До первого июля текущего года Правительство РФ и Совет по правам человека должны разработать и внести предложения по защите чести, достоинства и репутации российских учителей от возможных нападок в социальных сетях.
Наверное одним из самых действенных предложений был бы запрет на использование учащимися мобильных телефонов с камерами. Ведь если никто из учеников не сможет заснять на видео поведение некоторых учителей, то обсуждать в социальных сетях будет нечего. Но а пока...
Вчера в соцсетях мне попалось ужасное видео, на котором учительница, в припадке истерики, угрожала расправой одному из учеников. На защиту мальчика встала его классная руководительница.
А вот если бы один из учеников этого класса не снял бы это видео и не выложил бы его в сеть, ни вы, ни я, не узнали бы об этом ужасном поведении, дискредитирующем эту учительницу. Так что современные средства связи несут угрозу!
А теперь серьезно. Вспомните свое школьное время. Наверняка у вас были разные учителя и скорее всего ваши одноклассники по-разному вели себя на уроках в кабинетах у разных учителей. У нас было именно так, причем пишу об этом, ссылаясь на личный опыт, так как и я был не самым примерным учеником. Так вот, я прекрасно помню, что в кабинетах у некоторых учителей ни у кого в классе не было даже мысли как-то пытаться срывать уроки или проявлять неуважение. Я с любовью и почтением вспоминаю свою учительницу алгебры и геометрии, которая смогла комбинировать в себе строгость и справедливость, да так, что каждый сидящий в классе ученик искренне проникался к ней уважением. Среди парней мы её называли «мама Зоя». Были и другие учительницы, которые умудрялись сохранять в классе порядок и настрой к обучению, без криков и нападок на учеников. Какие-то учителя балансировали между тем, что можно допускать, а что — ни в коем случае. Ну а были и такие учителя, которые, несмотря на свои крики и кажущуюся суровость, не могли совладать с классом, выходили из себя, срывались, часто вызывали директора и конфликтовали с учащимися. Вот так: один и тот же состав детей, но совершенно разное поведение на уроках у разных учителей. Очевидно, что многое зависит от учителя!
Но вот чего я действительно не могу вспомнить, так это того, чтобы учителя с такими криками и с такими отвратительными оскорблениями угрожали ученикам убийством. У нас такого никогда не было. В упомянутом выше ролике видна вторая учительница, которая оберегает своего ученика от нападок. Вот вам наглядный пример того, что все учителя очень разные.
Всегда можно обвинить ученика, и часто это будет вполне оправдано, но не забывайте, что на разных уроках ученики ведут себя по-разному.
Конечно, можно запретить школьникам использовать смартфоны во время уроков. Действительно, и отвлекаться они будут меньше, и всякие истерики учителей не смогут снять. Но тогда пожалуйста, установите в каждом классе видеокамеры, с выводом информации на два сервера. Один сервер пусть будет расположен в кабинете директора, с возможностью обсуждения всего происходящего на педсоветах. А другой сервер пусть будет у родителей, чтобы они также могли отслеживать атмосферу, царящую в школьных кабинетах. И когда в очередной раз произойдет случай, подобный тому, который произошел в школе города Братска, пусть родители и педсовет школы вместе соберутся и решат, кого же отстранять от уроков: зарвавшегося ученика, истеричную учительницу или обоих. Это будет справедливо? Мне кажется — да.
Терпеть ради репутации школы
Очевидцы произошедшей ситуации рассказывают, что ученик той школы из Братска сам первый провоцировал учительницу и вообще вёл себя крайне вызывающе. Охотно в это верю. Знаете как поступали некоторые учителя из моей школы, когда кто-то вёл себя подобным образом? Вызывали его сдавать домашнее задание или отвечать на вопросы по пройденной теме. Догадываетесь какие оценки множились напротив фамилии такого ученика? Через время можно было наблюдать, как он бегал за учительницей, просил прощения и клялся, что исправит своё поведение лишь бы не получить двойку в четверти. И не было дипломатичного директора, который бы надавил на учительницу, упрашивая не валить этого ученика. Ведь это не проблема директора, если ученик останется на второй год.
А вот сегодня, как рассказывают, в школьной сфере существует система ранжирования самих учебных заведений, а потому многие директора заинтересованы в том, чтобы в его школе было как можно меньше двоечников и троечников. Такие директора давят на учителей, призывают терпеть и дотягивать нерадивого ученика, лишь бы не уронить рейтинг школы. Думаете дети не знают об этом и не пользуются такой ситуацией?
Но чего точно нельзя делать учителю, так это оскорблять и унижать учеников. В соотвествии с пунктом 2 статьи 336 ТК РФ даже однократное психологическое насилие может являться основанием для разрыва трудового договора с учителем.
Позволю себе дать небольшой совет учителям. Просто представьте, что в момент вашей вспышки гнева в углу на потолке вас снимает установленная камера наблюдения. Будет ли вам стыдно, от своего поведения и реакции, если вы на себя посмотрите со стороны? Если да, то не ведите себя так. К ученикам имеются разные подходы.
Если эту статью читают учителя, поделитесь своими мыслями на описанную ситуацию. Что нужно делать, чтобы не допускать таких конфликтов и не переходить на оскорбления и угрозы?