Набедокурив в Афинах, Писистрат сбежал в Эретрию, небольшой городок на острове Эвбеи, к северу от Афин. С этого началось его десятилетнее изгнание, воспринимаемое им, впрочем, весьма стоически. Путеводной звездой сияла мысль о возвращении власти, ни на что другое бывший тиран отвлекаться не мог.
На острове Писистрат задерживаться не стал, а отправился на север Эгейского моря, в район современных Салоников. Место оказалось крайне выгодным, ибо под боком нашлись залежи серебра, немедленно ставшие обрабатываться. Писистрат понял, что следующие 10 лет пройдут с пользой, и начал копить серебро. На накопленное он начал покупать наемников, а также посылать приглашения вступить в его войско всем окрестным и не только правителям. Приглашения эти, естественно, подкреплялись крупными денежными суммами.
В итоге, к 546 году до н.э. у тирана было и свое войско, и своя казна, и свои дипломатические сношения с другими коллегами - тиранами. Не собираясь медлить ни секунды дольше положенного, Писистрат собрал своих воинов и отправился в Марафон, тот самый, где позже разобьют персов и гонец будет бежать в Афины, чтобы донести славную весть о победе. Но до этого еще далеко, а пока Писистрат засел в окрестностях, собирая уже новых союзников. Беднейшие слои населения Афин, а также и некоторых окрестных полисов стали стекаться в войско своего бывшего покровителя. Аристократы, управлявшие Афинами, по странной причине бездействовали. Либо они не воспринимали старика - Писистрата всерьез, либо не были уверены в поддержке собственного населения и предпочитали отсидеться за крепкими стенами.
Вскоре Писистрат двинул войско на город. Армия афинян к такому готова не была, она занималась более важными вещами, игрой в кости и завтраком, например. Поэтому бывший тиран без всяких усилий обратил противников в бегство и вошел в Афины, чтобы начать свою третью, на этот раз последнюю тиранию. В этот раз Писистрат подумал о своей безопасности и принял соответствующие меры.
В первую очередь, он взял в заложники детей своих политических противников, из числа тех, кто не успел бежать из Афин. Далее, он решил разоружить афинян. Сделал он это в своей манере. Писистрат призвал всех афинян-воинов взять оружие и пройтись маршем, устроив тем самым смотр. Когда смотр был окончен, он забрался на возвышение и начал глаголить речь. Глаголил он тихо, афиняне начали жаловаться на то, что ничего не слышат. Тогда Писистрат призвал их подойти поближе, расположиться вокруг возвышения и занять окрестные оливы и крыши домов. Подобные операции с оружием в руках совершать затруднительно, поэтому афиняне оставили его на земле и принялись карабкаться поближе к тирану. В это время сторонники Писистрата по-тихому подобрали все их оружие и отнесли в специальное место, о чем оповестили хитрого правителя. Греки заметили это и начали возмущаться пуще прежнего. Тиран, не моргнув глазом, закончил свою речь и объяснил согражданам ситуацию следующим образом:
...по поводу случившегося не надо ни удивляться, ни беспокоиться, но следует возвратиться по домам и заниматься своими делами, а обо всех общественных делах позаботится он сам.
Такое объяснение сограждан удовлетворило, и Писистрат воцарился в Афинах. Занимая властное положение, он опирался на беднейшую часть населения, давая ей ссуды на сельскохозяйственные работы и всячески отвлекая ее от политики, так как видел в политически грамотном населении прямую опасность для своего правления.
В целом, правление одного из самых неоднозначных властителей в истории Древней Греции было положительным. Он был властолюбив, да, но понимал, что стабильность правления основана на согласии с народом. У него было свое понимание этого согласия, через ослабление и фактическое уничтожение аристократии и поддержку бедноты, но это работало. Власть Писистрата во многом держалась на его личности, он был харизматическим лидером, вызывавшим симпатии у населения, а также неутомимым авантюристом, чьи смелые и местами наглые затеи всегда вызывали как минимум заинтересованность, даже у его противников. Умер Писистрат в 527 году до н.э., оставив править своих сыновей Гиппия и Гиппарха, убийцы которого станут первыми национальными героями Греции.
На этом мой цикл статей о Писистрате подходит к концу. Благодарю всех за прочтение и комментарии, тех же, кто хочет разобраться в теме подробнее, отсылаю к работам Сурикова и Берве, а именно к работам "Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика" и "Тираны Греции".