Прямо сейчас проходит кутюрная неделя моды в Париже. Целый ряд модных мероприятий ожидают нас вплоть до 5 марта. Поэтому открывающей темой для новой платформы команда нашего онлайн-журнала выбрала моду.
Что вообще мы понимаем под словосочетанием «мир моды»? Сегодня границы этого понятия размыты как никогда прежде: этот «мир» включает представителей самых разных сообществ — от простых потребителей моды до её законодателей.
В этом мире творческими считаются целый ряд профессий: художники по тканям, дизайнеры одежды, фотографы, пишущие о моде журналисты и даже ивент-менеджеры, организующие модные мероприятия. Байеры и модные маркетологи помимо понимания рынка моды должны обладать чувством стиля и вкусом.
Конечно же главными в этой цепочке являются дизайнеры — художники моды, от творческих способностей и коммерческого чутья которых зависит, что станет предметом вожделения модников в следующем сезоне.
Толковый словарь английского языка Merriam-Webster выводит этимологию слова «fashion» от латинского faction-, factio-, что означает «акт создания» (act of making) и приводит следующие значения этого слова:
- фасон или форма чего-либо;
- отличительная или специфическая манера или способ поведения;
- превалирующий стиль (чаще всего в одежде) в течение определенного времени или в определенном месте.
В английский язык слово «fashion» приходит из французского в XIV веке, а к началу XX в. активно проникает в русский язык как синоним слова «мода».
Само слово «мода» происходит от французского (mode), имеет латинские корни (modus — мepa, способ, правило), и определяется, как:
- совокупность вкуса и взглядов, господствующих в обществе в определенное (обычно недолгое) время и проявляющихся в увлечениях чем-либо, формах быта, одежде и т.п.;
- образцы предметов одежды, отвечающие господствующим вкусам данного момента;
- обыкновение, привычка.
[Большой толковый словарь русского языка, 2003, с.549-550].
Определения и этимология слов фэшн и мода немного проясняют картину и частично отвечают на вопрос «Что такое мода (fashion)?», но едва ли являются исчерпывающими. Обратимся к истории моды.
Считается, что мода зародилась во Франции, в начале 17 веке в эпоху барокко. Очевидно, мода существовала и до этого периода, но ее влияние нельзя было назвать глобальным — не было страны диктатора, страны-законодателя моды. В разных регионах мода имела свои особенности. Модные веяния в эпоху средневековья доносились то из Италии, то из Испании, но стать повелителями мировой моды удалось лишь французам.
С середины 17 века в Европе начала устанавливаться общая мода, а национальные особенности отошли на второй план. Формирование модного процесса, который привел человечество к современному восприятию этого понятия, началось во Франции Людовика XIV. В прошлом году мы о нем опубликовали несколько материалов в нашем телеграм-канале:
- красные каблуки короля солнце
- кружево
- история рассказанная в нитях.
Королевский двор был подчинен строгому этикету, регламентирующему всю придворную жизнь. Тон всему задавал король и его многочисленные фаворитки. Король-Солнце считался непререкаемым лидером в вопросах вкуса и большим знатоком моды. Парики как у короля, высокие каблуки, ленты, украшающие костюм, трости – все мгновенно становилось новыми модными элементами, а королевские фаворитки — законодательницами моды.
Все придворные старались выглядеть модно, мода быстро стала жизненной необходимостью для элиты того времени. При Людовике был издан специальный королевский указ об обязательной смене сезонной одежды, с 1672 года начал выходить литературный журнал «Галантный Меркурий» («Mercure galante»), в котором большое внимание уделялось модным новшествам.
Постепенно французский стиль стал доминировать во всей Европе.
Именно в это время процесс производства одежды стал контролироваться государственной властью. Все, кто производил и продавал одежду, принадлежали к профессиональным гильдиям, каждая из которых строго следила за всеми процессами в рамках своего ведомства.
Профессиональные сообщества были узкоспециализированы. Например, продажа текстиля и пошив одежды не могли находиться в рамках одной гильдии, торговцы тканями только торговали, но не производили ткань, производители ткани не могли шить из неё, швеям и портным запрещалось покупать ткань у купцов и производителей, чтобы перепродавать её или шить из нее готовые вещи на продажу. Желающие сшить себе обновку, должны были самостоятельно купить материю и отделку, а затем уже отнести их портному. Таким образом, приобретение новой одежды было долгим и порой утомительным процессом.
Французская гильдия портных была основана довольно рано — в 1402 году. До этого периода гендерные различия в одежде были несущественными, гардероб в первую очередь отличался простотой пошива. Профессия стала совершенствоваться при переходе от свободного, фактически безразмерного платья к новым силуэтам, требующим профессиональных портновских навыков.
В 1675 году Кольбер санкционировал создание женской гильдии швей — Les maîtresses couturières, т. к. дамы жаловались, что чувствуют себя неловко, раздеваясь перед портными мужчинами, и королю было подано прошение о предоставлении женщинам-модисткам «права изготавливать юбки и другую удобную одежду».
Первоначально женская гильдия швей в первую очередь занималась пошивом белья и детской одежды. Для того чтобы получить членство в гильдии, девушка должна была три года отработать в качестве ученицы, затем два года полноценным работником и быть не моложе двадцати двух лет.
Вплоть до последней трети XVII в. изготовлением одежды, в том числе и женских платьев, занимались исключительно мужчины, чьи права защищали законы корпораций. Модистки не строили платье, не создавали крой, они лишь придумывали «моду» или «фасон» — отделывали платья, основу которых готовил кутюрье.
Достоинством модисток была фантазия, умение не повторяться и придать каждому наряду индивидуальность, подчеркивающую красоту клиентки. При этом социальный статус модистки был невысок. Хотя их клиентками были самые знатные и влиятельные дамы, начиная с королевской семьи (так, модистку мадемуазель Розу Бертен даже величали «министром моды», столь высок был авторитет ее личного вкуса), легкая промышленность стояла довольно низко в иерархии ремесел. При этом ни у кого не возникало сомнения в праве модистки высказывать суждения вкуса, т. е. модистка обладала авторитетом вкуса, что повышало ее символический статус.
Уже к 1660-м годам вся европейская знать начала одеваться по французской моде. Франции удалось создать такой имидж для своих люксовых товаров, что повсеместно укоренилось четкое мнение – модные новинки можно найти только в Париже. Начались массовые паломничества.
В 1721 году Шарль Монтескье в своих «Персидских письмах» напишет: «Если женщина уедет на полгода из Парижа в деревню, она вернется оттуда настолько отставшей от моды, как если бы прожила там тридцать лет. Сын не узнает своей матери на портрете: таким странным кажется ему платье, в котором она изображена; ему кажется, будто это какая-то американка или что художнику просто вздумалось пофантазировать».
В XVII—XVIII вв. формируется представление о моде как о правиле, она становится не только образцом, но и нормой. В это же время происходит становление теорий вкуса
(А. Шефтсбери, И. Кант, французское Просвещение), и в это же время
совершается «психологическая революция самого костюма. Он постепенно перестает быть выражением обобщенного социального характера.
Появление моды открывает в костюме более широкие возможности для выражения индивидуальности. Мода становится инструментом идентификации, подражания и индикатором вкуса.
Едва ли не более значительную роль в становлении индустрии моды и формировании статуса Франции как главной модной державы имела политика Наполеона, — об этом времени, о первом «звездном» модельере и дальнейшей истории моды мы расскажем в следующей статье.
Ранее статья была опубликована в нашем телеграм-канале.