- В этом году исполняется 40 лет со дня выпуска нашего замечательного курса физико-математического факультета Псковского педагогического института им. С. М. Кирова (ныне ПсковГУ). И пусть никто из нас не стал академиком, но многие нашли свое счастье в профессии, а кое-кто до сих пор пытается вбивать, ой, извините, вкладывать в головы учеников законы Ньютона, теорему Пифагора, тригонометрические функции...
А начиналась все так:
Что примечательно, еще лет двадцать снились мне экзамены. Захожу в аудиторию, беру билет... - и ничего не знаю! Просыпалась всякий раз в холодном поту...
Я относилась к тому типу студентов, которые в день сдачи зачета или экзамена стремились попасть в первую пятерку. Для этого надо было встать пораньше. Ну а если последняя ночь решающая и на нее возлагалась надежда доучить, дочитать, до..., то, сами понимаете - я шла на экзамен совершенно невыспавшаяся.
Перед дверью сковывают страх и ужас. Вхожу в аудиторию, беру билет - полный ступор. Занимаю место у доски, сжимаю в руке кусок мела, закрываю глаза и жду озарения. И оно наступало (в разной степени)...
По некоторым предметам почти все студенты писали шпаргалки. Мы пользовались очень узкими бумажными "гармошками". Резали страницу на ленты и склеивали по две, а то и по три в длину. Мизерным почерком наносили формулы, определения, доказательства и т.п. И складывали гармошкой. Я трусиха, шпаргалками пользовалась редко, боялась, но писала их обязательно, это позволяло повторить материал.
Однокурсники параллельной группы сдавали на другой день. Иногда просили пометить билет. Надо было как бы нечаянно помять уголок билета или поставить еле заметную точечку.
На экзамене по молекулярке (молекулярной физике) я пометила билет для подруги. Сама сдала на трояк. Подвело меня стеклование. Вопрос, который надо было изучить самостоятельно. Да еще в задаче был лишний параметр, о чем я не догадалась и пыталась его куда-нибудь пристроить. Билет подруге пометила, рассказала все в подробностях, и она, естественно, получила пятерку. Впрочем, про стеклование, увидев правильно решенную задачу, преподаватель ее даже не спросил.
На первый курс физмата принимали 100 человек: две группы физиков-математиков и две - математиков-физиков. Еще брали кандидов в студенты (не помню, сколько). У нас в группе, например, одна девчонка забрала документы после колхоза, и сразу же кандидат в студенты был зачислен. А поездки в колхоз на уборку урожая в сентябре были тогда в порядке вещей. Самое веселое время!
Не знаю, как другим, а мне учиться было одновременно интересно и трудно. Поначалу даже записывать лекции не успевала. Оставляла пробелы, а потом переписывала у однокурсниц. Самым "удобным" для меня преподавателем был Евгений Александрович Ганго (Царство ему Небесное). Мы были просто в шоке, когда узнали о его внезапной смерти. Он уехал на госы в Новгород, сердце остановилось... Читал он лекции по математическому анализу. Интеллигент, аккуратист. Если лекцию ставили в 63-й аудитории, расположенной амфитеатром, с двумя досками, то Евгений Александрович, заполнив своим четким почерком одну доску, поднимал ее и начинал писать на другой. Отстающие, типа меня, могли пусть не все понять, но хотя бы записать. Если же в аудитории доска на кафедре была одна, то он обязательно спрашивал, можно ли стирать часть формул, чтобы продолжать выкладки. Далеко не все так относились к первокурсникам.
В тетрадях по геометрии, например, порой были сплошь "заборы". Преподаватель терпеть не мог опозданий и себе подобного не позволял. Звенел звонок, тут же открывалась дверь, и грозный дядечка, опиравшийся на трость, поднимался на кафедру и начинал доказывать теорему. Исписав половину доски, поворачивался к аудитории, сдвигал очки на кончик носа и поверх очков вглядывался в лица. Обнаружив, что перед ним не второй курс, а первый, велел все перечеркнуть, и лекция начиналась с нуля.
Трудности возникали и с конспектами по общественным дисциплинам. К примеру, завтра семинар по истории КПСС и лабораторная работа по физике, к которой нужен допуск. Выбираю второе. А к семинару конспекты работ Маркса, Энгельса или Ленина надеюсь скатать у однокурсников, не читая самих работ.
Списывала у математиков. Мы им вообще немного завидовали. У нас физика и математика шли с первого курса, а у математиков физика начиналась только на третьем. Так что они имели куда больше свободного времени. Мы - в читальный зал, а математики - в кино...
Первокурсников заселяли в самые большие комнаты. К примеру, нас было аж девять человек. После первой сессии осталось восемь. И только на четвертом курсе удалось "разъехаться".
