Найти в Дзене

Регрессия, магия и тотемизм на примере людей зависимых от участия в азартных играх

Сторонний наблюдатель зачастую не может понять, почему некоторые люди упорно продолжают делать ставки у букмекера или в казино несмотря на то, что это приводит лишь к прогрессирующей потере денег, долговым проблемам, хронический лжи и разрушению отношений.

Зачастую сами пациенты заболевшие «игрой», не в состоянии объяснить сами себе зачем они это делают.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Так в проведенном нами в 2011 году исследовании (Автономов, 2011), 14,5% испытуемых, патологических азартных игроков, сообщили нам, что до недавнего времени думали, что они играют ради денег.

Их мотивировала идея, что выигрыш (особенно крупный разовый или серия выигрышей), мог бы решить их финансовые проблемы.

Но теперь им доподлинно, точно известно, что «выигрыш» тут вообще ни при чем, так как выигранные деньги все равно тратятся исключительно только на игру.

И они действительно не знают и находятся в искреннем недоумении, не понимая, ради чего они продолжают этим заниматься (играть на деньги, делать ставки).

Некоторые из них прямо заявили нам, что они пришли к специалисту, чтобы получить ответ на вопрос: почему же все-таки они продолжают этим заниматься?

Самостоятельно осознать и понять свои мотивы они не могли.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Дело в том, что интенсивное участие в азартных играх является одной из форм «работы с вниманием» и тоже даёт эффект изменения состояния сознания.

Изменённые состояния сознания – это лю­бые субъ­ек­тив­ные со­стоя­ния, зна­чи­тель­но от­ли­чаю­щие­ся от при­выч­но­го состояния бодр­ст­во­ва­ния.

Исследователи выделяют два основных механизма изменения сознания – это приём психоактивных веществ (ПАВ) или совершение психоактивных действий (ПАД).

В качестве типичного примера психоактивных действий можно выделить азартные игры, где человек сосредоточен на монотонной деятельности и переживает то взлеты, то падения.

Дело в том, что сам игровой акт, ситуация выигрыша и сама атмосфера казино, если оно офлайн, разумеется, способствует регрессии, причем эта регрессия происходит, по крайней мере, на трех уровнях:

1) Регрессия к более раннему архаическому способу психического функционирования (фантазии всемогущества, магическое мышление);

2) Регрессия более ранней и более архаической основной деятельности (имеется в виду последовательность человеческой жизнедеятельности с точки зрения онтологии: игра – учеба – работа-труд);

3) Регрессия к ранним объектам любви (матери) и восприятия себя как объекта желания Другого («Любимец Фортуны», «Баловень Судьбы», «Везунчик», «Мамкино счастье» и т.д.).

Некоторые наши пациенты сообщали нам что, стоило им только переступить порог игорного дома, и они буквально проваливались в Зазеркалье Алисы.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Этот провал можно квалифицировать как феномен диссоциации, в котором связи с реальностью становятся ослабленными, призрачными. Нарушаются, в первую очередь, функции внимания и памяти (отсюда затем проистекает и потеря ощущения времени и нарушение контроля за финансами).

Яркие сверкающие огни вывески для игрока – ворота в другой мир, в котором посетитель с головокружительной легкостью расстается со старым социальным образом себя (муж, жена, бухгалтер, предприниматель, чиновник и т.д.) и погружается в водоворот страстей, денег, соревнования, азарта, приобретений и потерь.

Он ныряет с головой в новую идентичность – идентичность азартного игрока.

По мере прогрессирования вовлечённости в игры, в игроках постепенно пробуждается магический способ мышления, главной характеристикой которого является то что, как и в психозе, субъект находится в самом центре.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Все и вся воспринимается им как имеющее значение и смысл.

Случайность отменяется, границы стираются, субъект всемогущ и одной только силой мысли, своей интуицией он может влиять на события.

Теперь у игрока на все находятся свои объяснения, если дела идут не так – то это происходит, потому что…

Игрок оказывается в таинственном и загадочном манихейском мире, наполненным плохими и хорошими, злыми и добрыми силами, знаками и приметами. Где загаданные желания исполняются, а предвидение и интуиция решает все.

Такой человек начинает, как обсессивный невротик практиковать ритуалы, чтобы беда (проигрыш) прошла стороной и проводить ритуалы, чтобы привлечь удачу (выигрыш).

Игроки становятся суеверными, у них появляются талисманы «на удачу».

Зачастую это предметы ассоциативно связанные с игрой, игровыми клубами, казино – фишки, брелки, зажигалки с соответствующей символикой, символические изображения доллара США или Евро.

Фетишем часто становится нечто купленное на выигрыш. Подобная вещь – обычно дорогая (импульсивно приобретенная) безделица, одним своим видом, как выразился один наш пациент: «Доказывает, что выигрыш все-таки возможен!»

Одежда, в которой игрок крупно выиграл, иногда фетишизируется. Так у одного из наших пациентов – молодого человека с высшим образованием, руководителя направления в крупной компании и отнюдь не психотика были «Волшебные штаны».

В этих «Волшебных штанах» он три раза выиграл в казино престижный автомобиль иностранного производства.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Обычно игроки категоризируют свои талисманы, подразделяя их на разные группы (виды).

Например, одни талисманы предназначены для карточных игр, другие «приносят удачу» при игре в рулетку, а третьи «помогают» вовремя остановиться.

У многих игроков, из тех которых мы опрашивали, есть повседневные талисманы. Их пациенты всегда носят с собой, и есть «особенные талисманы», которые хранятся отдельно, зачастую их укрывают от посторонних глаз (своеобразные тотемы).

Ими пациенты пользуются в особых, торжественных случаях тогда, когда ставки в игре, по-настоящему высоки или игра очень ответственна и важна для субъекта.

Если такой талисман оказался «неэффективен», «не помог» – его ждет судьба тотема, который не оправдал ожиданий (не защитил от беды).

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Игрок в гневе и ярости разрушает его, не смотря на то, что иногда такая вещь имеет реальную материальную стоимость и за нее можно выручить деньги (которых, ближе к финалу уже нет).

Таким образом, проблемное участие в азартных играх, для некоторых людей, действительно является билетом в детство, в архаическое, первобытное, магическое мышление.

© Автономов Денис, 2025

По мотивам: Автономов Д.А. Патологическая склонность к азартным играм. Феноменология вовлечения. Часть 1 //Независимый психиатрический журнал. – 2011. – №. 3. – С. 21-26.

Надеюсь, Вам понравилось то, что я делаю. Поддержать меня как автора можно подпиской на канал и/или доброжелательным комментарием под публикацией. Если Вы просто поделитесь этим материалом или информацией со своими друзьями и знакомыми, то это тоже будет не менее прекрасно.

#игра

#ставки

#зависимость