Для разработки полноценной программы партии «Альтернатива для Беларуси» требуется серьезная работа (в программе партии «Альтернатива для Германии» около 100 страниц). Но можно описать в общих чертах основные положения, подходящие для Беларуси, которых достаточно для того, чтобы начать формирование партии.
Экономика: социальная рыночная экономика, опора на национальный капитал и сильный рубль
1. В Беларуси в настоящее время строят социальную экономику, в которой бизнес находится на втором плане и не может реализовать свой потенциал. Альтернатива – социальная рыночная экономика, предполагающего создание общества равных возможностей и всеобщего благоденствия, типа того, которое было сформировано в странах Западной Европы в 70-80-х годах прошлого века. В настоящее время это общество там разрушается, в связи с чем партия «Альтернатива для Германии» поставила цель «реформировать Германию и связать ее с принципами и корнями, которые привели в первую очередь к экономическому чуду и затем к длившемуся десятки лет социальному, экономическому и общественному успеху». Эти корни там назван: «мы выступаем за регулирование этики в сфере экономики бизнесa, основанной на социальной рыночной экономике, которая была разработана Вальтером Ойкеном, Альфредом Мюллер-Армаком и Вильгельмом Репке и осуществлена Людвигом Эрхардом». Такое чудо и успех надо осуществить и в Беларуси.
2. В настоящее время экономикой Беларуси фактически управляет один-единственный человек – президент. Бчб-оппозиция предлагает передать управление иностранному капиталу. Нужна альтернатива – создание национального капитала, как крупных собственников, так и широкого класса мелких собственников за счет включения их в государственную экономику и проведения приватизации, рассчитанной именно на средний класс, а не на олигархов или иностранных инвесторов.
Задача – обеспечить возможность для проявления инициативы в сфере экономики не для одного-единственного президента, а значительного количества бизнесменов. Надо сделать так, чтобы в стране среди собственников и управленцев было много успешных ярких личностей, действующих в интересах Беларуси, и имеющих возможность реализовать свои мечты в сфере бизнеса.
В настоящее время в Беларуси сохраняется солидарная пенсионная система. Альтернатива – дополнение этой системы накопительной системой, в рамках которой пенсионные накопления должны стать основой национального капитала. По сути это монетизация государственной собственности. Тем самым удастся и вернуть советским пенсионерам и их детям долг государства, который остался невыплаченным после развала СССР. А белорусский бизнес получит возможность привлекать капитал на внутреннем рынке посредством размещения акций ОАО и других ценных бумаг.
3. В настоящее время ставка в белорусской экономике сделана на экспорт, в то время как внутренний рынок страдает от низкого спроса и недостатка финансирования. Альтернатива – гармоничное сочетание ориентации на внутренний и внешний рынки, в частности, особое внимание следует уделить жилищному строительству, которому надо вернуть роль одного из локомотивов национальной экономики.
В сфере финансовой политики современной Беларуси сделана ставка на слабый рубль, то есть низкую зарплату в долларовом выражении, и профицитный бюджет, то есть отказ от бюджетного стимулирования внутреннего спроса и подъема экономики. Альтернатива – стратегия, направленная на увеличение заработной платы в долларовом выражении посредством укрепления рубля и государственные заимствования на внутрненнем рынке (слабый рубль мешает модернизации предприятий, стимулирует отток населения из страны и снижение рождаемости). Целью финансовой стратегии страны, рассчитанной на реализацию в течение десятков лет совместно с Россией, должно быть приближение зарплаты к уровню паритета по курсу доллара (при сохранении финансовой стабильности в стране).
Эта цель должна стать основой финансовой и экономической стратегии государства и важным элементом образа будущего и национальной идеологии.
4. Поддержка частного бизнеса со стороны государства должна усиливаться на фоне установления контроля за деятельностью бизнесменов, обеспечивающего выполнение ими социальных обязательств в виде зарплат работникам и уплаты налогов. В настоящее время этот контроль осуществляет лично президент Беларуси Александр Лукашенко, используя для этого правоохранительные органы. Альтернатива – система контроля за бизнесом, включающей в себя влиятельные предпринимательские союзы, акционеров, а также независимых экспертов и СМИ.
