Найти тему
Газета Солидарность

Профессура без гарантий: проблема срочных трудовых договоров преподавателей вузов

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Профессорско-преподавательский состав не всегда имеет постоянное трудоустройство, могут заключаться и срочные трудовые договоры. При этом конкретный срок действия договора зачастую единолично определяет руководитель организации. И работники лишаются гарантий занятости. Эта застарелая проблема так и не имеет решения, на что педагоги пожаловались в письме в нашу редакцию.

К нам в редакцию пришло обращение от председателя первичной профорганизации Ухтинского государственного технического университета Натальи Морозовой: “Прошу поднять вопрос социальной незащищенности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу”. Письмо получилось объемным и обстоятельным, поэтому мы его сократили, постаравшись сохранить основной смысл.

Проблема, на которую хотят обратить внимание, не нова. Профессорско-преподавательский состав не всегда имеет постоянное трудоустройство, с педагогами могут заключать и срочные трудовые договоры (в соответствии со статьей 332 ТК РФ). При избрании работника по конкурсу могут не заключать с ним новый трудовой договор, а продлевать старый на срок до пяти лет.

Такое положение, понятное дело, не устраивает работников. Один из них даже дошел до Конституционного суда, который установил, что продлеваться договор должен на срок не меньше трех лет либо на неопределенный срок (постановление от 15.07.2022 № 32-П). 9 февраля 2023 года Госдума приняла соответствующие поправки в законодательство.

НЕТ ГАРАНТИЙ ЗАНЯТОСТИ

“В связи с вышеуказанными нормативными документами получается, что преподавателя высшей школы оформляют либо по бессрочному договору, либо по срочному договору сроком от трех до пяти лет. По практике работы вузов видно, что с профессорско-преподавательским составом оформляют, в основном, срочные трудовые договора”, - отмечается в письме.

Это влечет негативные социальные последствия: “Преподавателя высшей школы лишают стабильной занятости как необходимого условия, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие человека, нарушают право на свободное распоряжение своими способностями к труду”. Как итог, указывает Морозова, начинается нехватка квалифицированных специалистов.

Сейчас закон наделяет образовательные организации автономностью. В кадровой сфере это означает самостоятельное установление штатного расписания, прием работников, заключение и расторжение трудовых договоров с ними. Учитывая негативную тенденцию, автор письма призывает “исключать практику необоснованного заключения с педагогическими работниками краткосрочных трудовых договоров”, а также предоставлять “гарантии от произвольного установления работодателем как более сильной стороной в трудовом правоотношении необоснованно короткого срока действия этих договоров”.

Пример решения проблемы дает Международная организация труда (МОТ), на что автор письма обратила внимание:

“Такой подход согласуется и с позицией МОТ. В частности, в Конвенции от 22.06.1982 № 158 “О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя” (не ратифицирована РФ) МОТ указала на необходимость закрепления мер, направленных на предотвращение использования договоров о найме на определенный срок (срочных трудовых договоров) в целях уклонения от предоставления работникам защиты, предусмотренной данной Конвенцией (п. 3 ст. 2)”.

В развитие данной инициативы, продолжает Наталья Морозова, МОТ выпустила рекомендацию № 166: в ней предлагается ограничивать применение таких договоров случаями, в которых невозможность установления трудовых отношений на неопределенный срок обусловлена характером предстоящей работы, условиями ее выполнения или интересами самого работника (подп. 2 “а” п. 3).

Председатель первички добавила, что по законодательству РФ особые условия замещения соответствующих должностей относятся к особенностям регулирования труда педагогических работников профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Как указала автор письма, в СССР каждые пять лет проводился конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава. Закон предполагал, что избранное лицо будет замещать должность до очередного конкурса. В российском же законодательстве периодичность проведения конкурса определена не была, а конкурсный отбор претендентов стал рассматриваться как процедура, предшествующая заключению не уточненного по продолжительности срочного трудового договора-контракта (до пяти лет).

“Действующее в настоящее время правовое регулирование не определяет периодичность проведения конкурса на замещение такого рода должностей, а равно и предельные (минимальный и максимальный) сроки, на которые лицо может быть избрано по конкурсу”, - пишет председатель первички.

Организации сами могут принимать решения на этот счет. И практика сложилась такая: время проведения очередного конкурса на замещение должности педагогического работника обусловлено датой, когда истекает срок трудового договора с человеком, замещающим эту должность.

Между тем работодатель не всегда может обеспечить постоянное и непрерывное участие работника в образовательном процессе и равномерно распределять между сотрудниками нагрузку - все зависит от учебного плана. Конкретный срок действия договора зачастую единолично определяет руководитель организации или должностное лицо, наделенное правом заключения трудовых договоров с работниками.

В результате коллегиальный орган управления, который непосредственно проводит конкурс и принимает решение об избрании претендента на должность, рекомендует заключить трудовой договор на конкретный срок (например, на три года или пять лет) или даже на неопределенный. Что при этом важно - именно рекомендует. Такое решение коллегиального органа не носит обязательного характера для должностных лиц. Они могут игнорировать рекомендацию и злоупотреблять своим положением “более сильной стороны”. В результате договоры на максимальный пятилетний срок заключаются нечасто, а на неопределенный срок - в единичных случаях. Педагог же вынужден соглашаться: других вариантов у него нет.

“Продолжительность срока избрания по конкурсу на замещение подобных должностей не устанавливает и связь между этим сроком и сроком, на который с лицом, успешно прошедшим конкурс, может быть заключен и в последующем продлен трудовой договор”, - делает неутешительный вывод председатель первички Ухтинского государственного технического университета.

В итоге - хотя избрание по конкурсу со стороны коллегиального органа управления подтверждает соответствие профессиональных, деловых, творческих и нравственных качеств претендента требованиям, которые предъявляются к лицу, замещающему данную педагогическую должность, решение руководитель принимает единолично.

ПОЖЕЛАНИЯ

“В связи с вышеизложенным, хочу обратиться в защиту интересов педагогических работников, относящимся к профессорско-преподавательскому составу в образовательной организации высшего образования, как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении”, - резюмировала Морозова и сделала следующие предложения:

“С учетом территориальных особенностей нашего региона прошу поднять вопрос об увеличении минимального порога заключения трудового договора с педагогическими работниками, относящимся к профессорско-преподавательскому составу, в образовательных организациях высшего образования в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до шести лет, а для работников, педагогический стаж которых составляет уже 12 лет, заключать бессрочный трудовой договор, как минимум до достижения ими пенсионного возраста”.

Полина Самойлова, корреспондент "Солидарности"