Сегодня нам предстоит спуститься в сам ад, пусть и метафорически. Цель этого путешествия — знакомство с одним из самых пугающих, непонятных, а потому отталкивающих, богов древнегреческого пантеона.
Его имя созвучно с названием его владений: это Аид, к которому обычно не приходят по своей воле. Но мы целенаправленно спустимся в самую тьму, чтобы разобраться, настолько ли страшен черт, как его малюют.
Это четвертая статья из подборки «Боги в каждом мужчине». Я пишу их по прочтении одноименной книги психиатра Д.Ш. Болен, по мнению которой в каждом мужчине изначально есть 8 архетипов, или моделей поведения в тех или определенных ситуациях. Каждый отражает и повторяет жизненные сценарии известных богов: Зевса, Посейдона, Аида, Аполлона, Гермеса, Гефеста и Диониса. Одни архетипы проявляются ярче, другие более тускло, но так или иначе определяют общий вектор развития.
Скорее всего, вы уже познакомились с особенностями Зевса и Посейдона. Если нет, то пройдите по ссылке ниже.
Но сейчас — об Аиде.
Описание
Аид (рим. Плутон) — бог-властелин подземного царства мертвых. Его второе имя — Гадес, а прозвище — «Незримый».
Аид часто отождествляется с богом виноделия и плодородия Дионисом, оттого изображается с рогом изобилия в руке. Еще один его атрибут — шлем-невидимка, а спутник — трехголовый пес Цербер.
Происхождение
Аид — третий брат Зевса и Посейдона, а также богинь Геры, Деметры и Гестии. Сын титанов Кроноса и Реи. Вместе с братьями и сестрами участвовал в битве с отцом и победил, а при разделе мира получил его подземную часть. К слову, после этого он выходил на поверхность всего дважды: чтобы попросить на Олимпе лекарство от раны, нанесенной ему Гераклом, и чтобы похитить Персефону.
О том, как Аид получил в жены юную Персефону, я писала вот здесь. Но напомню вкратце, что история очень неприятная: мрачный бог украл ее, гуляющую с матерью, с цветущего поля и утащил в свое подземелье. Причем с молчаливого разрешения Зевса, отца девушки.
Деметра, мама Персефоны, так печалилась из-за потери, что на Земле начался голод. И только когда человечество оказалось на грани катастрофы, Зевс сжалился над Деметрой и велел своему посланцу Гермесу освободить украденную девушку из подземного царства.
Аид-Гадес не посмел ослушаться верховного бога, но схитрил: перед тем как отпустить жену на волю, заставил ее съесть гранатовое зернышко. Вкусив «загробной» пищи, Персефона вынуждена была каждую зиму возвращаться к мужу.
С тех пор царствуют над усопшими двое: Аид и его жена.
Место их обитания унылое, печальное. Находится на Западе Земли, а вход в него охраняет трехголовое чудовище — пес Цербер и молчаливый лодочник Харон. Пройдя через них, душа уже никогда не вернется назад.
Впрочем, в любом правиле есть исключения. Вот и выйти из Аида, например, помогли любовь — Психее, хитрость — Одиссею, героизм — Гераклу.
Посейдон как архетип
В чем же заключается архетипичность образа Аида, а главное — как эти черты проявляются в окружающих нас с вами мужчинах?
- Отшельничество. Словно скрывшийся навсегда под землей Аид, живут обособленно, не интересуясь происходящим в мире, некоторые мужчины. У одних это сродни паранойе, обусловленной, например, потерей чего-то очень значимого. У других — сознательный выбор. У одних одиночество может проходить в обстановке роскоши, у других в самых отвратительных социальных условиях.
- Богатство внутреннего мира. Аид — интроверт, имеющий собственное мнение, как правило, в корне отличающееся от общепринятого, а потому вызывающее недоверие и даже отвержение. И если мужчина-Аид чересчур подвержен мнениям со стороны, то может уйти в себя вплоть до состояния психических расстройств. Тем не менее «в плюсе» богатый внутренний мир Аида проявляется как неиссякаемый творческий источник! В качестве примера Д.Ш. Болен приводит личность Ф. Феллини и его фильмы как демонстрацию подобного субъективизма.
- Дар советовать. Аида иногда называют Добрым Советчиком. О чем это в современных реалиях? Принимая определенные решения, нам часто нужно заранее заглянуть вглубь себя и подсмотреть там подсказки. Так вот, мужчины с преобладающим архетипом Аида этим пользуются, и весьма удачно. Субъективное мнение, личный взгляд в их случае помогает им действовать себе на пользу.
