Пушкинист Валентин Непомнящий писал, что Россия – пасхальная цивилизация, именно этот праздник был главным в году. Рождество – лишь его предвестник. Это отличает нас от Западной Европы, где главный праздник Рождество.
Примечательно, что среди светских государственных праздников наиболее значимый – День Победы. Как и Пасха это день победы жизни над смертью. Наши предки, подобно Христу победили зло, пройдя через ад.
Давайте же вспомним, как до революции в селах праздновали Пасху.
Страстная неделя (неделя перед Пасхой), была для крестьян тяжелой. Женщины отмывали избы (особенно старались в Чистый четверг, когда даже «ворона своих воронят в луже моет») и готовили праздничный стол. Куличи старались сделать максимально НЕ постными – в тесто добавляли побольше масла и яиц, благо этого добра за пост скапливалось достаточно. Мужчины – делали на неделю вперед всю работу, чтобы светлую седмицу спокойно праздновать.
Устав от предпраздничных хлопот народ на службах частенько засыпал, однако этнограф Максимов относился к такому поведению с пониманием:
«во всей стране нашей ни одно сословие не сохранило такой теплой и детски наивной веры, как крестьянство. И если в церковных притворах и темных углах храма народ действительно спит, так что храп мешает иногда молящимся, то нужно же принять во внимание, что эти спящие люди истощены строгим деревенским постом, что многие из них приплелись из далеких сел по ужасной весенней дороге и что, наконец, все они донельзя утомлены предпраздничной суетой и хлопотами. К тому же спят сравнительно немногие, а большинство толпится в темноте церковной ограды и деятельно хлопочет над наружным украшением храм»
Но вот начинается кульминация праздника, ночное богослужение:
«Вот послышался и первый, протяжный и звонкий удар колокола, и волна густого колеблящегося звука торжественно и величаво покатилась по чуткому воздуху ночи. Народная толпа заколыхалась, дрогнула, полетели с голов шапки и радостный вздох умиления вырвался из тысячи грудей. А колокол тем временем гудит, гудит и народ валом валит в церковь слушать утреню. Через какие-нибудь пять минут в церкви делается так тесно, что негде яблоку упасть, а воздух от тысячи горящих свечей становится жарким и душным. Особенная давка и толкотня наблюдается у иконостаса и около церковных стен, где «пасочники» расставили принесенные для освящения куличи, яйца и всякую пасхальную снедь. Когда отойдет утреня, ровно в 12 часов, по приказанию ктитора, в ограде палят из пушки или из ружей, все присутствующие в церкви осеняют себя крестным знамением и под звон колоколов раздается первое «Христос Воскресе».
Вернувшись домой:
К разговенью матери всегда будят маленьких детей: «Вставай, детеночек, подымайся, нам Божинька пасочки дал» — и заспанная, но все-таки довольная и радостная, детвора садится за стол, где отец уже разрезывает пасху на куски, крошит освященные яйца, мясо или баранину и оделяет всех. «Слава Тебе, Господи, пришлось разговеться нам», — в умилении шепчет крестьянская семья, крестясь и целуя освященную пищу.
Всю неделю после Пасхи в селах царила праздничная атмосфера. Все желающие могли звонить в колокола, Священники ходил по домам и на дому у крестьян служили молебны. В ответ крестьяне пели молитвы собственного сочинения.
Буду благодарен, дорогие читатели, если расскажете в комментариях, как вы празднуете Пасху, какие традиции есть в вашей семье.