Найти в Дзене
Вреднее вина

Как зарубежный сериал показал Россию?

Кадр из сериала «Антология русского хоррора: Красный состав»
Кадр из сериала «Антология русского хоррора: Красный состав»

Про «Антологию русского хоррора: Красный состав» обычно говорят либо «клюква», либо «находка». Но мне кажется, сериал сочетает в себе и предсказуемую вторичность, и своеобразность.

Созданием «Хоррора» занимались канадская, молдавская и русские студии. Над каждым из шести эпизодов работали разные режиссеры. Отсюда неоднородный стиль анимации и драматургии каждой серии. Концептуально, конечно, напоминает «Любовь, смерть и роботы». Но начинка иная.

Все эпизоды основаны на русском литературном источнике, четыре – на классическом, два – на современном. К последним относятся «Можарово» (по мотивам Д. Быкова) и «Князь» (по Д. Тихонову).

Кадр из сериала «Антология русского хоррора: Красный состав»
Кадр из сериала «Антология русского хоррора: Красный состав»

К сожалению, эти серии получились наиболее просевшими. Во-первых, в них просто вырвиглазная анимация. Во-вторых, сюжетно неровный «Князь» еще как-то цепляет попыткой интересно обыграть мир «Безумного Макса», а вот визуально непримечательный «Можарово» прямо и в лоб бьет тезисом про ужасных политиков и страшных отбросов общества из глубинки. Скучно.

А вот классика русской литературы не подкачала. Серия «Дочь крысолова» по рассказу А. Грина, пусть и клюквенная, но интересная по анимации: черно-белый постреволюционный Петроград с элементами стимпанка, который захватывают жуткие крысолюди.

Эпизод «Семья вурдалака», основанный на рассказе А. Толстого, получился почти каноничной страшилкой про то, как ночью в лесу небезопасно. Даже если замученного дорогой путника приютит семья, живущая в этом лесу.

Кадр из сериала «Антология русского хоррора: Красный состав»
Кадр из сериала «Антология русского хоррора: Красный состав»

Моими фаворитами стали серии «Лесной царь» (по балладе В. Жуковского) и «Гробовщик» (по рассказу А. Пушкина). Первый переносит нас в цифровизированный и отчужденный мир, в котором нет места человечности. А второй, сделанный в потрясающей стоп‑моушен‑анимации, не только бережно интерпретирует первоисточник, но и несет гнетущий вайб Алана По и Тима Бертона.

Слово «хоррор» в названии проекта условное. В буквальном смысле сериал вовсе не страшны. Ужасы здесь чаще представлены социальные, давно нам знакомые.

Возвращаясь к поставленному в заголовке вопросу, отмечу, что в «Хорроре» есть место и вторичности, и клюкве, и оригинальности. Несмотря на сильные шероховатости, я бы с удовольствием посмотрела продолжение этих коротких и жутковатых историй.

Читайте также:

Забытый шедевр советского кино

Редкий зверь - хороший русский фильм