точка, это остров Лопский в Колежемской губе, место, где можно вплотную выехать на авто на берег моря, где расположена турбаза "Лопский берег".

-35
-36

Уже с дамбы были видны домики. Мы хоть и не планировали там ночевать, но решили заехать, узнать, что по чем.

-37

Еле-еле узнали цену номера, связи там нет, а хозяин уехал, остался только обслуживающий персонал. Цена конечно была космическая, озвучили нам в районе 10к за номер. Дорого. Ну может договоримся чтоб душ принять? Нет, душа в номерах нет, только баня за 5к с человека. Ничего себе цены... Ну ладно, а покушать в столовке? Покушать тоже нельзя, готовят только постояльцам по пред заказом. Ну в общем понятно, очередное место для богатых, делать тут нечего, но место красивое.

-38
-39
-40

Погуляв по территории, выезжаем обратно. Тут дорога проходит почти в плотную к берегу, остановились тут, подышать морским воздухом и попить чай.

-41
-42
-43
-44

Продолжение....

  • В статье использованы материалы:

Народный каталог православной архитектуры ( sobory.ru )
Автопутешествия и приключения Копытного ( drunkyhorse.com )
Музей-заповедник «Кижи» ( kizhi.karelia.ru )

  • Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!