На Белое море и обратно (27.05-13.06.22)
День 3 - Вирма - Колежма
Сегодня едем кататься так сказать вдоль берега Белого моря. В планах доехать до Колежемской губы.
Погода сегодня как на заказ, тепло и солнечно.
На берегу поставили стулья, стол и приготовили завтрак.
На горизонте то и дело появляются огромные корабли.
Примерно в 10 часов мы выехали в сторону Вирмы. Дорога конечно местами не очень, пришлось немного спустить колеса, но в общем, нормально. В час дня мы были уже на месте.
Немного о самой Вирме.
Ви́рма (карел. Virma) — старинное село в составе Сумпосадского сельского поселения Беломорского района Республики Карелия, памятник истории.
В начале XII века пришли на виремские земли карелы, потеснив местное население – саамов. А позже уже и новгородцы потянулись в эти земли. Как и Сорока (сейчас Беломорск) стали эти земли вотчиной Марфы-посадницы (Марфа Борецкая, де-факто новгородская правительница, выступавшая за независимость Новгорода от Москвы, в результате поражения Новгорода во время московско-новгородской войны 1477—1478 годов, Новгород со всеми своими землями был навсегда присоединён Иваном III к Москве. Марфа-посадница была лишена всех своих вотчин, была увезена из Новгорода, приняла постриг и умерла в монастыре или была казнена).
Так, бывшие новгородские земли виремского берега Поморья перешли под московское владение и к Соловецкому монастырю. Сохранились документы (купчие и жалованные грамоты), датируемые 1459-ым годом, в которых упоминается о том, что некие Моисей Фёдорович и супруга его Наталья с детьми уступили свои земли по устью Вирмы Соловецкой обители.
А из Писцовых книг «Обонежской Пятины» писца А. Лихачёва 1563 года следует, что: «В Вирме реки поставлена церковь ново после письма верховный апостол Пётр и Павел, а у церкви… деревня у Вирмы 1 двор дьяка, 1 двор пономарский, 1 двор монастырский… деревня на усть Вермы на Корзе, 17 крестьянских дворов,11 дворов бобыльских, 3 обжи…». Из чего следует, что уже к 16 веку была Вирма крупным поморским селением, здесь был церковный приход, а первым священником его был некто Иоанн Сорокин. В сохранившихся письменных документах ХVI века сообщается о самом древнем на Поморском берегу, в Вирме, усолье (усолье – место добычи соли). В 1603-м году с виремских соляных варниц было продано 5959 пудов соли. К XVII веку в Вирме было уже три монастырские солеварни. Однако уже к XVIII они приходят в упадок, и жители Вирмы занимаются традиционным для здешних мест промыслом – ловом рыбы, боем пушного и морского зверя.
К концу ХIХ в в Вирме насчитывалось 70 дворов и 385 местных жителей. И если ещё в 30-ых годах 19-го столетия село было приписано к Сумскому приходу, то уже к концу восстановили в самостоятельный. К началу ХХв. виремские промышленники имели 55-60промысловых судов типа шняк и ёл.
История Вирмы после 1917-го года
После революции Вирма не избежала участи коллективизации. 21 октября 1929 года здесь был создан рыболовецкий колхоз «Труженик». Промысел рыбы осуществлялся традиционно как в Белом море, так и в Баренцевом. Добывали морские водоросли: фукус и ламинарию (морская капуста).
Колхоз насчитывал 8 бригад, но в путину до 50 процентов рыбаков были женщины. В связи с этим, на время путины в колхозе открывались детские ясли (на 15 детей).
В годы Великой Отечественной войны многие мужчины Вирмы ушли на фронт. Женщинам села пришлось трудиться на лесозаготовках для фронта, уходя в лес не на одну неделю. В колхозе был организован детский сад. А дети среднего и старшего школьного возраста ходили на учёбу в интернат в Сумском Посаде. Матери, сёстры и дочери ушедших на фронт мужчин промышляли рыбу. На Оленьем острове была обустроена артель для укладывания сельди в бочки.
