Замечательный возраст – дошкольное детство. Ребенок воспринимает сказанное слухом, зрением, осязанием и… воображением. Ежится, когда говоришь о снеге, - «Холодный!»; с готовностью подставляет ладошки, чтобы поймать снежинки-невидимки, которые – он точно знает – засыпают группу.
Искусство слова создает яркие образы, и рядом с ними, рука об руку, как добрые друзья, идут Внимание, Мышление, Речь. С каждой новой сказкой, выученным стихотворением или беседой, увлекшей ребенка, идут все увереннее и быстрее.
Сегодня мы читали стихи. Даже не стихи, - короткие стихотворные загадки. Форма чудесно воспринимается детьми: небольшой объем легко запомнить и осмыслить, а точные, выразительные сравнения заставляют ребят замирать от восторга: «Здорово придумал!».
О чем писал поэт? Кто знает? О снеге. А это… тоже снег. И сейчас снег. Правильно, отгадали.
С неба – звездой,
На ладошку – водой.
Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой.
Зимний дождь
Из звездочек-малышек
Не стучится в окна,
Не гремит по крыше.
Дождик этот в воздухе искрится,
А потом на землю
Скатертью ложится.
Скатерть бела,
Весь мир одела.
Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
Он черной тучей был сначала,
Он белым пухом лег на лес.
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез.
Из небесного мешка
Вдруг посыпалась мука!
Засыпает все вокруг -
Лес, поля, дома и луг…
А как только ты возьмешь
И муки той наберешь…
Смотришь, а ее уж нет!
Лишь остался мокрый след.
Что за странная мука?!
Не видать нам пирожка.
Дети смеются. На лицах – удивление и радость. Оказывается, снег похож и на одеяло, и на скатерть, и на пух, и на звездный дождь тоже!
Они слушают и учатся слышать, ищут в напевном потоке слов новые примеры: так ловец поднимает жемчужину со дна моря: «Смотрите! Смотрите все! Достал».
Еще немного, и внимательные слушатели станут творцами: записывай, торопись, лихорадочно черкай на листке. Искренне, со всей полнотой детской души мальчики и девочки распахивают двери в свой мир. Богатому делиться не жалко.
Итак, если вы хотите использовать этот прием на занятии или дома – со своими детьми:
1. Подберите загадки об одном и том же предмете или явлении. Например, снеге. Пусть малыш послушает и скажет, с чем поэт сравнивает снег? Почему?
2. Попросите ребенка придумать свои собственные сравнения: «Те, которых еще не было, понимаешь?».
3. Обязательно запишите мысли ребенка. Это очень ободряет.
4. Прочитайте родственникам, друзьям, знакомым. Ведь вы гордитесь своим маленьким мыслителем, не так ли?
И – в качестве примера – то, что получилось у нас. Дерзайте!
Снег белый, как зубы. Земля нам улыбается.
Снег, как облака. Словно мы гуляем по небу.
Снег – это магазин.
Деревья покупают новые шубки.
Снег как кефир. Зима пила и пролила.
Снег как белый фон. На снегу все-все видно.
Снег – это Зима рассыпала бусы.
Снег как белая бумага. А рисуют на нем следами.
Метель – снежная дискотека.
Метель – Зима бросила белый букет. Как невеста.
Метель – это крапинки на платье Зимы. Зима танцует, и крапинки мелькают.
Метель – Зима подметает землю.
P.S. Все примеры-сравнения принадлежат ребятам группы «Фантазеры» (МБДОУ ЦРР №5 «Мир детства», г. Тула).
При оформлении материала использованы работы российской художницы Виктории Кирдий (Яндекс. Картинки).