В одном французском антикварном магазине продаются два парных портрета монаршей четы авторства или, скорее, приписанных (не берусь сказать, насколько основательно) голландскому художнику Мартину ван Мейтенсу-младшему. Ван Мейтенс служил по сути придворным художником венского двора. Вот, и эта пара портретов атрибутирована аукционерами как изображения императрицы Марии Терезии и ее супруга императора Франца I Стефана Лотаринского.
Такая идентификация изображенных лиц сразу вызывает возражения. Во-первых, просто потому, что, ну не похожи. См. семейный портрет указанных императора и императрицы
Во-вторых, короны на обоих рассматриваемых портретах никак не императорские. В-третьих, если принять, что на мужском портрете изображен Франц Стефан, то требует объяснения красная орденская лента через левое плечо. Согласно доступным мне источникам, у императора отсутствовала награда с такой инсигнией.
Красная лента через левое плечо заставляет подозревать ее принадлежность к одной из двух практически одноименных наград, существовавших в рассматриваемый период (а портреты, судя по прическе мужского персонажа, исполнены в 1730-40-е гг.) в германских государствах. Это – 1) баварский (ранее – пфальцский) Орден Св. Губерта и 2) вюртембергский Охотничий орден Св. Губерта. Оба они среди инсигний имели красную ленту, носившуюся через левое плечо. Только у первого из них – баварского – по краю шла неширокая зеленая кайма. На портрете нашего псевдо-Франца Стефана такая зеленая кайма на красной ленте не видна. Поэтому прежде всего я обратился к вюртембергской версии, в рамках которой приоритетным «кандидатом» в персонажи нашего портрета оказался герцог Вюртембергский в 1737—1793 гг. Карл Евгений.
Вот он
И его первая супруга (вторая появилась, когда герцог было уже в более зрелом возрасте) Елизавета Фридерика София Бранденбург-Байрейтская
Они ли это? А я не знаю. Я так и не смог определиться, сравнивая внешность Карла Евгения и его супруги с обликом наших персонажей. Но нужно проверить и баварскую версию. В рамках баварской версии я тут же наткнулся на это
Без сомнения, это тот же человек, что и на исходном мужском портрете. Это представитель Пфальц-Нойбургской ветви Виттельсбахов Карл Теодор. На портрете, точнее, теперь мы уже можем с уверенностью сказать – на портретах, и только что приведенном, и изначально нас интересовавшем – он изображен еще курфюрстом Пфальца, каковой престол он занимал с 1742 г. В 1777 г. он станет курфюрстом Баварии, а Пфальц будет с ней объединен.
Еще портрет Карла Теодора и его первой жены (так же, как и в случае с вюртембергским герцогом, вторая жена появится значительно позднее) Елизаветы Марии Алоизы Августы Пфальц-Зульцбахской
Интересно, что из трех уже приведенных в данной статье портретов Карла Теодора зеленая кайма на красной ленте баварского ордена Св. Губерта видна лишь на одном – последнем! А ведь она должна быть
То ли в ранний период истории награды зеленая кайма на ленте была настолько тонкой, что на портретах терялась в светотени, то ли художники просто забывали ее прописать, но факт налицо – на некоторых портретах ее не видно. Такое я и прежде замечал с лентой голштинского/российского ордена Св. Анны, где положенную желтую кайму на красной ленте далеко не всегда можно рассмотреть на портретах. Как видим, с лентой баварского ордена Св. Губерта этот нюанс тоже нужно иметь в виду.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.