Найти в Дзене
Елена LineaS

Весна — время красить волосы! Часть 2.1: учебный курс штукатурно-малярных работ

Итак, я продолжаю тему окрашивания волос натуральными красителями:

Часть 1.1. https://dzen.ru/a/XyPPFK3gJzBtQn5P

Часть 1.2. https://dzen.ru/a/XyPkOj9ypH7AaYW1

Как я и обещала, сегодня мы совершим экскурс в анатомию волоса и физику диффузионных явлений: изучим теоретические основы процесса окрашивания и поговорим о главном отличии натуральных красителей для волос от их химических «конкурентов», о механизме окрашивания волос и воздействии красящих смесей на волосы.

Как показывает практика, самое большое количество ошибок при использовании натуральных красителей происходит именно из-за непонимания сути механизма окрашивания. Многие неправильно полагают, что хна — это обычная краска, только натуральная и безвредная. Этот неверный посыл и приводит к разочарованиям.

Хна — это краситель радикально иного механизма окрашивания, нежели привычные для нас химические краски, которые просты и незамысловаты в использовании. Ее взаимодействие с волосом происходит по иному принципу и требует соблюдения определенных условий. Как же происходит процесс окрашивания?  Разберем этот вопрос на уровне анатомии волоса.

Фото из Интернета
Фото из Интернета

Как все вы знаете, волос состоит из трех слоев: кутикулы (покровный чешуйчатый слой), кортекса (средний слой «одеревеневших» кератиновых волокон, «кора» волоса, которая содержит наш собственный пигмент — меланин) и мозговой сердцевины (центральный слой живых жидких кератиновых волокон). Все три слоя анатомически и физиологически неразрывны и в норме присутствуют у любого человека. При этом, кортекс анатомически является ороговевшим продолжением мозговой сердцевины, а кутикула плотно спаяна с кортексом липидным кожухом — молекулами жирных кислот, связанными с кератином волоса ковалентными связями через атом серы. Этот липидный кожух защищает кортекс от внешнего воздействия, предотвращает разрушение волокон кератина и потерю зерен меланина, которые крепко «вплетены» в кератиновый каркас.

В зависимости от целостности волокон кератина коркового слоя, а также прочности и плотности прилегания к нему покровных чешуек, волосы делятся на шелковистые (гладкая поверхность волоса с плотным прилеганием чешуек и тугим переплетением кератиновых волокон) и пористые (шероховатая поверхность волоса с неполным прилеганием чешуек и рыхлым переплетением кератиновых волокон с большим количеством пустот). Пористые волосы сильнее подвержены воздействию агрессивных сред, легче утрачивают эластичность, высыхают, ломаются, быстрее выгорают (теряют меланин), но легче окрашиваются (любым красителем). Шелковистые волосы, напротив, более устойчивы и эластичны. Окрашиваются они (благодаря своей прочности) труднее, но краситель держится на них более стойко.

Но не только прочность и плотность кутикулы  влияет на способность к окрашиванию: расположение и размер зерен меланина и преобладание того или иного его вида (желто-красный или черно-коричневый) также играет важную роль — от этого зависит получаемый в результате окрашивания цвет.

При окрашивании волос химическими красителями происходит полное или частичное замещение собственного пигмента волоса на искусственный пигмент красителя. Для этого, все без исключения искусственные красители содержат в своем составе агрессивные компоненты (такие как: персульфаты, резорцин, перекись водорода, аммиак и тому подобные), которые разрыхляют липидный кожух между кутикулой и кортексом, разрывают и расщепляют плотные кератиновые волокна кортекса, выдавливают зерна меланина и, наконец, заполняют пустоты искусственным пигментом. Как следствие, волос может изменить цвет радикально, но при этом утрачивает целостность и постепенно разрушается. Из-за разрушения кератиновых волокон искусственный пигмент очень быстро вымывается, что заставляет нас вновь и вновь прибегать к повторным окрашиваниям, которые с каждым разом только усугубляют ситуацию и ведут к полному разрушению волоса по длине.

