Найти в Дзене
В Движении

Тюнинг в эпоху СССР: как советские автолюбители боролись с унылостью серийных моделей

Оглавление

В эпоху СССР, несмотря на тотальный дефицит автомобилей и запчастей, автовладельцы находили способы дорабатывать и улучшать свои машины. Тюнинг существовал в разных формах - от вынужденных переделок для поддержания движения древних авто до искреннего желания сделать свой автомобиль особенным и самобытным.

Нехватка комплектующих заставляла автолюбителей мастерить, перебирать узлы от разных моделей, упрощать конструкции, лишь бы их "ласточки" оставались на ходу.

-2

Советские дороги бороздили причудливые гибриды - "Москвичи" с агрегатами от "Волг", "УАЗы" с обвесом от грузовиков, трофейные иномарки с отечественными деталями. Но помимо доработок по необходимости, процветало и творчество - тюнинг для души.

-3

Безусловно, сегодня он может показаться наивным, но для своего времени был смелым и новаторским.

Доступный ассортимент для тюнинга

Выбор фирменных товаров для доводки автомобилей в СССР был крайне скуден. Промышленность еще производила какие-то аксессуары и декоративные элементы, но полезной "навески" выпускалось откровенно мало.

Среди редких исключений - комплект омывателя лобового стекла, разработанный в 1963 году для самостоятельной установки на любые машины кроме "Волги", где он уже был.

-4

Еще большой редкостью являлись противотуманные фары, особенно желанными считались блестящие "гэдээровские" производства ГДР.

-5

К счастью, дефицит хромированных деталей ощущался не так остро - на многих заводах "за бутылку" брались отхромировать практически что угодно: корпуса фар и воздухоочистителей, клапанные крышки двигателей.

-6

Автолюбители охотно пользовались такой возможностью добавить блеска своим машинам.

Декор колес

В погоне за красотой советские водители не гнушались украшать свои авто всевозможными колпаками - блестящими изделиями всех мыслимых форм и размеров. Хромированные "тарелки" красовались не только на легковушках, но и на стареньких грузовиках и скромных "УАЗиках".

-7

Впрочем, мода менялась - на рубеже 70-х и 80-х неожиданно вошло в тренд ездить вообще без колпаков, по-спортивному оголяя диски. Некоторые подразделения ГАИ даже пытались бороться с этим поветрием, но тщетно. В итоге к середине 80-х от штатных колпаков начали отказываться и сами автозаводы.

-8

Выбор нестандартных колпаков в те годы был крайне ограничен - две-три разновидности а-ля "Мерседес" и еще одна оригинальная модель с выпуклыми серебристыми секторами на черном фоне.

Любители изысков могли купить специальные белые боковины для шин, так называемые флипперы. Правда, аксессуар требовал кропотливого ухода, иначе в суровых дорожных реалиях быстро терял вид - желтел или покрывался черной копотью.

Защита и украшательство кузова

Правила дорожного движения строго регламентировали конструкцию автомобилей, не допуская самодеятельности в виде обвесов и доработок кузова.

-9

Максимум, что могли себе позволить автовладельцы - установить на дверные торцы накладки из капрона с цветными катафотами.

На этом фоне безумством казались эксперименты отдельных "тюнеров" с расширением колес. Отчаянные умельцы варили из двух стандартных дисков уникальные "разварки", чтобы добиться эффекта низкой посадки.

-10

В сочетании со стандартными узкими покрышками это превращало машины в смертельно опасные болиды, плохо слушающиеся руля.

А вот доработка брызговиков, напротив, не встречала препятствий со стороны ГАИ - их наличие строго контролировалось на техосмотрах и инспекторы не придирались к самым вычурным конструкциям.

-11

Энтузиасты украшали брызговики аппликациями и катафотами, обтягивали нержавейкой и даже вырезали огромные "уши" из подъездных ковриков.

Преображение салона

Пожалуй, самым распространенным объектом самодеятельного автодизайна в СССР были рукоятки рычага КПП. Разнообразие "набалдашников" поражало: от грубых поделок из оргстекла до изящных хромированных шаров с инкрустацией. За родными тольяттинскими рукоятками гонялись, как за раритетом.

-12

Не меньшей популярностью пользовались всевозможные оплетки и чехлы на руль. Эту нехитрую, но полезную доработку практиковало абсолютное большинство водителей.

-13

В продаже имелись как готовые плетеные чехлы, так и более современные кожаные модели на кнопках. Меховые рули встречались куда реже, а полностью меховой салон могли себе позволить лишь единицы.

Обмен деталями между моделями

При острой нехватке запчастей и аксессуаров многие автолюбители ухитрялись украшать свои машины подходящими узлами от других моделей. Шиком считалось раздобыть блестящую эмблему с багажника "Волги" в виде летящей чайки.

-14

Рядовым владельцам "Жигулей" оставалось довольствоваться скромным, но тоже ценимым декором - хромированной ручкой для поддержки крышки багажника от "двойки".

Оригиналы щеголяли армейскими светомаскировочными насадками на фарах или многосекционной складной антенной от военных "ГАЗиков".

-15

Хитом интерьерного апгрейда была установка на торпедо недорогих моделей ВАЗ или "Москвичей" солидных накладных панелей от "шестерки" и "семерки". Они позволяли с комфортом разместить модную "музыку" и разные полезные приборы.

-16

Отдельные умельцы просто лепили на свои машины всевозможные детали от моделей классом выше: хромированные молдинги и решетки от "Жигулей", декор от "Запорожцев". Считалось, что любой хром только красит автомобиль, откуда бы ни был позаимствован.

-17

Также нельзя не упомянуть про чехлы и размещение чего либо на задней полке.

-18
-19

Подводя итог, можно сказать, что типичный советский автотюнинг был пусть наивным и кустарным, но советские автовладельцы получали от этого не меньше радости, чем нынешние владельцы лакшери-каров от именитых ателье.