Найти в Дзене

ПОЧЕМУ ТЕБЕ НЕ БОЛЬНО?

Когда у тебя РПП, иногда единственное, что у тебя болит, это твое РПП. Все психологи, работающие с травмой знают, как это бывает. Когда перед тобой сидит человек и рассказывает тебе страшные вещи. Про отвержение и пренебрежение, про побои, про инцест, про то, как бросали, не видели, не любили… Ты смотришь на него, а ему не больно. «Нет, ­- говорит он, - Я ничего не чувствую. Какой смысл? Это было давно». Ты знаешь, что должно быть больно. Но нет. Если вам делают больно, а вам не больно, это может быть только по двум причинам. Первая — у вас шок. Ваше тело, ваш мозг говорят вам: «Не время, сначала — выжить». Так боль не появляется. Болевые центры в мозге блокированы адреналином. Вы должны почувствовать боль позже, но иногда этого не происходит. Это значит боль запирается где-то в мозге и связь с этим местом блокируется. Вы не чувствуете ее, но она там есть. Она может вырваться в любой момент, когда защита ослабнет. Задача психолога — аккуратно выдергивать палочки из плотины, стараясь,

Когда у тебя РПП, иногда единственное, что у тебя болит, это твое РПП. Все психологи, работающие с травмой знают, как это бывает. Когда перед тобой сидит человек и рассказывает тебе страшные вещи. Про отвержение и пренебрежение, про побои, про инцест, про то, как бросали, не видели, не любили… Ты смотришь на него, а ему не больно.

«Нет, ­- говорит он, - Я ничего не чувствую. Какой смысл? Это было давно».

Ты знаешь, что должно быть больно. Но нет.

Если вам делают больно, а вам не больно, это может быть только по двум причинам. Первая — у вас шок. Ваше тело, ваш мозг говорят вам: «Не время, сначала — выжить». Так боль не появляется. Болевые центры в мозге блокированы адреналином. Вы должны почувствовать боль позже, но иногда этого не происходит. Это значит боль запирается где-то в мозге и связь с этим местом блокируется. Вы не чувствуете ее, но она там есть. Она может вырваться в любой момент, когда защита ослабнет. Задача психолога — аккуратно выдергивать палочки из плотины, стараясь, чтобы людей не снесло потоком.

Второй вариант — алекситимия. Это когда вы не чувствуете в принципе. Или чувствуете что-то, но не знаете, что. Дискомфорт, напряжение в теле, как-то чешется в горле, что-то подташнивает… Вот здесь психолог может сделать ошибку, потому что в терапии есть правило: не сломано — мы не чиним, не болит — не лечим. А при алекситимии не болит.

Задача психолога — не верить клиенту. Не может не болеть то, что не может не болеть. А значит, у человека болит, но он не знает, что это боль. Он тоскует, но не знает, что это тоска. Он боится, он злится, не может спать, ест или не ест, разрушает себя, утверждая, что у него ничего не болит.

Почему это проблема? Ведь не болит — зачем трогать?

Потому что «не болит», это лишь видимость. «Не чувствую» - не означает, что нет повреждения, что внутри все осталось цело. Как-то вы с этим живете, это факт. Вы можете с этим жить дальше. Как-то.

Я часто слышу от людей, что они не хотят идти туда, где находится то, что я считаю травмой. Они не хотят снова и снова говорить о детстве, о мамах, о папах… Не видят необходимости.

И это понятно — то, что не сломано, мы не чиним. Не должны. Но мне кажется, что мастерство наше состоит именно в том, чтобы увидеть, что сломано, даже если клиент этого сам не видит или не хочет видеть. Потому что наша задача — помогать людям прожить их лучшую жизнь. И если я вижу человека с нелеченной травмой, я всегда знаю, что может быть лучше. Он не знает, я — да.

Поэтому, если у вас «не больно», поговорите со специалистом. И если вы увидите, как у него шевелятся волосы на голове, а вам все также не больно — оставайтесь. Вам нужна помощь. Потому что все души болят. Но не все чувствуют.

Будем учить вас чувствовать боль.

❤️