И здесь расчетливая косметическая промышленность, и предприимчивые мастера-парикмахеры не дают нашим волосам умереть спокойно, не выдоив из нас все до последнего рубля (или последнего волоса): силиконы, кератины, витамины, вазелины и протеины — в ход идет все, что позволит склеить жалкую мочалку, оставшуюся от волос, хотя бы на время… Поэтому, мы слишком поздно замечаем проблему, чаще всего тогда, когда ее уже невозможно решить ничем, кроме ножниц.

Некоторые из моих покупательниц, после перехода на мытье волос натуральным мылом, замечают, что волосы начинают катастрофически «сечься» на концах и считают, что это связано с мылом. Однако, мыло здесь не при чем! Это как раз яркая демонстрация моих слов: как только мы перестаем «склеивать» рассыпающийся в прах кератин силиконами промышленных средств, волосы (а вернее то, что от них осталось) тут же начинают обламываться вплоть до самых корней. Ибо механической целостности волос давно уже нет, просто под толстым слоем «клея» мы этого не замечаем! Но если рассмотреть поврежденный волос под микроскопом, картина будет удручающей:

Фото из Интернета.
Фото из Интернета.

Механизм окрашивания натуральными красителями совсем иной. Натуральные красители содержат слишком незначительное количество веществ, способных хоть сколько-нибудь воздействовать на липидный кожух волоса, поэтому они просто не в состоянии проникнуть в кортекс и вытеснить натуральный пигмент.

Кератиновые волокна при окрашивании натуральными красителями не повреждаются, переплетение их не ослабевает, и меланин полностью сохраняется внутри кортекса (что и влияет на итоговый цвет волос после окрашивания). Но тогда каким же образом хна позволяет добиться изменения цвета волос? О, это сложный многоступенчатый процесс!

Начинается он в момент заваривания и настаивания сухого растительного порошка: частицы лавсона экстрагируются водой с образованием коллоидного раствора. Должна отметить, что в экстрагировании (по-простому — «заваривании») нуждается любая хна, независимо от того, богата она пигментом или нет (пигмент в обязательном порядке требуется перевести из клеток растительных тканей в коллоидный раствор, иначе он физически не сможет попасть на волосы). Если продавец говорит вам, что его хна в этом не нуждается, так как она «качественная», он либо не понимает сути процесса, либо лжет, либо торгует хной с подмесом химического красителя, либо стремится не упустить своей выгоды, заставляя вас тратить больше растительного порошка, чем нужно для одного окрашивания.

Нельзя окрасить волосы без предварительной экстракции пигмента! При этом, чем жиже будет смесь (чем больше в ней воды), тем быстрее и полнее завершится процесс экстракции. И это не мои «придумки», это — физика: законы диффузии вообще и закон Фика в частности, согласно которому процесс диффузии напрямую зависит от градиента (возрастания) концентрации раствора.

И я могу подтвердить это на простом и наглядном опыте (чем отличается физика и химия от гуманитарных наук? Тем, что здесь все сказанное легко проверить и отличить действительность от претензий на оригинальность: сказал — докажи!). Итак, доказываю: берем два стакана, всыпаем в них равное количество хны (самой дешевой) и заливаем водой температурой 80-90°С. Только в один стакан наливаем 200мл воды, а в другой ровно столько, чтобы развести хну до состояния густой сметанообразной консистенции, которую обычно продавцы хны рекомендуют для нанесения на волосы:

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Оставляем стаканы на час-полтора, чтобы экстракция завершилась как можно полнее и сопоставляем результаты. Для этого доводим объем воды во втором стакане до уровня первого, взбалтываем содержимое обоих стаканов и оцениваем цвет.

