Моя давняя любовь-напольная немецкая плитка, которую еще часто можно встретить в старом фонде.
Много раз бывало такое, что приезжая в ту или иную локацию, с удивлением для себя отмечала, что дом находится в крайне аварийном состоянии, но при этом облицовочная плитка на полу прекрасно сохранилась, и осталась чуть ли не единственным украшением данного места..
Так было в усадьбе Парненен в пос. Красный Яр. Из-под обгоревшего тлена на меня глядела удивительной красоты плитка с цветочным орнаментом.
Или картина полного апокалипсиса в усадьбе Альтхоф в пос. Песочное, но при этом на полу лежит великолепная плитка. Выложенная шахматным узором, целая, не расколотая, лишь слегка потрепанная временем и обстоятельствами..
Вилле Чибулински в Черняховске, бывшем Инстербурге, наверное, повезло чуть больше. После войны в ней расположилась Детская музыкальная школа, здание виллы эксплуатировалось бережно. Как следствие- полностью сохранилось облицованное плиткой крыльцо. Лишь в некоторых местах плитка оказалась утрачена..
И тут я задумалась о прочности напольной плитки, как это возможно, чтобы за 100-125 летнюю историю, она сохранилась?
Оказывается, есть особо прочный вид плитки, изобретение которой принадлежит известной компании Villeroy&Boch
Из истории метлахской плитки
Когда в середине 18 века вблизи немецкого города Метлах археологи обнаружили напольную римскую мозаику, Ойген фон Бох взялся ее реставрировать. Вдохновленный этой находкой, он начал проводить эксперименты по производству плитки.
В результате Боху и его специалистам удалось разработать особый производственный метод-теперь изразцы сочетали в себе и высокую износостойкость, и кэстетическую привлекательность. Эта плитка, которую с 1852 года стали выпускать в Метлахе по мотивам римской мозаики, получила всемирную известность как Mettlacher Platten (метлахская плитка).
Основа материала плитки-особая тугоплавкая глина. При создании формы ее элементы покрываются глазурью. После этого изделие обжигается при температуре 1200 градусов по Цельсию, это и делает плитку максимально твердой.
Еще один любопытный факт: эта плитка износоустойчивая и выдерживает давление до 5,5 тыс. кг. Говорят, на нее можно даже лить кислоту-рисунок серьезного ущерба не получит. Также ее можно подвергать грубому механическому воздействию. Наверное поэтому метлах был излюбленным декором для облицовки полов общественных мест, где скапливалось большое количество народа: храмов, банков, больниц.
Недавно, оказавшись в Полесске в замке Лабиау, заметила на полу тоже оригинальную керамическую плитку, непохожую на другие образцы. Задала вопрос хранителю замка Анне, она подтвердила мои догадки.
Плитка в Лабиау не только уцелела, но пережила располагавшийся здесь в советские годы цех завода Янтарь! Анна считает, что плитка самая настоящая метлахская, и образцы ее отправили на экспертизу в Питер, чтобы доказать подлинность..
Но наверное самый яркий пример, каким потрясающе красивым может быть метлах, являет собой вилла Либека в Амалиенау (сейчас это ул. Пушкина, д. 8)
Вилла, построенная в Амалиенау в 1906 году-прекрасный образец сохранившегося наследия Восточной Пруссии: внутри сохранилась оригинальная метлахская плитка, кафель Villeroy&Boch и даже лепные плафоны для электрических ламп.
Именно в этой вилле на Гёте-штрассе в начале 20 в. жил владелец и основатель первого ресторана быстрого обслуживания в Кенигсберге Арон Либек. Его ресторан-автомат (так в конце 19 в. и в начале 20 в. называли рестораны быстрого питания, где готовая еда и напитки продавались через вендинговые аппараты) произвел по тем временам настоящий фурор, ведь в нем не было ни официантов, ни барменов.
Ну а я продолжаю собирать эти прекрасные образцы облицовки в свою фотоколлекцию. Ведь невозможно жить на этой земле и не попасть под очарование прошлого..
Подписывайтесь на мой канал , ставьте лайки, и я расскажу вам другие истории про кенигсбергские изюминки ❤️