Mind map, она же ментальная карта, она же диаграмма связей, она же интеллект-карта — мощный инструмент структурирования информации и визуализации идей. На бумаге это многоцветная древовидная диаграмма, на деле — образ мышления с особым подход к организации данных. В этой статье расскажем, как интеллект-карты можно применять для решения бизнес-задач.
Предыстория
В студенческие годы Тони Бьюзена — будущего психолога и автора методики майндмэппинга — интересовали работа головного мозга и его потенциал. Не найдя ответы на свои вопросы в стенах университетской библиотеки, Бьюзен занялся собственным исследованием.
Изначально у психолога были совсем другие планы на майндмэппинг.
В своей книге «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления» он описывает методику так:
«Я считал, что интеллект-карты можно будет применять для:
- конспектирования лекций,
- фиксирования информации во время телефонного разговора, деловой встречи,
- проведения анализа во время изучения чего-либо.
Однако довольно скоро стало ясно, что интеллект-карта является не менее эффективным инструментом планирования, способна обеспечить всесторонний аналитический обзор по заданной теме, помогает генерировать новые идеи, найти неочевидные решения и отказаться от непродуктивных вариантов».
Потенциал майндмэппинга быстро вышел за рамки простого конспектирования: сейчас методикой пользуются бизнесмены, менеджеры, дизайнеры и любые специалисты, которые хотят работать с информацией эффективно.
На практике
Интеллект-карта сейчас — особое графическое изображение: в центре находится ключевой объект (вопрос, продукт, идея, проблема и т.д.), а от него отходят ветви — различные подкатегории и характеристики (ресурсы, задачи, ограничения и т.д.).
Майндмэппинг включает в работу оба полушария мозга: с одной стороны вы структурируете информацию, проводите анализ и используете логику, с другой — даете свободу творчества в ассоциациях и образах. Это позволяет не только представить линейные процессы в виде систем, но и глубже понять их сущность.
А еще майндмэппинг хорош, потому что он:
- помогает анализировать и запоминать большие объемы информации:
любой объемный текст можно превратить в лаконичную интеллект-карту, которая фиксирует только ключевые аспекты вопроса;
- эффективен в планировании:
одну комплексную цель можно разбить на задачи, приоритизировать и сгруппировать их, обозначить фреймворк;
- применяется при брейнштормах, презентациях и пич-деках:
вам нужно превратить 30 страниц бизнес-плана в презентацию на 10 слайдов с основными идеями? майндмэппинг поможет выделить суть и отсечь несущественное;
- легко меняется:
несмотря на то, что интеллект-карта — целостная система, вы всегда можете добавить новые идеи и взаимосвязи и расширить изображение.
Майндмэппинг в бизнесе
В любом бизнесе важно иметь четкое видение — это касается и повседневных рабочих процессов, и общих перспектив в целом. Майндмэппинг помогает систематизировать ежедневную бизнес-рутину, ставить краткосрочные цели и формировать стратегию развития бизнеса.
С помощью майндмэппинга вы можете:
- ставить разные цели (на квартал, полгода, год и т.д.);
- проводить конкурентный анализ;
- делать финансовые прогнозы;
- работать над бизнес-планом;
- запускать новый продукт или планировать выход на новый рынок;
- оформить воронку продаж;
- фиксировать информацию на собраниях/совещаниях/созвонах/конференциях;
- заниматься бренд-менеджментом;
- разрабатывать маркетинговые стратегии;
- улучшить клиентский опыт;
- брейнштормить с командой и не потерять ни одной идеи.
Сила интеллект-карт — в универсальности: начав работу над ней, вы обнаружите, насколько она на самом деле удобна и разнопланова.
Как создать интеллект-карту
Интеллект-карта индивидуальна, и многое в ней зависит от вашего вопроса, сферы деятельности, желаемого результата. Вы можете идти от цели и искать способы ее осуществления или, наоборот, с помощью составных частей идти к глобальной миссии.
Но есть общие правила, которых стоит придерживаться:
- Определите центральную тему. Вы должны четко понимать, какую проблему хотите решить, на какой вопрос ответить, какой объект описать.
Пример:
Майндмэппинг в бизнесе
- Проведите ветви — темы первого уровня. Это самые главные характеристики центральной темы. Постарайтесь выбрать только значимые направления, не распыляйтесь на все и сразу. Используйте ключевые слова или короткие формулировки.
Пример:
Маркетинг, Управление проектами, Стратегическое планирование, Бренд-менеджмент, Продажи
- Добавляйте следующие уровни. Конкретизируйте блоки первого уровня: оставляйте достаточное расстояние между блоками, чтобы схема была чистой и читаемой, используйте другие цвета и формы блоков. Главное — не отходить от центральной темы.
Пример:
Маркетинг — планирование рекламных кампаний на разных площадках, персонализация, улучшение клиентского опыта, конкурентный анализ.
Управление проектами — постановка целей, ресурсы, отслеживание дедлайнов.
- Используйте стрелки. Они покажут направление и характер взаимосвязей. Также это поможет увидеть, что даже самая маленькая подкатегория так или иначе связана с глобальной темой.
- Добавляйте изображения. Иллюстрируйте схему, добавляйте символы и ассоциации. Это поможет запомнить информацию.
- Составьте пояснение
К интеллект-карте можно составить текст-пояснение: там вы расшифруете ключевые слова, обоснуете те или иные решения. Такой контекст будет полезен, если вы решите поделиться интеллект-картой, например, с командой.
Сервисы для майндмэппинга
Интеллект-карту можно составить вручную на бумаге, но существуют специальные онлайн-сервисы и инструменты. Вот некоторые из них:
Xmind. Удобный и логичный сервис, работать можно с ПК и телефона. В браузерной версии можно приглашать пользователей для совместной работы.
Mindomo. Функциональный сервис с понятным управлением. Поддерживает аудио- и видео-контент, поддерживает разные виды схем.
Mindmeister. Сервис с приятным интерфейсом и гибкими макетами карт.
Coogle. Интуитивный сервис с широкими возможностями. Бесплатная версия позволяет сделать до 3 карт.
Miro. Русскоязычная платформа для командной работы. Интерактивная доска, позволяющая создавать макеты или использовать готовые, общаться в режиме реального времени, использовать различные инструменты.
Diagrams. Единственный полностью бесплатный сервис. Минималистичный функционал, отсутствует русскоязычная версия.