Как видите, в первом стакане, где воды изначально было больше, цвет настоя гораздо более насыщен пигментом, нежели во втором. Малое количество экстрагента (воды) во втором стакане быстро пресытилось даже небольшим количеством пигмента, диффузия критично замедлилась, что не позволило осуществить экстракцию до конца, до полного истощения растительного сырья. Иными словами, бо́льшая часть пигмента так и осталось лежать мертвым грузом в тканях растительного сырья, а значит использованное нами количество красителя было потрачено зря:

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Таким образом, окрашивание начинается с правильного процесса экстрагирования пигмента, благодаря которому коллоидный водный раствор получается максимально насыщенным.

Далее, при нанесении коллоидного раствора на волосы, тонко диспергированные в нем частички пигмента слой за слоем осаждаются на поверхность волоса, аналогично тончайшим слоям венецианской штукатурки. Сначала эти слои практически полупрозрачны, но постепенно «набирая вес», все глубже и глубже пропитывая и «цементируя» кутикулу, заполняя собой все пустоты, неровности и шероховатости, они приобретают нужную толщину, яркость и прочность «хитинового покрова». Пигменты в комплексе с таннинами спрессовывают и уплотняют поверхностные слои волоса, тем самым утолщая волос, делая его прочнее и тверже.

Как видите, процесс окрашивания идет не изнутри волоса, а снаружи по принципу «цементирования», а не замещения меланина колорантом. Именно поэтому хну невозможно смыть ничем, кроме ножниц. Однако, и окрасить волосы до нужного уровня интенсивности и глубины цвета тоже непросто! Чтобы нарастить необходимую толщину «цементирующего» слоя потребуется время, не менее шести-восьми регулярных окрашиваний, которые займут около полугода.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

И хочу предостеречь вас от попыток «ускорить» процесс. Не забывайте, что оседающий на волосах краситель не только утолщает волосы (что дает возможность обрести столь желанный объем), но и утяжеляет их! Необходимо, чтобы волосяные фолликулы успели адаптироваться к повышенной нагрузке. Окрашивание натуральным красителем можно сравнить с отделочными работами: на бетонную стену сначала наносят контактный состав, затем черновую штукатурку, затем грунтовку, чистовую штукатурку, еще один слой грунтовки и, наконец, финишную шпаклевку. Важно точно соблюдать последовательность действий и время на просушку слоев, в противном случае — либо стены так никогда и не станут ровными и гладкими, либо все несколько слоев потрескаются и отвалятся от бетонного основания.

Так и в случае с хной: если вы поспешите, и будете проводить окрашивание слишком часто, с превышением времени выдержки красителя на волосах — вы повредите волосы (пересушите их, сделаете жесткими и непослушными), либо совсем их потеряете (они просто отвалятся с корнем под своей непомерной тяжестью).

Все, кто начал окрашивать волосы хной еще в юности, достаточно «натренированы», поэтому для них всегда предусмотрены определенные «скидки». Но тем, кто решил перейти на натуральные красители только с появлением седины, спешить нельзя ни в коем случае! При постепенном и неторопливом продвижении к цели, с соблюдением всех правил окрашивания и мер предосторожности, краситель ляжет на волосы прочно и без потерь, а волосы приобретут долгожданный объем, густоту и будут расти почти вдвое быстрее.

При таком механизме окрашивания волос не только насыщается цветом и разглаживается, но и «запечатывается» в дополнительный защитный кожух, благодаря которому может противостоять внешним агрессивным факторам и удерживать влагу внутри живой сердцевины. Слой красителя на поверхности волоса играет и еще одну немаловажную роль — роль зеркального «отражателя», универсального УФ-фильтра. Все эти эффекты неоднократно проверены мною на практике: в жарких странах цвет моих волос не выгорает ни на солнце, ни под воздействием морской воды. Были даже курьезные случаи, когда окружающие к концу отпуска утрачивали любые сомнения в том, что это мой «натуральный» цвет волос.

Продолжение следует!

Была ли полезной моя статья? Если да, прошу не забывать ставить "нравится", и подписываться на мой канал, чтобы всегда быть в курсе новых интересных статей и рецептов. А если у вас возникли вопросы, прошу задавать их в комментариях, буду рада помочь!

Всегда ваша,

Елена LineaS

https://www.lineas.ru/