В предыдущей статье о возвращении в эфир Первого канала самого долгоживущего (после "Мужское/Женское") телешоу с участием Александра Гордона в качестве ведущего, я планировал сразу высказаться и про фильм "Огород", который выбрали для "закрытого показа" в ночь на 21 января и дальнейшего обсуждения в студии (таков формат передачи, если кто не в курсе). Но потом решил не "гнать лошадей", а счёл нужным познакомиться с некоторыми другими работами Ларисы Садиловой - как с дебютной ("День рождения" 1998 г.), так и с двумя предпоследними ("Она" 2013 и "Однажды в Трубчевске" 2019) - чтоб избежать верхоглядства и составить хоть какое-то представление об её творческом почерке как режиссёра и постоянной сценаристки. Всё выложено в ютубе, так что добиться именно этой цели не составило труда.
Кстати, накануне в субботу я поинтересовался темой возобновлённого "Показа" и потому был уже в курсе, что на центральную роль в "Огород" пригласили Валентину Теличкину - одну из писанных красавиц кино 1960-70-х - что дало мне провокационный повод предложить одновременно глянуть фильм и своей матушке (заядлой дачнице со стажем и ровеснице главной героини). Правда, эту вроде бы известную актрису она припомнила лишь по третьей новелле в комедии Гайдая "Не может быть", но, тем не менее, включить первый канал в 23.00 согласилась. Но больше получаса не вытерпела, чем, с одной стороны, подтвердила реноме передачи, преднозначенной сугубо для "фестивального" кино, а с другой - фактически безадресность фильма, который, его апологетами в студии довольно агрессивно представлялся как "тёплая ламповая" отсылка к лучшим образцам "семейного" кинематографа в СССР.
Но целевая аудитория, готовая сотни раз пересматривать те же "Любовь и голуби", в результате и близко не заинтересовалась действом, предпочтя и впредь обходиться минисериальным новоделом без изысков, штампуемым для РТР и канала "Домашний". А самодеятельное исполнение шлягеров 70-80х под гармошку, которым пичкали полфильма, чтобы показать и доказать народность провинциального люда, она и в субботне-воскресных малаховских передачках вдоволь наслушается и насмотрится.
Между прочим, эта ныне "генеральная" линия в творчестве Садиловой чётко прослеживается и во внешне симпатичном предшественнике - "Однажды в Трубчевске", который заканчивается ничем не мотивированными народными гуляниями (на 9 мая) с официозным привкусом. Сам же фильм, занимательно начавшись, сливается сводится к насквозь морализаторской (и притом скучнейшей) проповеди моногамных ценностей при любых условиях. Непутёвая героиня буквально просветляется вскоре после разговора с милой старушкой глубоко за 80. Явно хотели поэксплуатировать пронзительный приём из "Калины красной" Шукшина, но в "Трубчевске" и близко нет того воздействия. Поэтому, невзирая на "Особый взгляд" в Каннах, только 2,5 из 5.
Впрочем, никакие скрепы главному мужскому персонажу из "Огорода" не помешают к 70-ти годам начать искать счастья подальше от опостылевшей жены. На эту роль выбран очередной актёр-любитель да к тому же массовик-затейник: надо ж как-то обосновать ни к селу вставляемую самодеятельность с песнями, включая пахмутовские (вот уж ностальгия как самоцель и ничего более). Нечего удивляться, что на фоне профессионалов как Теличкина и особенно Ольга Лапшина, он смотрелся как зазывала из балагана. И вся обозначенная в начале обоюдная любовь к дачным цветочкам - лишь для галочки: нет там ровным счётом ничего общего, кроме возраста. И потому все их терзания ни о чём.
Сладывается впечатление, что Садиловой просто нечего сказать - вот и пытается втюхать киношный секондхенд (все эти монологи случайных попутчиков в поездах мы давно проходили, а обращение сестры к солнцу - по сути заимствование из "Белых Рос" ), но в привычной для неё упаковке артхауза на минималках.
Тут даже присутствует намёк на сюр - в паре сновидений, которые полагается как-нибудь трактовать. Но сделано было так неинтересно - ирреальности не ощущалось совсем - поэтому желания поразмышлять оне не вызвали. Увы мне, равнодушному!
Зато фильм был представлен к конкурсной программе Московского международного кинофестиваля в августе-сентябре 2022 года, но после того, как я раздобыл пересказ сюжета удостоенной Гран-при драмы "Без предварительной договорённости" от иранских производителей (в рунете кроме краткого синопсиса ничего нет), осталось лишь развести руками: героиня, выросшая в Германии, где получила профессию хирурга, едет с сыном-аутистом на родину в Иран, чтобы посетить могилу недавно умершего отца, бросившего семью при непонятных обстоятельствах. Там они среди прочего посещает храм, где сын чудесным образом исцеляется, и женщина решает остаться. Занавес.
Немудрено, что в том же году буквально следом фильм победил и на фестивале исламского кино в Казани. Безусловно, причиной тому в обоих случаях могли быть высокохудожественные достоинства, но что-то мне подсказывает: из подобных номинантов российским киносудьям в ближайшие годы преимущественно и предстоит выбирать. А телередакторам - составлять репертуар для "Закрытого показа" (сколько тот еще продержится - другой вопрос).
При общей беззубности, если не бесконфликтности. Ну не считать же смелостью бессмысленную пародию на телесериал "СЛЕПАЯ", переименованный в предмете обсуждения в "Зрячую"! И как тут не поставить в пример настоящую социальную мелодраму "Она" о таджикских трудовых мигрантах, созданной Садиловой совместно с мужем Рустамом Ахадовым за 10 лет до того (3,5 из 5 - и то полбалла отминусовал за хэппиенд, что ничем не предвещался).
Не говоря уж про дебют "С днем рождения!" (1998) про пациенток роддома - истинный продукт 90-х, снятый без цвета, но со всей натуралистичностью и даже элементами трэша (тоже 3,5). И не подумаешь, куда могут завести талантливого режиссёра пределы дозволенного спустя 20 лет. Притом, что в центре её внимания всегда была и остаётся долюшка женская, а мужыки - так, для мебели. Но это конечно дело хозяйское.
"Огороду" же ставлю трояк (3/5)!
В завершение, об обсуждении в студии. Слишком много в начале посвятили вроде как типичнейшей для советских кинодрам еще с 60-х годов недосказанности - переели современных, разжёванных донельзя романтических концовок что ли! Молодежь же без конца демонстрировала непонимание закомплексованности у советского поколения и желания копаться на грядках. Что касается апологетов, упомянутых выше, их состав, как и стремление заткнуть рот желающим фильм покритиковать, объясняется просто: один из них - никто иной как режиссёр Валерий Ахадов, по совместительству старший брат мужа Ларисы Садиловой. А дама, поразившая меня своей бесцеремонностью - это сама Ирина Павлова, киновед, имеющая прямое отношение к ММКФ - много лет уже худрук его российских программ. Свои люди, сочтёмся. Что касается актёра Юрия Назарова, то он в отдельном представлении не нуждается, как и его "проностальгические" взгляды. А вот про Александра Гордона скажу: хорошо, видно, кормят в "Мужском/Женском" - лицом округлился и вступать в дискуссии, кроме как прописанные в сценарии, разучился или желания нет. Я ждал большего. Но следующего выпуска дождусь.
(с) Albert Magnus специально для kin0guru