- Невидимость. У мифического Аида был шлем-невидимка. Современный Аид — тоже «хамелеон», который зачастую не имеет своего имиджа, а на публике сдержан в словах и эмоциях.
- Царственность. Несмотря на свою непопулярность (по сравнению с тем же Зевсом, например), Аид — это всегда царь, властелин собственного царства. И пусть этот факт может быть неочевидным, он остается фактом.
- Тень Зевса. Здесь снова о печальной истории Персефоны, которую Аид украл с разрешения ее отца. В жизни эта сторона проявляется у мужчин-Аидов пусть не буквально, но похоже: как склонность к насилию над членами собственной семьи.
- Роль воображаемого любовника. В жизни встречаются случаи, когда мужчины выдумывают себе возлюбленных; при том что это могут быть вполне реальные женщины, которыми они, скажем, любуются на расстоянии. Другими словами, мысленно «крадут». Это черта Аида. Впрочем, есть и женщины, которые позволяют «украсть себя» воображаемым Аидам.
- Воплощенная депрессия. Примечательно, что Аидом называют не только самого бога, но и все его царство (аид = ад). А состояние, в которое погрузилась попавшая в Аид Персефона, очень схоже с депрессивным: она не ела, не спала, не разговаривала, сидела неподвижно и думала лишь о том луге, с которого ее забрали помимо воли. Если сложить оба эти факта, то попасть к Аиду все равно что впасть в депрессию.
Небольшая передышка: попробуйте вспомнить таких закрытых, похожих на теней, мужчин. Вспомнили? Бьются ли эти образы с описанием мифического бога подземного царства?
А теперь проследуем по пути взросления мужчин с преобладающим архетипом Аида.
Мужское начало
Детство
«Невидимость» Аида проявляется с самых его ранних лет. Он тихий, незаметный, но при этом может удивлять окружающих нестандартными, неожиданными реакциями и поступками, которые вызваны его субъективным восприятием мира и людей. Маленький Аид в силу своих способностей видит в людях то, чего не видят другие.
Понятно, что такая застенчивость и особенности поведения отторгают от него других, а развитие его самооценки связано с рядом сложностей.
Юность и средний возраст
Жить на одной волне с ровесниками у Аида-подростка, как правило, не получается. Любые модные веяния, тренды — не для него, и он часто становится белой вороной в разноцветной стае. Впрочем, один-два друга у него вполне себе могут появиться.
И в школе, и в институте, и на первых порах построения карьеры Аиду жизненно необходимо развивать в себе сильные стороны других богов-архетипов. Без этого он просто потеряется и, даже если реализуется как профессионал, для его внутреннего мира это не будет значить ровным счетом ничего. Так обычно происходит с «офисными» Аидами, которые в силу своей работоспособности и усидчивости могут доходить до высоких должностей, но делать это бездушно, механически.
Чтобы подобного не произошло, Аиду нужно найти гармонию между собственным интересом и вариантами его реализации, а также, повторю, подключить другие архетипы. Вот, скажем, союз Аида с Гермесом может выдать великолепных поэтов, режиссеров, психологов и т.д.
Зрелость и старость
К середине жизни Аид обычно приходит или одиночкой, полностью погруженным в себя, или главой традиционного патриархального семейства. Степень его интеграции в общество зависит от усилий, направленных на это, в детстве и юности.
В старости Аид спокоен. Он не из тех, кто боится смерти, скорее — смиренно ждет ее как переход в другой мир. Думаю, комментировать это более детально не нужно.
Отношения
Познакомиться с женщиной, как вы уже догадываетесь, Аиду проблематично. Тусовки, флирт — все это далеко от него. Но даже если Аид преодолеет себя и попытается подойти к девушке на какой-то вечеринке, в силу отсутствия опыта его, скорее всего, будет ждать фиаско. Итог — отшельничество и отсутствие контактов с противоположным полом.
При этом Аиду как утонченной натуре свойственно иметь музу. В широком смысле это образ, созданный его воображением после встречи с незнакомкой и бесконечно вдохновляющий.
При этом, разумеется, отношения в жизни Аида вполне себе случаются. Но, как это описано в мифах, они носят болезненный, девиантный характер. Аид обычно выбирает себе в жены слабую женщину, чтобы в дальнейшем доминировать, и уже в период ухаживаний способен применить силу.
Однако Аид часто жаждет брака, семейного очага в классическом его понимании. И тогда его жена, как поднимающаяся на полгода на землю мифическая Персефона, становится медиатором между внешним миром и мужем-интровертом.
