Найти в Дзене
Такое поведение

Почему люди не меняют своё поведение

Даже тогда, когда необходимость в этом, вроде бы, очевидна. Поговорим про поведенческую ригидность. Очень хочу перейти к понятию поведенческой гибкости, но, чувствую, что без разбора её противоположности сделать это не получится. Потому как в основе всего лежит математика, то в конце статьи приведу формулу расчёта готовности человека к изменениям. Поведенческая ригидность Это когда на разнообразные внешние и внутренние события у человека есть лишь ограниченный способ поведенческих ответов. Я могу только так и не могу по-другому. Проявляется поведенческая ригидность обычно в эмоциональных реакциях: истерика, агрессия и тп., а так же в неспособности менять стратегию своего поведения даже при отсутствии желаемых результатов. Почему так и зачем нам это нужно? 1. Фокус внимания Это про наше свойство видеть проблемы не в своём поведении, а в чужом. Изначальная убеждённость, что меняться надо не нам, а окружающим. Вот когда другие перестанут нас провоцировать/обижать/обманывать/расстраиват
Оглавление

Даже тогда, когда необходимость в этом, вроде бы, очевидна.

Поговорим про поведенческую ригидность. Очень хочу перейти к понятию поведенческой гибкости, но, чувствую, что без разбора её противоположности сделать это не получится.

Потому как в основе всего лежит математика, то в конце статьи приведу формулу расчёта готовности человека к изменениям.

Поведенческая ригидность

Это когда на разнообразные внешние и внутренние события у человека есть лишь ограниченный способ поведенческих ответов. Я могу только так и не могу по-другому.

Проявляется поведенческая ригидность обычно в эмоциональных реакциях: истерика, агрессия и тп., а так же в неспособности менять стратегию своего поведения даже при отсутствии желаемых результатов.

Почему так и зачем нам это нужно?

1. Фокус внимания

Это про наше свойство видеть проблемы не в своём поведении, а в чужом. Изначальная убеждённость, что меняться надо не нам, а окружающим. Вот когда другие перестанут нас провоцировать/обижать/обманывать/расстраивать/(продолжите список), тогда и у нас проблем не будет.

Мы долбим своих "раздражителей", пытаемся без спроса менять ЧУЖОЕ поведение и у нас даже мысли не возникает, что усилия надо прикладывать к себе.

В этом смысле опыт работы с аутичными детьми очень хорошо ставит мозги на место. Там взаимосвязь очевидна: сначала ты меняешь своё поведение, потом видишь как это отражается на ребёнке. Рассчитывать же на обратное не приходится просто в силу диагноза ребёнка.

Отношения являются взаимными.

2. Экономия ресурса

Дело в том, что ригидность позволяет нашему организму здорово экономить свои ресурсы, ведь в таком режиме многие решения и действия совершаются "на автомате", без предварительного анализа, планирования и последующей оценки результатов, потому что это всё очень энергоёмкие мыслительные процессы.

Людям в состоянии режима экономии ресурса свойственно больше ориентироваться на немедленные последствия своих действий.

3. Недостаточный положительный опыт внедрения изменений

Уже совершались попытки что-то изменить, воспользоваться советами специалистов, но результат оказался неудовлетворительным. Произойти это могло в силу разных обстоятельств, но итог один — поведение стало угасать.

Формула расчёта готовности к изменениям

-2

В менеджменте используют формулу расчёта готовности организации к изменениям, моя формула будет примерно в том же духе, но с поправками.

ГИ = МУ × Р × (В+Д+П) - С

Где:

МУ — Мотивационные условия к изменениям. Они могут быть как повышающими, так и понижающими. Отражают неудовлетворённость существующим положением дел. Шкала от 0 до 1, где:

0 — всё устраивает, нет мотивации к изменениям, 0,5 — серединка на половинку; 1 — всё плохо, нужно срочно что-то предпринять;

😊______😐______😫

Р — Наличие ресурсов. Здесь и текущее физическое и эмоциональное состояние, и доступность финансовых и временных ресурсов, и доступность помощи; Шкала от 0 до 1, где:

0 — ресурсов нет совсем, 1 — ресурсов достаточно;

😫______😐______😊

В — Видение цели/образа желаемых изменений;

Д — Представление о том какие первые шаги можно предпринять в сторону изменений;

П — Наличие поддержки и сопровождения со стороны более опытного наставника.

Для этих трёх критериев используется та же шкала от 0 до 1, где:

0 — вообще непонятно, что хочу и что можно сделать, поддержки нет, 1 — чётко понимаю, что хочу, что необходимо предпринимать и есть на кого опереться;

😫______😐______😊

С — Сомнения в успехе и возможные страхи, связанные с переменами. Шкала от 0 до 1, где:

0 — вообще не страшно, 1 — очень страшно;

😊______😐______😰

ГИ — Готовность к изменениям, которая есть результат данных вычислений. При значениях близких к нулю и тем более отрицательных, на изменения рассчитывать не стоит.

При остром дефиците одного из значимых показателей, вероятность изменений стремится к нулю, а страхи и сомнения могут свести на нет существующие предпосылки.

Возможно, когда-нибудь я внесу в эту формулу изменения, но пока я её вижу такой. Что увидели вы? Поделитесь в комментариях.

Даже одна новая мысль может помочь посмотреть на ситуацию под другим углом.

Давайте проводить эту работу вместе. Ваши лайки и комментарии помогают расширять аудиторию читателей канала, вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь значение 👍