В настоящее время бизнес–союзы в Беларуси служат для лоббирования интересов предпринимателей в органах государственной власти, и реально практически никакими полномочиями не обладают. Бизнесом управляют чиновники. Альтернатива – бизнес-союзы, имеющие значительные полномочия и финансы, и имеющие возможность заниматься поддержкой и организацией бизнеса посредством предоставления ему льгот и оказания другой помощи при условии соблюдения бизнесом определенных норм ведения дел, основанных на теориях типа ордолиберализма, (с учетом национальных особенностей Беларуси).
Внутренняя политика: ею должны заниматься партии, а не идеологи
1. Партии
В настоящее время политическая деятельность в Беларуси отсутствует, так как в стране имеется в наличии только один политик – президент, а все партии фактически контролируются им. Выборами занимаются те организации, которым делать это нельзя: исполнительные органы власти, трудовые коллективы и общественные организации. Кроме того, фактически нет и разделения ветвей власти.
С другой стороны, бчб-оппозиция предлагает ввести полную свободу политической деятельности, что неизбежно приведет к возникновению политических сил, управляемых крупным капиталом, в первую очередь, иностранным.
Поэтому стране нужна альтернатива: сильные патриотически политические партии, в которых будут формироваться политические лидеры, способные управлять страной в интересах народа. Беларуси нужен не один человек, на которого будет надеяться вся страна, а множество лидеров, способных эффективно управлять государством, обеспечивать стабильность, эффективное и устойчивое развитие экономики и общества.
Сейчас работа партий обеспечивается за счет собственных средств или государственной поддержки, осуществляемой в неизвестных объемах по неизвестным каналам по неизвестно чьим решениям. Альтернатива: в целях обеспечения возможности работы партий и предотвратить их подчинение крупному капиталу или президенту, необходимо: а) установить финансирование партий из бюджета (в зависимости от успехов на выборах), и б) ввести частичное формирование палаты представителей Национального собрания РБ по партийным спискам.
В настоящее время центром идеологической работы в Беларуси являются идеологические органы, функционирующие при органах исполнительной власти и на предприятиях. Нужна альтернатива – политическая и идеологическая работа должна осуществляться в партии. Финансирование существующей идеологической сети можно направить на финансирование партий.
2. Общественные организации и СМИ
В настоящее время практически все общественно-политические организации и белорусские СМИ являются государственными. Им противостоят информационные ресурсы, финансируемые из-за рубежа. Граждане, которые не являются ни сторонниками президента, ни бчб-оппозиции, лишены возможности выражать свое мнение.
Поэтому точно такие же преобразования, как в сфере партийного строительства, требуется осуществить с общественными организациями и СМИ. Требуется обеспечить их независимость как от крупного капитала, так и от президента (исполнительной власти), и организовать систему их финансирования на уровне законов, обеспечивающую такую независимость. Альтернатива – государственная пресса должна сохраниться (в текущих рамках), но государство должно обеспечить условия для деятельности частных СМИ, в первую очередь, специализированных, за счет рекламы, подписки, льгот по налогам и бюджетных трансфертов в виде системы постоянных грандов, в том числе и для партийной прессы. То же самое касается и общественных организаций.
В качестве примера подобных преобразований можно использовать опыт Германии, в которой после Второй мировой войны был принят комплекс специальных мер, направленных на денацификацию страны в целях предотвращения деятельности отдельных личностей или слоев населения во вред обществу.
В настоящее время в Беларуси активизировалось патриотическое движение, так как после событий 2020 года государство начало больше финансировать деятельность, направленную на борьбу с искажениями истории, национальным самосознанием, воспитанием патриотизма. Это правильное решение, но в настоящее время неизвестно кто и по каким соображениям выделяет деньги на все это. Данную деятельность надо поддерживать, но требуется создать открытую систему финансирования подобных проектов за счет бюджета, независимую от исполнительной власти, то есть объемы финансирования должны быть установлены законодательно на постоянной основе. Вопрос о финансировании подобных важных для государства проектов должны решать законодательные органы власти, и оно должно быть долгосрочным, не зависящим от конъюнктурных моментов.
3. Национально собрание, правительство, суды, президент
В настоящее время все ветви власти в РБ находятся в прямом явном или неявном подчинении у президента Беларуси, и в значительной степени используются не по назначению – для трансляции мнения президента широким слоям населения и решения мелких хозяйственных и бытовых проблем населения.
