Около десяти лет, занимаясь по паре часов каждый день.
Иногда говорят, что вы никогда не сможете по-настоящему «освоить» гитару. Это спорно. «Овладеть» чем-то в обычном значении этого слова вовсе не значит, что вы знаете всё, что только можно знать об этом, что вы лучший в мире, лучший из лучших или что-то в этом роде. Мастер-строитель — это тот, с кем можно заключить надёжный контракт на строительство дома. Капитан дальнего плавания — это тот, кто может возглавить корабль. Но никакая учёная степень или опыт сами по себе не сделают вас «лучшим из лучших».
Существует достаточно распространённое определение мастерства, изложенное в книге Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры», согласно которому для овладения чем-либо требуется около 10 000 часов целенаправленной практики. Хотя это тоже спорно, так как сама цифра недостаточно обоснована.
Итак, в обычном понимании «мастерства», как оно применяется к любым ремёслам, наверное, вы можете овладеть гитарой примерно за 10 000 часов целенаправленной практики. Но это не значит, что вы это обязательно сделаете.
Иногда спрашивают, «могу ли я освоить гитару за шесть месяцев», «могу ли я освоить гитару за два года» или даже иногда «могу ли я освоить гитару за шесть недель». Ответ — нет. «Освоить» гитару — не то же самое, что уметь играть несколько аккордов и исполнять пару известных песен.
Но что значит «овладеть гитарой»? Мы часто говорим о «начинающих», «средних», «продвинутых» и «опытных» музыкантах. Это сразу же вызывает недовольство у некоторых людей, которые говорят, что эти термины бессмысленны, ведь есть только музыка и всё такое. Однако, учитывая, что мы пытаемся сориентироваться на своём гитарном пути, иногда всё-таки полезно иметь представление о том, где мы находимся, чего можем ожидать и куда нам следует двигаться дальше.
У академических музыкантов есть свои экзамены и системы обучения, поэтому сказанное ниже относится скорее к неформальному обучению в области блюза, поп-музыки, рока, джаза и фолка. Итак, я предлагаю следующую классификацию.
Новичок
Вы только начали свой гитарный путь. Уделяя час или около того в день, разделяя занятия на десятиминутные подходы, вы можете пройти начальный этап за пару недель. Большинству людей требуется несколько месяцев. В начале этого начального этапа всё кажется странным и сложным. Даже если вы держите гитару в руках, у вас болят руки или спина. Ваши пальцы ободраны на зажимающей руке, а запястье болит на играющей. Как бы вы ни старались, никто не хочет слушать, как вы играете.
В конце этого начального этапа гитара уже начинает казаться чем-то «естественным», вы учите аккорды по таблицам и пробуете их. Вы можете играть под любую песню, если перед вами есть аккорды. Вам не нужно останавливаться, чтобы переставлять пальцы.
Вы правильно начали. Новичок играет так, как может, потому что это всё, что он может. Согласно исследованию Fender, 90% гитаристов бросают занятия в первые шесть месяцев. Скорее всего, это происходит потому, что они не прилагают достаточно усилий, чтобы выйти из начального этапа. Час в день поможет вам быстро продвинуться. Двадцать минут в неделю — никогда.
Средний уровень
Гитаристы среднего уровня. Они умеют играть песни, и люди действительно хотят им подпевать. В начале промежуточного этапа вы должны очень усердно потренироваться, прежде чем сумеете кому-то подыграть. Но вам уже никто не скажет уйти на середине первой репетиции группы.
80% всего, что когда-либо игралось на гитаре, относится к этому среднему уровню — даже если это игралось великими гитаристами. Это касается не только гитары, но и всего, чему можно научиться. Музыканты среднего уровня могут играть в ансамбле в качестве аккомпаниатора или аккомпанировать себе или другому певцу. Поначалу их репертуар может состоять всего из одной песни, но по мере того, как они осваивают всё больше песен, они осваивают всё больше аккордов и техник.
Средний игрок играет то, что ему нужно играть, потому что это то, что нужно играть. Итак, 80% гитаристов играют на среднем уровне. Вполне возможно, что 90% гитаристов, прошедших начальный этап, остаются на среднем уровне. Это абсолютно нормально. Стоит рассчитывать как минимум на полтора-четыре года на этом промежуточном этапе.
Продвинутый уровень
Продвинутый гитарист. Он теперь пытается расширить границы искусства. Продвинутый гитарист хочет не просто знать техники для песен, которые он играет, а хочет изучить все техники, в том числе «странные». Каждая техника — это множество техник, и некоторые из них чрезвычайно сложны. Многие из самых сложных техник не оправдывают себя: разница в звучании или в способности сыграть нужную вам музыку недостаточна, чтобы сохранять эту технику жизнеспособной. Но вы поймёте это, только когда освоите эту технику.
