Не думала даже, что попаду на историческую сцену Большого театра в этом сезоне, уж слишком порядок цен на те спектакли, которые мне интересны, с возможностями кошелька не совпадает. Можно просто фельетон сочинить про то, как я узнала про тетралогию Вагнера из Мариинского на сцене Большого и прикидывала, как бы мне вписать в жизнь хотя бы парочку опер из четырех, чтобы из дома не выгнали, а как цены увидела – проблема решилась сама собой.
Однако решила, что пусть хоть «Дон Карлос» от меня не ускользнет, любитель я оперы или нет? Да, как-то так вышло, что эту самую большую оперу Верди я не слушала ни живьем, ни в трансляциях.
Впервые за долгое время забралась на балкон, откуда надивилась на потенциальных персонажей подборки «Невыносимые зрители». Да, надо, наверное запостить эти заметки и в данный блог.
Но в целом первый ряд первого яруса оказался весьма симпатичным местом, все было отлично и слышно, и видно.
Дирижировал в тот вечер В. Гергиев, зная о вечных опозданиях с началом спектакля под его руководством, немного переживала, ибо опера и так длинная, но опоздание было всего 15 минут, совершенно не смертельно.
На сцене Большого «Дон Карлос» идет в «миланской» версии, есть еще и парижская – длиной в пять актов, с балетными вставками.
Премьера данной постановки состоялась аж в 2013 году, кто только не пел в ней с тех пор! Все главные звезды отметились! Когда смотришь галерею на официальном сайте Большого, сложно подобрать несколько фото для иллюстрации сегодняшнего расклада.
Даже в блоке текущего сезона составы были весьма разнообразными, я выбрала день, в который Короля Филиппа II пел И. Абдразаков, Дона Карлоса – Н. Мавлянов, Елизавету Валуа – Е. Морозова. Немало хороших отзывов я слышала о К. Дудниковой (Княгина Эболи) и М. Петренко (Великий Инквизитор), хотелось их послушать. Но главной интригой был для меня А. Марков (Маркиз ди Поза), ибо эту партию в другие дни пел мой любимый В. Ладюк, однако я решила, что данный состав мне интереснее по остальным партиям.
Немного о либретто, написанного Франсуа-Жозефом Мери и Камилем дю Локлером по мотивам трагедии Шиллера.
Король Испании Филипп II ради укрепления отношений между своей страной и Францией берет в жены невесту своего сына, Дона Карлоса – Елизавету Валуа. Дон Карлос и Елизавета несчастны, однако если юная королева более достойно переносит потерянную любовь, то юноша подвержен постоянным страданиям. Его друг – маркиз ди Поза напоминает, что у Карлоса есть определенные обязанности и негоже отдаваться любовным страданиям, надо помочь освобождению Фландрии из-под гнета Испании. Однако как верный друг, маркиз способствует тому, чтобы встреча Елизаветы и Карлоса состоялась, тайно передав ей послание от молодого человека. Попутно зритель знакомится с княгиней Эболи, аристократкой из свиты королевы, тайно влюбленной в Дона Карлоса.
Карлос на устроенной аудиенции с Елизаветой начинает за здравие, говорит, что ему нужно разрешение короля на отъезд во Фландрию с целью установления там порядка и процветания, однако в итоге не может совладать с чувствами, падает в обмороки, доводит и себя, и девушку до экзальтации чувств, после чего сбегает.
Через какое-то время он получает любовную записку с просьбой о встрече. Обрадованный тем, что любимая все же решилась на новое свидание, приходит в укромный уголок, не обращая внимания на вуаль дамы, пылко признается ей в своих чувствах. Но дама оказалась Эболи, именно она назначила свидание Карлосу, попутно поняв, что наследник престола влюблен в собственную мачеху. Рассерженная княгиня решает мстить.
Не менее рассерженный Филипп II тоже не может нормально соображать от ревности, ему все кажется, что его сын и жена назначают тайные встречи. Он делает ди Позу своим советником, поняв, насколько тот смел, честен и прямолинеен, через него пытается выяснить, правдивы ли подозрения. А тут еще Великий Инквизитор – безжалостный фанатик советует Филиппу и сына своего казнить, и маркиза ди Позу, как явного оппозиционера.
Столько драматических слоев, жестокости и желания мстить: все это явно не может закончиться хорошо.
Опера буквально пронизана тревогой, растущим напряжением, отчаянием и ощущением абсолютного несчастья всех персонажей. Верди задействовал все типы голосов в этом произведении: два баса (король и Инквизитор), тенор ( Дон Карлос), сопрано ( Елизавета Валуа), меццо-сопрано ( Эболи).
В «Доне Карлосе» нет хитовых арий, но мне невероятно понравилась равноценность всего материала. Действие не тормозится музыкальными красивостями, практически любой фрагмент удерживает внимание слушателя/зрителя удивительной плотностью событий и музыкальной харАктерностью.
В парижской редакции действие начинается со знакомства Дона Карлоса и Елизаветы, с родившейся с первого взгляда любви, в миланской все начинается уже со страданий юноши постфактум. Возможно поэтому факт вероломного поступка короля Филиппа II воспринимается, как что-то за кадром и невозможно отнестись к нему, как к ужасному злодею. Тем более, он так страдает в этом браке, понимая, что молодая жена не любит его. Не очень понятна тема той самой Фландрии, за свободу которой так радеет маркиз, по сути толкающий Дона Карлоса на автономное управление этой областью при живом отце-короле. Более стройные объяснения, видимо, тоже исчезли в результате большого сокращения партитуры самим композитором. Но есть очень сильный номер: хор фламандских депутатов (который состоял в данной постановке из очень хороших певцов Большого), после него как-то действительно чувствуешь, что с Фландрией что-то не так.