В посёлке работала изба-читальня, которая считалась лучшей на Поморском берегу. При ней работал стол справок, а вечерами виремцы собирались в избе узнать новости с фронта, почитать газеты и журналы или скоротать вечер за прослушиванием патефона. Не прекращались в годы войны занятия в виремской начальной школе. К основным, общеобразовательным предметам приходилось детям изучать азы химической и противовоздушной обороны. В помощь фронту учащиеся собирали металлический лом, заготавливали кору для колхозных нужд, собирали грибы и ягоды. Девочки шили кисеты, воротнички, вязали рукавицы перчатки бойцам Советской Армии.
С окончанием войны в село вернулась мирная жизнь, но не все виремцы вернулись живыми с фронта. В память о погибших воинах-односельчанах в Вирме в 2005 году установлен памятный монумент. Здесь увековечены имена селян, сложивших головы в Зимнюю войну 1939-40гг. и в Великую Отечественную.
К 1950 году в Вирме насчитывалось 98 дворов и 295 человек, постоянно проживавших в селе. В колхозе «Труженик» числилось: МТФ (молочно-товарная ферма), ОТФ (овце товарная ферма), имелась коневодческая ферма, коровник, телятник, 3 рыбацких стана, свой радиоузел и силосная башня. К колхозным полям было приписано около 495 га земли. На селе работала своя восьмилетняя школа, детсад, клуб и медпункт.
К концу ХХ века Вирму постигла участь многих наших российских сёл. Колхоза здесь сейчас нет, как и какой-либо активной сельской жизни. Из постоянно проживающих на селе осталось всего несколько человек. Но деревня не умерла. По ухоженным домам видно, что жизнь здесь течёт своим чередом. Правда в домах этих всё больше проживают те, кто родился тут, уехал в город, а возвращается в родные места время от времени. А также часть домов теперь – это дачи.
Главная достопримечательность Вирмы это Церковь Петра и Павла
Известно, что достаточно длительное время деревня Вирма входила в состав вотчин знаменитой Марфы-посадницы. Вотчина занимала лидирующее положение среди новгородских феодалов по территориальным размерам владений в Карелии. Но вскоре после падания боярщины в Новгороде все владения бояр были изъяты. Именно с того времени дошли до нас первые упоминания о храме, первым священником которого был Иоанн Сорокин. Какой именно была эта церковь - сказать сложно, известно только, что она была предшественницей Петропавловской церкви. Считается, Петропавловская церковь была выстроена не ранее чем в 1625 г.
Внешний вид церкви поражает своим пластическим богатством, которое прекрасно контрастирует с окружающей скудной природой. Четверик – это центральное помещение храма, которое увенчано пятиглавым кубом и необычным покрытием в виде пологого шатра с кривыми гранями, а на вершине его находится центральная глава.
С восточной части к четверику церкви примыкает пятистенный алтарь, который перекрыт бочкой.
С запада располагаются сени и трапезная.
Что касается формы покрытия Петропавловского храма, то он относится к кубоватому типу, возникшему и широко распространившемуся на Русском севере в 17 в. Есть несколько причин, которые повлияли на появление столь нарядного и замысловатого покрытия. Одной из них является запрет патриарха Никона на строительство шатровых храмов.
Данную гипотезу можно подтвердить и тем, что ранее утраченная церковь Параскевы Пятницы, которая располагалась в селе Шуерецком и которая была построена в 1666 г., имела только одну главку, которая венчала вытянутый куб, издали напоминающий шатер. Кроме этого, появлению замысловатых живописных форм покрытия способствовали и новые декоративные тенденции, коснувшиеся искусства в 17 в. Низкий четверик, немного грубоватый куб и особенно массивная центральная глава говорят о древности данной церкви.
Петропавловская церковь дошла до современного времени не в первоначальном виде. Как и наибольшее количество памятников деревянного зодчества всего Русского севера, в ходе эксплуатации она подвергалась немалому количеству реконструкций, которые совмещались с разного рода ремонтами, отражавшими различные периоды строительно-архитектурных тенденций.