Продвинутый гитарист играет то, что возможно, потому что это возможно. Рассчитывайте потратить минимум 7 лет на эту продвинутую фазу.
Многие продвинутые гитаристы на самом деле менее полезны как музыканты, чем хорошие гитаристы среднего уровня. Они хотят играть сложную музыку и играть на пределе своих возможностей. Больше ошибок, больше разочарований и меньше выступлений ради удовольствия.
То же самое случается с певцами, которые отказываются выступать на концертах, которые пошли бы им на пользу, потому что музыка кажется им недостаточно интересной. Обычно они объясняют это так: «Потому что я пытаюсь соответствовать своему имиджу». Если вы когда-нибудь почувствуете себя так же, посмотрите на музыкантов, которые веселятся, отлично играют, но исполняют очень простые для них партии.
Мастер
Мастер. Мастер-гитарист знает не больше приёмов, чем продвинутые гитаристы, но теперь он учится объединять их. Мастер-гитарист не заинтересован в том, чтобы играть самые сложные вещи. Он может даже не знать, какие фрагменты лёгкие, а какие сложные. Его игра теперь полностью интегрирована. Он играет музыку.
Большую часть времени он может играть на среднем уровне, хотя вы можете заметить, что хотя он всё ещё допускает ошибки, эти ошибки не мешают музыке. А когда появляется сложный фрагмент, вы уже не можете увидеть, что это действительно сложный фрагмент, потому что он играет его так же уверенно, как и любые простые фрагменты.
Мастер-гитарист может не знать всех техник — с тех пор, как он перестал активно искать, могли появиться новые техники, или он мог попробовать какую-то технику, довести её до логического конца и решить, что она ему не подходит. Однако при необходимости он может практиковать эту технику до тех пор, пока она не войдёт в его арсенал, или у него будет запасной вариант, который даст тот же звук при меньших усилиях.
Мастера-гитаристы гораздо более разнообразны, чем музыканты более ранних уровней. Дело не в том, что они играют в большем количестве стилей, а в том, что у них более разнообразный подход. Некоторые из них являются «кураторами» — они курируют определённую эпоху в музыке, или определённую традицию, или определённый стиль — не только для публики, но и для будущих поколений музыкантов.
Другие — новаторы в области гитарной музыки. Марк Нопфлер работал допоздна в студии (как и Джими Хендрикс), придумывая партии для гитары, которые затем исполнял вживую.
Другие — шоумены и артисты. Эдди Ван Хален играл свои соло с улыбкой, увлекая публику в свой музыкальный мир.
Другие, освоив гитару, используют её как вспомогательный инструмент для своих произведений.
Некоторые используют своё мастерство игры на гитаре, чтобы отойти в сторону и управлять музыкальным процессом, направляя других.
А ещё есть виртуозы, экспериментаторы и даже гитаристы-шутники, которые любят сбивать с толку и дурачить публику. Нужен ли юмор в музыке? Фрэнк Заппа может дать вам ответ: да, нужен.
В этой последовательности — новичок, средний уровень, продвинутый уровень и мастер — это не конец гитарного пути. Во многих отношениях это начало. До этого момента вы проходили тот же путь, что и все остальные. На этапе «мастер» вы управляете кораблём, строите дом или развиваете искусство.
Нет предела тому, насколько хороши вы можете стать, кроме времени, доступного для практики, и краткости жизни.
Чтобы стать «великим» гитаристом, таким как Джанго Рейнхардт, Би Би Кинг, Джими Хендрикс, Джон Маклафлин, Берт Янш, Джимми Пейдж, Пэт Метени, Марк Нопфлер или Стив Морс, вы должны делать то, чему затем будут подражать другие гитаристы. Это вопрос влияния. Некоторые гитаристы были влиятельными даже в качестве описанных выше «промежуточных» вариантов — если вы можете создать что-то достаточно простое для новичков, но в то же время такое, что все захотят играть, вы привлечёте сотни тысяч новых гитаристов. Это и есть величие.
Мы не можем быть великими во всём — часто дело в том, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время с правильной идеей. Есть сотни гитаристов, которые заставят вас подумать: «Ого, этот парень хорош», но так и не добьются успеха в музыкальном бизнесе. Их имена могут быть забыты, но их игра западёт в душу многим другим гитаристам.
По материалам публикации Martin Turner(англ.), который представился как «ненасытно любопытный гитарист с 1979 года и преподаватель».