Этот хор – одна из частей сцены на большой площади при участии огромного количества народа, монарха и свиты – сцены наказания еретиков. Внушительная сцена, что и сказать, однако настоящий ужас испытываешь не столько от нее, сколько от диалога короля с Великим инквизитором, когда осознаешь, как, кем принимаются подобные решения. Наглядное воплощение теории заговора о кучке людей, вертящей всеми правителями в угоду какой-то изуверской идеологии.
В целом, артистам в таком материале сложно вдвойне: мало того, что надо хорошо петь сложный музыкальный материал, тут и актерская составляющая очень важна.
И теперь немного об исполнителях. Ильдар Абдразаков великолепно подходит на роль Филиппа II! Можно чуть придраться к нескольким «невзятым» нижним нотам, но в целом пел очень хорошо, точно передавал самые разные эмоции своего героя именно голосом: от металлических нот в моментах, где надо принимать безжалостные решения до растерянности и отчаяния в минуты одиночества и тоски. Драматически Абдразаков на мой взгляд был безупречен!
Михаил Петренко брал все нижние ноты, пел классно, но оттенки голоса были, пожалуй, не столь вариативны. Да, его персонаж страшен, лишен души, возможно это и есть причина как будто бы плоской, неживой, хотя и звучной интонации. К тому же ВИ стар и слеп, артист же словно иногда забывал о слепоте, чувствовалось, что он очень даже ориентировался в пространстве.
Великолепна Екатерина Морозова в партии Елизаветы. Я уже слышала ее, мне очень понравился голос и потенциал певицы. Она менее известна, чем другие дивы, исполняющие эту партию, но ее молодость, энергия придали и исполнению, и образу героини любопытные краски. Все же когда ты видишь, что король и его «юная» жена примерно в одинаковом возрасте – эффект немного не тот. Встречала мнение, что Абдразакову вообще нельзя петь Филиппа, ибо так он харизматичен, что не верится, что какая-либо девушка может прийти «в ужас от его седин». А вот с Морозовой веришь, что попранная гордость героини, ее железная воля может сопротивляться любому харизматику.
И не очень понимаешь, как такая девушка могла влюбиться в Дона Карлоса, который «при звуках флейты теряет волю». Возможно, первые впечатления молодых людей были очень сильными, и обида, нанесенная ей судьбой, нарастила подобный панцирь.
Мне в целом несимпатичен персонаж, чье имя дало название опере. Возможно, тень этой антипатии к слабому духом юноше немного отразилась и на восприятии пения Нажмиддина Мавлямова. Первый же дуэт с маркизом как будто дает знать, что Карлос слаб, уязвим и ведом, пусть даже благородным другом. Было ощущение, что Мавлянов «разгоняется» по ходу действия, поет все лучше и лучше, особенно удались ему романтические арии и дуэты, с женскими голосами его голос звучит как будто бы увереннее.
Ксения Дудникова (Эболи) очень понравилась! Насыщенный тембр, неподдельные эмоции, очень впечатляет!
Но, пожалуй, самое большое открытие для меня - Алексей Марков в партии Позы, не слышала его раньше. Великолепный баритон и очень хорош актерски!
Спрашивала у людей, ходивших на другие даты этого блока, все очень хвалили Ладюка, но поддержали меня, что Марков прекрасен всегда (опероманы с гораздо большим опытом, чем мой). Говорят, еще и Головатенко хорош в этой партии, и Эльчин Азизов, мы начали уже шутить, что Большому нужен бенефис «четырех маркизов».
Если говорить о том, как постановка выглядит, то есть и плюсы, и минусы.
В первую очередь - это костюмное действо, костюмы у всех великолепные! Соблюдены все исторические детали, все очень богато (у знати) и разнообразно, достоверно у народа, фламандцев, монахов, служителей инквизиции. Художнику по костюмам (Мориц Юнге) браво!
И все же этот богатый аутентичный размах удается только в массовых сценах, потому что в целом декорации удачны не все, особенно та, что на старте и в финале: весьма скучный коридор, сужающийся в глубине сцены, и стоящая посреди сцены конструкция (оказывается, гробница Карла V). С балкона она смотрится карликовой. Не люблю этот прием, когда какое-то строение на сцене ненамного выше человеческого роста, словно на него бюджета не хватило. Монументальность убивается.
Сцена с сжиганием еретиков многих очень впечатляет, а мне эти подвешенные клетки с людьми очень напомнили емкости для столовых приборов в посудомоечных машинах, они там достаточно нейтрально висят вплоть до момента опускания «в огонь», не хватает этой сцене ощущения ужаса, больше драмы я почувствовала в гневе и жестокости короля, в мольбах фламандских депутатов, в настроении ожидания зрелища, в котором пребывала толпа.
Но в целом густонаселенные сцены с церемониями, ритуалами производят такое сильное впечатление, что про недочеты оформления сцен с участием нескольких героев забываешь.
С музыкой все согласованно, ничего от нее не отвлекает, а многое и способствует восприятию.
Но самое ценное – это то, как сработались, спелись/сыгрались артисты состава, мне очень понравилась цельность в этот вечер и согласованность с оркестром под управлением маэстро Гергиева.
Опера очень впечатлила. При случае обязательно послушаю еще.