Первый ремонт здание церкви перенесло в период 1635-1639 г.г. Далее последовала перестройка спустя полвека. Помимо этого, есть предположение, что церковь повторно освящалась, ведь в то время не могли не отразиться на храме последствия набегов шведов, а также переустановки окон, а также тяблового иконостаса вследствие несоответствия новым церковным канонам. В 1842 г. Петропавловский храм впервые был окрашен охрою; в 1874 г. церковь была перекрашена белилами и обита новыми обоями внутри помещения; в 1893 г. церковь также подвергалась незначительным изменениям, касающимся побелки и покрытия тесом. Немалое количество переделок не могло не нанести урон внутреннему и внешнему убранству церкви, тем более, что достоверных следов от западной части почти не сохранилось. Значительно пострадала обшивка северной части стены центрального столпа.
Само конструктивное решение церкви и алтаря является традиционным: стены выполнены из бревен диаметром 36 см и стесаны с внутренней части более чем на половину; бревна имеют округлые края и в верхней части постепенно расширяются.
На чердаке главного помещения можно изнутри увидеть конструкцию куба, который венчает церковь. Куб вырублен из бревен с зазорами и покоится на шестивенцовом четверике, который врублен в наружные стены церкви на уровне высоты повалов. Данное сооружение очень устойчиво благодаря бревенчатым стенам, пересекающимся под прямым углом.
Что касается духовного наследия церкви, то согласно историческим данным, тябловый иконостас Петропавловской церкви состоял из четырех иконных ярусов 17 в., а сам иконостас датируется 1625 годом. Сейчас от него ничего не осталось.
В интернете нашлось несколько старых фото церкви, примерно 1956-1960 гг.
Едем дальше, Сумский Посад мы проехали насквозь, решили посмотреть его на обратном пути, а сейчас решили доехать до самой дальней точки нашего маршрута, до Колежмы.
Колежма - село расположено в устье реки Колежма на берегу Онежской губы Белого моря. Рыболовство является основным занятием местного населения со времен основания села.
В Колежме есть небольшой рыболовецкий порт. В советское время действовал рыболовецкий колхоз «Заря Севера», организованный в 1930 году. Первым председателем колхоза был Тимофей Григорьевич Пакулин.
Часовня в Колежме установлена в 2010-ом году. До революции в селе действовала церковь Сретения Господня, построенная в 1896-1903 годах с попечением крестьянина И. В. Кочина и других селян. Была деревянной трёхпрестольной, с примыкающей трапезной с шатровой колокольней. В 1930-х годах её закрыли и переделали под сельский клуб. А в память об утраченной церкви в наше время отстроили эту, небольшую часовню.
У сельского этого храма, как и подобает, есть и звонница. Установлена она рядом со зданием часовни, под шатровым перекрытием:
До революции действовала церковь Сретения Господня. Она была построена в 1896-1903 годах крестьянина И. В. Кочина и других жителей. Деревянная трёхпрестольная, к ней примыкали трапезная с шатровой колокольней. В 1930-х годах её закрыли и переделали под клуб.
Немного истории:
Первое летописное свидетельство о существовании Колежмы относится к 1548 году. Однако история поселения, видимо, началась значительно раньше, во времена колонизации этого побережья выходцами из новгородских земель (около XIV-XVвв). При Марфе Борецкой (Марфе Посаднице) вотчины эти, согласно писцовым книгам, принадлежали именно ей, но отошли в 1478 году вместе со всей Новгородской республикой под подчинение централизованного Русского государства под властью Ивана Васильевича (Ивана III Великого) в результате окончательной победы Москвы над Новгородом в Московско-новгородской войне (1477-1478гг).
Позже, в 1550 году, Иван Грозный отписал эти земли Соловецкому монастырю. Согласно писцовым книгам тех лет, по реке Колежма числилось 12 крестьянских дворов, ещё в трёх дворах проживало 4 бобыля, а 9 находились в запустении, работало 8 соляных варниц. К 1583 году у церкви на погосте стояли 3 двора церковных причетников и приказчика Соловецкого монастыря, а деревня Рубьевщина раскинулась по обе стороны Колежмы. Другая же (видимо, земли современной Колежмы) – располагалась у самого устья. Здесь насчитывалось 19 дворов и 43 человека, а также 4 двора бобылей, которые нанимались на работу на соляные варницы.