В отношениях с мужчинами ситуация похожая.
Аид не знает, что такое мужская дружба и не стремится к ней. При этом его с натяжкой можно назвать жертвой. Нет, Аида могут не принимать в компании, но он никогда не будет объектом насмешек и издевательств — ввиду если не страха перед его особенностями, то опасения.
Дети
У бога Аида детей не было, а у мужчины-Аида — бывают. И Аид-отец — это хрестоматийный глава патриархальной семьи, угрюмый, закрытый, пользующийся почтением жены и детей.
Если в детстве Аиду повезло с родителями, то он тоже будет любить и оберегать свое потомство, правда внешне это, вероятнее всего, проявится нестандартно. Так, к примеру, Аид не будет играть и гулять с детьми, но охотно будет читать им книги, помогать с развитием воображения.
Родители
Отношения Аида со своими родителями напряженные.
«Аутистические» черты пугают сына пугают мать, она чувствует себя отвергнутой, а затем ее чувства зачастую трансформируются в раздражение и злость. С отцом еще труднее, особенно если отец — экстраверт. В этом случае он гневается на совершенно другого, не похожего на него сына-интроверта — за то, что тот не оправдывает надежды и ожидания.
Чувствуя подобный конфликт с самыми значимыми своими взрослыми, мальчик-Аид замыкается в своем внутреннем мире еще сильнее. Он понимает, что не такой, как все, и на этой почве у него может даже появиться воображаемый друг.
Хорошо, если у Аида-ребенка понимающие, принимающие его «странности» родители. Но и тут принимать — мало. Матери и отцу следует постоянно помогать сыну разбираться с его переживаниями и чувствами, адаптироваться в социуме, вдохновлять и поддерживать. В противном случае он будет пытаться сделать это сам и сталкиваться с новыми трудностями.
Психологические трудности
Вот так проходит жизнь «среднестатистического» Аида. Мы уже выделили рд сложностей, с которыми он сталкивается, а теперь «закрепим пройденное».
- Т.к. Аида не интересует все то, что происходит вокруг, он часто абстрагируется и уходит в себя. А это значительно проблематизирует его социальное развитие.
- Предрасположенность к одиночеству у мужчины-Аида врожденная. И без поддержки извне ее частое следствие — эмоциональная пустота, иногда чреватая психическими расстройствами.
- Выше я уже сравнивала Аида с белой вороной. А такие личности в современном мире часто страдают из-за комплекса неполноценности и низкой самооценки.
- Властелин подземного царства отрезан не только от мира живых, но и от свойственных этим живым эмоций. Отсюда — эмоциональная бедность и вялотекущая, но перманентная депрессия.
- Аид обладает субъективным восприятием действительности. В ряде случаев это плюс, но иногда такое свойство может переродиться в патологию, выраженную в искаженном, оторванном от реальности видении мира. И тут снова возникает опасность психических заболеваний, в т.ч. нарколепсии, или тревожного расстройства сна.
Обычно психическая энергия Аида направлена внутрь.
Пути развития
В начале главы я задалась вопросом: так ли страшен черт Аид,как его малюют? Нет, выход даже из самого мрачного подземелья всегда существует. Рассмотрим основные варианты становления мужчин с мрачным архетипом.
- Чтобы адаптироваться в социуме, Аиду следует выстроить свой имидж от А до Я. Он должен заранее думать, где, о чем и с кем говорить, в каком обществе как выглядеть. Усилий для этого придется приложить много, но в результате мужчина станет видимым.
- Мужчине-Аиду необходима своя Персефона — женщина, которая станет посредником между ним и остальными людьми.
- Дружба, соединение с Гермесом, символизирующим легкость, остроумие, плутовство и вхожесть в любое пространство, будет способствовать активизации Аида и его проявлению во внешнем мире. Впрочем, чем больше богов будет развивать, взращивать в себе Аид, тем больше позитивных сторон в себе он откроет.
Властелин подземного мира закрыт для людей, а потому их пугает. Если мужчине-Аиду нравится такое положение дел, — это его выбор. Но если он решит не существовать в выдуманном мире теней, а хотя бы изредка станет выходить в жизнь, в свет, то кто знает? Возможно, этот свет увидит невероятно глубокого, интересного, проницательного человека.
Спасибо, что прочитали!
В следующий раз мы поговорим о полной противоположности мрачного Аида — лучезарном Аполлоне.
Подписаться на канал «Сказкотерапия и арт-терапия с Ксенией Наговицыной» >>>