Чаще всего обращалась за конспектами к Нине (на предыдущем фото). Обнаружив нескладные предложения, я начинала "выяснять". Нина сердилась, угрожая отнять конспект, и всякий раз приговаривала: "Вот дурная свекровь будет!" Ее пророчества не сбылись, у меня одни девчонки...
Выпускной альбом у фотографа было заказывать дорого. Я решила оформить альбом сама. Подходила к преподавателям и просила разрешения сделать фото.
От учебы два первых года отвлекал студенческий поэтический театр "Плескова". Этюды, репетиции, спектакли, участие в фестивале самодеятельных театров "Псковская весна". В 1980-м на фестивале мы представляли музыкально-поэтическую композицию "Давайте о Ленине песню споем" по стихам зарубежных поэтов (требования времени). Музыкальное сопровождение включало Бетховенские сонаты. Напряжение было колоссальное. Решение жюри ждали в полуобморочном состоянии. И мы стали лауреатами!
Особенно насыщенным выдался 1981 год. Там вообще, кажется, было не до учебы. Сохранился блокнот.
Есть несколько фотографий, не все удачные, но храню. Это память.
В северной столице мы дважды посетили Молодежный театр в Измайловском парке. Там все было не так, как в классических театрах. Небольшой зал, в центре помост. Зрители сидят с трех или четырех сторон. Смотрели мы постановки "Как господин Мокенпот от своих несчастий избавился" и "Сто братьев Бестужевых". Последняя на меня произвела неизгладимое впечатление. Этот спектакль удалось посмотреть еще раз через год.
У нас был замечательный режиссер, Леонид Григорьевич, он старался не просто влюбить нас в театр, но и в целом "окультурить" что ли. В Молодежном театре договорился о встрече с режиссером. Мы внимали, впитывали, но невольно сравнивали с той встречей, что состоялась в Москве зимой в Театре имени Гоголя (вот там был полный восторг!).
А еще мы в Ленинградском большом театре кукол посмотрели "Похождения бравого солдата Швейка". Помню, как необычно воспринимались на сцене люди и куклы, танец человека с куклой...
В том же, 1981-м, в Пскове гастролировал Ленинградский малый драматический театр. Мне удалось побывать на трех спектаклях: "Закон вечности", "Татуированная роза" и "Вкус меда"...
На третьем курсе я с театром рассталась. Наш режиссер уехал в столицу на высшие режиссерские курсы. А новый мне не понравился.
Физмат - это братство со своим гимном:
А мы с физмата, а мы с физмата,
Нас узнают издалека.
У нас, конечно, ума палата,
Но мы не смотрим свысока...
Из поколения в поколение передавались и физматовские песни. К примеру, вот эта:
На физмате живем,
Интегралы жуем
И квантуем моменты и силы.
А как станет невмочь -
Все учебники прочь!
И затянем родную "Дубину"...
Были популярны песни о нелегкой судьбе студента:
Раскинулась плоскость
По модулю пять,
Вдали полиномы стояли,
Товарищ не смог производную взять,
Ему в деканате сказали:
"Анализ нельзя на арапа сдавать.
Рожанский тобой не доволен.
Изволь теорему Каши доказать,
Иль будешь с физмата уволен"...
И еще в таком же духе:
Морально мы опустошенные
И не доразвиты физически.
Вечно голодные и сонные
В науку тыкаемся лбом.
Судьба, судьба неблагодарная
Нам никогда не улыбается,
И жизнь по черепу распухшему,
Как ни старайся, бьет ключом...
И песни были вполне объяснимы. Каких только дисциплин нам не преподавали! Всякая разная физика, к ней впридачу еще и математическая физика. Ну и математики хватало: алгебра и теория чисел, математический анализ, геометрия, топология, дифференциальные исчисления, математическая логика, современные и научные основы школьной математики ("сошки" и "ношки"). А еще методики. И прочее, и прочее. Был даже прикладной предмет "Учебные мастерские", где мы осваивали работу на токарных станках, пилили, строгали. Короче говоря, есть что вспомнить.
Вот выплыл из памяти зачет по физкультуре. Сдаем прыжки в высоту с разбега (спиной). Я никогда спортивной не была. А тут выложилась и раза с двадцатого все же "перевалила" себя через планку. Стою довольная, рот до ушей. А преподаватель посмотрел на меня и выдал на манер Станиславского: "Не верю! Еще раз прыгнешь, тогда поставлю зачет". Но я эту планку больше ни в какую не смогла преодолеть. Разревелась... и все же получила зачет.
Впрочем, о годах учебы я уже рассказывала.
Не судите строго. Рассказ получился несколько мозаичный.
А вы часто вспоминаете годы учебы и своих однокурсников?
Пишите в комментариях. Всегда рада откликам.
А своих однокурсников я поздравляю с грядущим юбилеем выпуска!