Найти в Дзене
«ФениксНistory»

Купил актрису за 5 000 рублей для забав

Хотели бы купить красивую актрису за 5 000 рублей? Раньше, у Вас была бы такая возможность. Ведь актрисы, как и прочие девушки – были выгодным товаром, которым активно торговали на аукционах. Перед тем, как поговорить о цене актрис, давайте рассмотрим стоимость прочих крепостных девушек. Сразу отметим, что ценность женщин в Российской империи была значительно ниже, чем ценность их мужей или братьев. Это объяснялось тем, что женщины, в силу своей физиологии, не способны выполнять тяжелый труд наравне с мужчинами. В качестве наглядной иллюстрации можно привести пример оценки родителей девочек, Даши и Тани, из поместья дворянки Мальцовой. Их отец, Иуда Матвеев, был оценен покупателем в 24 рубля 50 копеек, в то время как их мать, Авдотья Иванова, стоила всего 4 рубля 25 копеек. Вместе с Дашей и Таней предлагались к продаже и мальчики из другого семейства. Их стоимость также была существенно выше, чем у девочек. Так, за 13-летнего Григория просили 12 рублей 25 копеек, а семилетнего Федора

Хотели бы купить красивую актрису за 5 000 рублей? Раньше, у Вас была бы такая возможность. Ведь актрисы, как и прочие девушки – были выгодным товаром, которым активно торговали на аукционах.

Крепостная актриса
Крепостная актриса

Перед тем, как поговорить о цене актрис, давайте рассмотрим стоимость прочих крепостных девушек. Сразу отметим, что ценность женщин в Российской империи была значительно ниже, чем ценность их мужей или братьев. Это объяснялось тем, что женщины, в силу своей физиологии, не способны выполнять тяжелый труд наравне с мужчинами.

В качестве наглядной иллюстрации можно привести пример оценки родителей девочек, Даши и Тани, из поместья дворянки Мальцовой. Их отец, Иуда Матвеев, был оценен покупателем в 24 рубля 50 копеек, в то время как их мать, Авдотья Иванова, стоила всего 4 рубля 25 копеек.

Вместе с Дашей и Таней предлагались к продаже и мальчики из другого семейства. Их стоимость также была существенно выше, чем у девочек. Так, за 13-летнего Григория просили 12 рублей 25 копеек, а семилетнего Федора оценивали в 7 рублей 90 копеек.

Продажа крепостных
Продажа крепостных

Следует отметить, что участь крепостных женщин в Российской империи была незавидной. Вот что пишет один из очевидцев, живший в те времена:

«Женщины были совершенно беспомощны и беззащитны перед издевательствами, насилием и глумлением. С мужиком-крепостным поступить жестоко считалось неразумно и опасно – как-никак он, мужик, был рабочей силой, приносил доход, за него платилась в казну подушина, он становился рекрутом».

Крепостные девушки, обладавшие привлекательной внешностью и способные вызвать интерес у знатных господ, представляли собой особый вид «движимого имущества». Их нередко реализовывали отдельно от других крепостных. Перед заключением сделки, крестьянок одевали в лучшие наряды, акцентируя внимание на их внешности и физических данных. Как правило, продажа крепостных красавиц осуществлялась в специально организованных местах, но иногда девушек и женщин просто демонстрировали публике:

«Сербский эмигрант Савва Текели, проезжая Тулу, увидел на центральной площади города около 40 нарядно одетых девушек, стоявших особняком. На вопрос серба о том, что они тут делают, проводник ответил односложно: "Продаются"».
Помещики и крепостные девки
Помещики и крепостные девки

Естественно, цена молодой особы определялась не только ее внешностью, но и способностью поддержать беседу в кругу знати, увлечь их задорными напевами или плясками. В случае, если юная красавица приглянулась состоятельному господину, торговец мог получить за неё до 500 рублей. В то время как обычные крестьянки тех же лет оценивались не более чем в 10 рублей.

Зачастую, уровень профессионализма оказывал значительное воздействие на ценность человека. К примеру, талантливый повар или популярный цирюльник из крепостных в столичных городах могли оцениваться вплоть до тысячи рублей. Особенно высоко котировались одаренные личности: живописцы, актеры, вокалисты, музыканты:

«Хорошо обученную актрису, молодую и приятной внешности, могли оценить и в две тысячи рублей, и дороже. Потемкин купил у графа Разумовского оркестр за 40 000 рублей, а за одну «комедиантку» было заплачено 5 000 рублей».
Продажа крепостных на ярмарки
Продажа крепостных на ярмарки

В XVIII и XIX столетиях многие представители дворянства, даже из провинции, основывали в своих поместьях крепостные театры и содержали целые оркестровые коллективы.

Положение актрис, принадлежавших помещикам, было схоже с участью невольниц в гареме. Однако, в отличие от последних, крепостных артисток могли подвергать наказаниям за неудовлетворительное, по мнению барина, исполнение ролей. Их могли наказывать за недостаточное знание текста пьесы и за отсутствие грации и достоинства на сцене, особенно после телесных наказаний. Уставшую от внимания помещика актрису можно было выгодно продать, учитывая, что в крепостные театры отбирали исключительно привлекательных девушек.

-5