Железная пустынь
Около нынешней Колежмы в середине XVI века по указанию игумена Соловецкого монастыря Филиппа (в миру Ф. Колычев) на берегу реки Пяла, что впадает в реку Колежма, на месте старых кузниц была основана «Железная пустынь» – железоделательный оружейный завод. Первое подобного типа промышленное производство в Карелии. Вотчинные крестьяне села Колежмы поставляли на завод обожжённые болотные и озёрные руды (бурый железняк, лимонит).
Завод проработал более 150 лет и был закрыт в начале XVIII века в связи с началом строительства государственных Шуйского оружейного и Кончезерского чугуноплавильного заводов.
В 1964 году на месте, где некогда стоял завод, была найдена казённая часть ствола чугунной пушки, разорвавшаяся, видимо, при огневом испытании (ныне она хранится в Национальном музее Республики Карелия). Данная находка свидетельствует, что в Железной пустыни осваивали и оружейное дело.
Поморская Колежма стала родиной известных капитанов и судовых механиков и в наше время: Пакулин, Кликачев, Постников, Золотовский, Трифонов, Пайкачев и др. Здесь – родина настоящих судостроителей и рыбаков Русского Севера. В 30-ых годах двадцатого века здесь был создан рыболовецкий колхоз «Заря Севера», ставший одним из самых успешных хозяйств Беломорья. Первым председателем колхоза стал авторитетный селянин Тимофей Григорьевич Пакулин. В память об этом на стенах и ныне существующей конторы «Зари Севера» установлена памятная доска:
Всего через два года после основания «Зари Севера» рыболовецкое хозяйство становится колхозом-миллионером. К 1940 году его доход достигал 1062 тыс. рублей. Во время Великой Отечественной войны рыбаки Колежмы перевыполняли план вылова рыбы более чем на 250%, колхоз дал стране и фронту сверх плана сотни центнеров продукции. Память селян хранит имена колежемских рыбаков: Сопунов, Кононов, Егоров, Лёгкий и др.
Здание конторы «Заря Севера» находится в самом центре села и возле него (где ещё в каком селе такое увидишь?) установлен бюст одному из уроженцев Колежмы – Якову Ивановичу Юдину (1879 – 1954). Знаменит Я.В. Юдин тем, что одним из первых вступил в рыболовецкий колхоз, где до самой своей кончины проработал конюхом, и стал самым первым из работников сельского хозяйства Карелии, удостоенным звания героя Социалистического Труда (1949г).
Река Колежма растекается по селу двумя рукавами, огибая небольшие острова в устье, между которыми перекинуты два моста.
На берегу реки встречаемся много судов, которые уже наверно никогда не спустятся на воду.
Осмотрев Колежму, проезжаем чуть дальше, наша конечная точка, это остров Лопский в Колежемской губе, место, где можно вплотную выехать на авто на берег моря, где расположена турбаза "Лопский берег".
Уже с дамбы были видны домики. Мы хоть и не планировали там ночевать, но решили заехать, узнать, что по чем.
Еле-еле узнали цену номера, связи там нет, а хозяин уехал, остался только обслуживающий персонал. Цена конечно была космическая, озвучили нам в районе 10к за номер. Дорого. Ну может договоримся чтоб душ принять? Нет, душа в номерах нет, только баня за 5к с человека. Ничего себе цены... Ну ладно, а покушать в столовке? Покушать тоже нельзя, готовят только постояльцам по пред заказом. Ну в общем понятно, очередное место для богатых, делать тут нечего, но место красивое.
Погуляв по территории, выезжаем обратно. Тут дорога проходит почти в плотную к берегу, остановились тут, подышать морским воздухом и попить чай.
- В статье использованы материалы:
Народный каталог православной архитектуры ( sobory.ru )
Автопутешествия и приключения Копытного ( drunkyhorse.com )
Музей-заповедник «Кижи» ( kizhi.karelia.ru )
- Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!