Альтернатива – разделение ветвей власти в той степени, в которой это традиционно реализовано в государствах с социальной рыночной экономикой, обеспечив условия для функционирования этих ветвей в интересах государства (народа) и их защиты от влияния со стороны зарубежных структур или отдельных групп населения в Беларуси.
При организации такой системы защиты следует учитывать, что аналогичные меры, принятые в западных странах, не смогли предотвратить попадание ветвей власти под управление крупного капитала (посредством общественного мнения). Это и привело к созданию партии «Альтернатива для Германии». Поэтому надо учитывать, что и партия «Альтернатива для Беларуси» также предназначена для реализации функций защиты независимости ветвей власти от попадания под чье-либо влияние.
Внешняя политика: союз с Россией
1. Отношения с Россией
Отношениям с Россией придается первоочередное значение, в силу национального, исторического и культурного единства народов Беларуси и России. В связи с этим требуется обеспечить как можно более полную интеграцию экономик двух стран в рамках Союзного государства при сохранении политической независимости Беларуси.
В настоящее время Беларусь в процессе интеграции занимает пассивную сторону, пытаясь выторговать себе выгодные условия доступа на российский рынок, не пытаясь изменить существующую модель российской экономики. Альтернатива – предложение совместного формирования социальной рыночной экономики и перехода от политике искусственно заниженного курса рубля к политике сильного рубля. Без подобных преобразований в России, Беларуси не удастся реализовать собственную экономическую программу развития.
2. Отношения с другими странами.
Необходимо экономическое и политическое сотрудничество со всеми цивилизованными странами, в той степени, в которой они готовы сотрудничать и налаживать контакты с Беларусью. При этом следует на первое место ставить интересы Беларуси и ее жителей.
Надо иметь в виду, что в настоящее время в западных странах доминирует идеология ультра-либерализма – версия социального дарвинизма, в рамках которой решение проблем в обществе насилием и войнами является нормой. Поэтому западные элиты настроены на подчинение и разрушение Беларуси и России, и нам необходимо обеспечить необходимую степень защиты от возможных враждебных экономических, политических и военных действий. В то же время, в «недружественных» странах существуют силы, которые борются с ультра-либерализмом, поэтому на них следует ориентироваться как на возможных партнеров (типа партии «Альтернатива для Германии»).
В настоящее время в Беларуси надеются на то, что, возможно, элиты западных одумаются, здравомыслящие круги осознают свою ошибку, народы воздействуют на элиту и т. д. Альтернатива: переход от пассивных ожиданий к активной поддержке тех сил в западных странах, которые отстаивают достижения цивилизации. В частности, это означает организации научных исследований и международных конференций и семинаров в Беларуси в рамках идеологий типа ордолиберализма.
В настоящее время руководство Беларуси позиционирует страну как какую-то особенную форму государственности, не формулируя точно, в чем состоит эта особенность (в рамках общепринятых экономических и социальных теорий). В результате Беларусь выглядит какой-то белой вороной. Альтернатива: переход на либерально-демократическую модель госуправления с социальной рыночной экономикой, что позволит устранить барьер между руководством РБ и элитами других стран.
Такую модель белорусского государства можно будет предлагать на экспорт для других стран (после разработки национальной идеологии типа немецкого ордолиберализма).
Культура и религия
В настоящее время Беларусь позиционируется как какая-то уникальная цивилизация, возникшая чудесным образом в советские времена. Предыдущая история играет второстепенную роль. Альтернатива – представление страны как западной части русского мира и восточной части европейской цивилизации, то есть цивилизации, продолжающей традиции античности, Восточной римской империи (православия) и европейского Возрождения, а не как страны без истории и традиций, начинающей свою историю с СССР и Великой отечественной войны. От достижений советского периода нельзя отказываться, но их следует рассматривать как продолжение и развитие европейских и российских традиций.
В качестве основы для национальной идентичности Беларуси, кроме образования белорусского государственности во времена СССР и формирования национального характера в годы Великой отечественной войны, следует ориентироваться на период расцвета белорусской государственности в 16 веке, когда в стране под руководством Льва Сапеги была принята одна из первых конституций в мире – Статут Великого княжества Литовского. Она основана на тех же принципах, что и ордолиберализм, поэтому и может стать фундаментом белорусской идеологии.
Что касается культурной политики в других аспектах, то, в принципе, та, что проводится в настоящее время, вполне удовлетворительна. То же самое справедливо и для религиозной политики.
