Фильм показал такую глубину проблемы семейного насилия, что выход очень сложно найти.
Когда все началось с сочинения 14-летней Холли, – я подумал, вот она, наследница тех советских девятиклассников из фильма «Доживём до понедельника» — где переполох возник после сочинения о счастье, – а здесь переполох есть, но сочинение о несчастье.
Все-таки в датском королевстве все куда запутаннее. Никто не может понять, что происходит в доме, где живут обожающие друг друга Симон и Деа, а также дочь от первого брака Деа – Холли и общий сын нынешних супругов – восьмилетний Тео.
История, где роли отца и сына более-менее понятны и прозрачны, а вот мать и дочь что-то видят за пределами реальности. Кстати, неистовая и неудержимая любовь мужа к жене и ее опасения напомнили мне испанский известный триллер «Возьми мои глаза».
На 8 серий погружаешься в выяснение того, что же происходит за стенами дома, ибо все участники истории говорят об одном и том же, но по-разному.
Итак, главная героиня Холли в сочинении обвиняет отчима в насилии. Родители Симон и Деа недоумевают. Но есть опытный, дотошный и сердобольный социальный работник Ларс Мэдсен, которому уготована миссия вывести всех на чистую воду, но только по закону или нет. Здесь методы Ларса любопытны. Впрочем, вы убедитесь в этом сами.
С самого начала все стоят перед выбором. Ларс всякий раз стоит перед выбором нарушать закон или нет. Начальство Ларса – перед выбором, отстранить Ларса или оставить, Холли – перед выбором, что сказать, а что утаить. Ее мать Деа – перед выбором дочь или муж. И так далее и тому подобное.
Кстати, абсолютно органично в роли Ларса смотрится звезда датского кино Бьярне Хенриксен.
В заключение скажу, что фильм подтверждает гипотезу фантаста Хаксли, что люди в социуме привыкают к своему угнетению, и начинают его активно оборонять от любых нападок, даже ценой унижений, лжи и аморального поведения.
А если еще вспомним Стокгольмский синдром. Помните, когда после ограбления банка в Стокгольме (1973 год), где заложники 6 дней защищали своих захватчиков, жертвы после освобождения собирали им деньги на адвокатов и пытались смягчить ответственность захватчиков.
Этот психологический феномен описан психологами Нилсом Бейеротом и Франком Очберг. Жертва начинает испытывать симпатию, привязанность, привычку, даже способна защищать своего агрессора, например, отца.
Фильм показал, почему это происходит.
- Механизм выживания — жертва подсознательно ищет "доброту" в агрессоре, чтобы снизить уровень угрозы.
- Искажённая благодарность — за малейшие послабления или ради кого-то, например, матери, жертва начинает оправдывать агрессора.
- Изоляция и зависимость — в условиях стресса жертва видит в похитителе единственный "источник безопасности".
Но какой парадокс еще установлен?
Чем жестче агрессия, тем сильнее привязанность. Это не выбор, а инстинкт — мозг ищет способы не сойти с ума от ужаса.
Кто не безразличен к психологии, займите кресло для просмотра драмы, которую еще можно назвать: "Девочка, которая кричала: «Волки!»". Вы увидите, как это опасно, как сложно выявить насилие во внешне целомудренной семье.