Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как жили простые свободные люди в эпоху крепостного права? В XVI-XVIII веках в России существовала уникальная социальная группа, известная как захребетники лили гуляющие люди (в оригинале немного не так, но Дзен может посчитать это слово бранным, так что я не рискую). Эти независимые личности представляли собой своеобразный феномен в жёстко структурированном обществе того времени.
В некоторых районах эту особую социальную прослойку ещё называли подсуседниками. Но суть оставалась одна – это были вольные люди, не приписанные ни к служилым, ни к посадским сословиям, ни к крепостным и тем более ни к дворянским и ни духовным сословиям. Историки до сих пор спорят о точной численности этой группы населения, но их роль в формировании российского общества трудно недооценить.
Происхождение и состав особой социальной группы
Эта категория населения формировалась из разных слоёв общества. Среди них были бывшие холопы, получившие волю от своих господ, военнопленные, вернувшиеся на родину после плена, и просто те, кто по разным причинам не попал в писцовые книги. Интересно, что многие из них добровольно покидали свои общины, стремясь к свободной жизни.
В отличие от большинства современных им людей, гуляющие люди не были связаны никакими государственными обязанностями. Они могли свободно перемещаться по стране, выбирать место жительства и род занятий. Это в чём-то, при образном и далёком сравнении, делало их похожими на современных фрилансеров, только живших несколько веков назад. В чём-то положение захребетников можно сравнить с холопами, ведь они тоже не платили податей государству.
Особый уклад жизни
Эти свободные люди вели достаточно необычный для своего времени образ жизни. Многие из них занимались ремеслом, становились наёмными работниками или подрабатывали сезонными работами. Фраза «жить за чужим хребтом», часто использовавшаяся в то время, как раз описывала такой образ жизни.
Парадоксально, но некоторые гулящие люди добровольно отдавались в кабалу, нанимаясь в прислугу. Изначально закон предусматривал, что через полгода такой работы человек автоматически становился холопом. Позже этот срок сократили до трёх месяцев. Такая практика была распространена среди тех, кто не мог найти стабильный источник дохода.
Государственная политика и её влияние
Правление Петра I кардинально изменило положение гуляющих людей. Император, стремясь создать регулярную армию, издал указы о ревизии, согласно которым годные к службе мужчины из этой категории должны были становиться солдатами. Те же, кто не подходил для военной службы, обязаны были записаться в подушный оклад за помещиками, на чьих землях их застала перепись.
Исторические документы свидетельствуют о том, что гуляющие люди активно участвовали в народных волнениях. Например, они играли заметную роль в Медном бунте и восстании Степана Разина. Эти события даже легли в основу одноимённого фильма, где подробно показано влияние этой вечно непокорной и свободолюбивой прослойки общества на социальные потрясения того времени.
Культурное значение и историческое наследие
В литературных источниках той эпохи можно найти множество упоминаний о гулящих людях. Историки до сих пор изучают их роль в развитии экономики и социальных отношений. Особенно интересна их роль в формировании рынка труда и развитии ремёсел.
Современные исследования показывают, что гуляющие люди были особенно распространены в южных регионах страны. Именно там их численность достигала наибольших значений. Они часто конфликтовали с общинами и местными властями, что создавало определённые социальные напряжения.
По мере развития системы учёта населения и укрепления крепостного права эта социальная группа постепенно исчезла. Однако её влияние на формирование российского общества было значительным. Гуляющие люди стали важным элементом социальной мобильности и экономического развития страны.
Вклад в расширение государства
Иногда гуляющие люди брали на себя государственные задачи. К примеру, история сохранила имя Пантелея Демидовича Пянды – именно он, по приказу государя, как свободный человек, в землях бурятов и тунгусов искал пути в Китай в самом начале XVIIвека. Как итог – его работа послужила основой для дальнейшего расширения Русского царства, ибо енисейский пятидесятник Яков Хрипунов, несколько лет спустя, совершил рейд по «ничейным землям», грубо нарушив общий приказ не притеснять и «не воевать» местное население.
Но дальше всё сложилось относительно благополучно — дипломатическая миссия Вихора Савина, несмотря на то, что он был убит во время пира, стала основой для основания на «Брацской землице» (север Иркутской области, город Братск) нового острога в 1631 году, который окончательно закрепил данную территорию за Москвой.
Так что, в некоторых контекстах, «гуляющие люди», могли оказаться кем угодно. В том числе и профессиональными путешественниками разведчиками и первопроходцами.
Подводя итоги, стоит отметить, что история гулящих людей – это яркий пример того, как в строго регламентированном обществе могли существовать островки свободы. А потому общий опыт этой социальной прослойки может быть интересен и современному читателю, особенно в контексте понимания эволюции социальных институтов в России.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.