Образование и наука
Следует сохранить лучшие традиции советского образования, сложившиеся в стране к настоящему времени, изменяя его в соответствие с требованиями развития экономики и общества. Главная проблема белорусского образования – низкий престиж преподавателей. Альтернатива – увеличение престижа работников образования, для чего следует поднять среднюю зарплату в отрасли выше средней по стране. Следует также поддержать развитие частного образования, но исключив влияние на него со стороны иностранных государств.
Более серьезные изменения следует внести в сферу гуманитарных наук, которые в настоящее время фактически не востребованы, так как президент и без них знает ответы на все вопросы, которые встают перед обществом. Он проводит какие-то совещания с какими-то учеными, на которых обычно что-то обсуждается за закрытыми дверьми. Альтернатива – стратегия развития общества должна быть основана на научных исследованиях в сферах экономики, социологии и этики, которые должны заказывать государство и партии и широко освещать СМИ.
Стране нужны свои белорусские Вальтеры Ойкены, Альфреды Мюллер-Армаки, Вильгельмы Репке и Людвиги Эрхарды. Для этого в сфере гуманитарных наук требуется обеспечить финансирование научных исследований, семинаров и конференций, не обязательно за счет бюджета, но обеспечивающих их независимость от крупного капитала и государственных чиновников. Квалифицированных специалистов в Беларуси хватает – в институтах и учебных заведения. Им только надо поставить задачу и обеспечить финансирование.
Следует кардинально изменить отношение к научным исследованиям в сфере экономики и социологии, проводимых в рамках теории типа ордолиберализма. Их надо рассматривать как инвестиции типа вложения средств в НПЗ, БелАЭС, калийный комбинат и т. д. Такие вложения многократно окупятся и будут приносить доход, не меньший, чем эти отрасли, так как позволят решить проблемы с эффективным использованием инициативы людей, оттоком специалистов и т. д.
Кроме того, научные исследования, проводимые в рамках белорусской версии ордолиберализма, следует сделать фактом общественного сознания, то есть проводить регулярные семинары, конференции, лекции для студентов, организовать дискуссии в СМИ и т. д. Такая система необходима, в частности, для обеспечения социальной ответственности бизнеса, независимости ветвей власти от постороннего влияния и т. п.
Это должна быть система типа той, которая создана по патриотическому воспитанию, и примерно таких же масштабов. Она будет окупаться, примерно так же, как и патриотическое воспитание, которое дает эффект за счет воспитания патриотов, не отражаемый в экономических показателях, хотя и влияющий на них положительно. Такая система научных исследований, вместе с механизмами ее влияния на общественное мнение, будет основным механизмом, который позволит избежать подчинения общественного мнения в РБ интересам крупного капитала или исполнительной власти.
Фактически речь идет о создании новой ветви власти, которая будет включена в систему государственного управления наряду с исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Только она сможет эффективно защитить демократию и свободу в Беларуси от подчинения общественного мнения страны системе управления общественным мнением, созданной крупным капиталом в западных странах.
Общие замечания
Предложенная программа реформ выглядит довольно радикальной, однако в ней нет ничего необычного: она состоит в приведении правил деятельности всех государственных, политических и общественных организаций в соответствие с теми функциями, для выполнения которых эти организации и предназначены, и которые в Беларуси не реализованы. Не требуется даже особое изменение Конституции, так как она, в основном, сформирована в соответствие с либерально-демократическими принципами.
В этом парадокс государственного управления в Беларуси: формально ее институты и фундаментальные положения законодательства вполне либерально-демократические, проблема в том, что эти принципы на деле не реализованы. В современной Германии существует та же проблема, на которую указано в программе партии «Альтернатива для Германии»: политический класс в стране отступил от принципов, лежащих в основе государства, хотя формально от них не отказался.
Данные реформы не предполагают закрытия каких-то организаций, увольнений, создания каких-то новых институтов, за исключением партий, привлечения каких-то новых людей и пр. Даже ВНС можно сохранить. Просто следует изменить правила функционирования уже имеющихся структур с теми же работниками, что и сейчас. Цель – обеспечение их самостоятельности и возможность проявления инициативы, направленных на благо Беларуси в четко обозначенных государством рамках (определенных принципами белорусской версии ордолиберализма).
Владимир Тарасов.