Беря в руки второй роман из цикла «Дикая местность» (или «Дикая страна») под названием «Гиблое дело», я отдавала себе отчёт, что не стоит ждать от него многого. Эта книжка-малышка, появившаяся на свет в далёком 2009 году, — яркий пример поиска Лорет Энн Уайт своей писательской стези: уже видны проблески собственного стиля и любимых тем, но при этом ещё очень сильно влияние рамок выбранного ею на тот момент жанра романтического триллера.
Сюжет романа «Гиблое дело» Лорет Энн Уайт
С тех пор как отец Мьюри́нн О'До́ннелл погиб вместе с двенадцатью горняками в недрах рудника «Толкин», а мама умерла спустя три месяца, так и не справившись с горем, она лелеяла мечту вырваться из Сэйв-Харбор, чтобы стать свободной и увидеть реальный мир за пределами гранитной тюрьмы. Шанс девушке выпал, когда в их городишко приехала продюсерская компания из Голливуда для съёмок фильма о трагедии на руднике, разрушившей множество шахтёрских семей. Развернувшееся действо мгновенно зажгло в душе девятнадцатилетней Мьюринн журналистский огонь, который в итоге вылился в серию её статей для местной газеты «Safe Harbour». Талант юной репортёрши был высоко оценён приезжими киносветилами, и благодаря их протекции она вскоре получила выгодное предложение работы для одного новостного издания Лос-Анджелеса. Правда, ради желаемой цели, девушке пришлось отказаться от своей любви, потому что её парень — Дже́т Ра́тледж категорически отказался покидать родные места. И тогда Мьюринн дала себе слово, что забудет о Сэйв-Харбор навсегда. Но у судьбы оказались иные планы.
Спустя одиннадцать лет Мьюринн неожиданно получает известие о гибели дедушки — Га́са О'До́ннелла, тело которого было найдено в заброшенном ныне руднике «Толкин». Заключение судмедэксперта показало, что смерть наступила в результате сердечного приступа и последовавшего за болевым шоком падения с лестницы. Обычный несчастный случай. Правда у Мьюринн, привыкшей в силу профессии докапываться до всех деталей, появился терзающий её вопрос: «Зачем Гасу понадобилось спускаться в старый рудник, ведь спустя двадцать пять лет и подавно не узнать, кто заложил взрывчатку в скальной породе на глубине восемьсот метров? Даже ФБР не смогло установить истинного виновника преступления, и дело в итоге осталось нераскрытым». Но не для упрямого Гаса. Он так и не смог смириться с тем, что убийца его сына ходит с ним по одним улицам.
Потеря дедушки для Мьюринн оказалась болезненнее, чем она могла предполагать. Кроме того, неудачи на личном фронте теперь упорно подталкивали женщину к необходимости спрятаться в какой-нибудь глуши. И она возвращается в Сэйв-Харбор, где дедушка оставил ей дом в Бухте русалок и маленькое газетное издательство «Safe Harbour». Однако, спрятавшись от одних глаз, Мьюринн оказалась под пристальным взором других, куда более опасных— тех, кто хотел любой ценой оставить правду о преступлении на руднике «Толкин» в далёком прошлом. Потому когда Мьюринн совершает ошибку, решив дать ход документам, обнаруженным Гасом незадолго до смерти, женщине не остаётся ничего другого, как обратиться за помощью и защитой к Джету Ратледжу, от которого она до сих пор хранит страшную тайну.
Жанровая структура и анализ содержания романа «Гиблое дело» Лорет Энн Уайт
Роман «Гиблое дело», как и его предшественника — «Охотника на людей», издательство «Эксмо» также выпустило в серии «Высшая лига детектива», не беря в расчёт тот факт, что начинала Лорет Энн Уайт совершенно в другом жанре, чем пишет сейчас. И чтобы развеять возможные читательские недоразумения, начать разговор о книге следует с уточнения её жанра. «Гиблое дело» — это остросюжетный любовный триллер, который на родине писательницы публиковался в сериях «Romantic Suspense Intrigue» («Романтическая интрига») и «Silhouette Romantic Suspense» («Романтическое ожидание»). По этой причине основной фокус в сюжете «Гиблого дела» сделан на развитии отношений между главными героями!
Будучи подростками, Мьюринн и Джет нанесли друг другу глубокие раны. Девушка мечтала вырваться из маленького захолустного городка, чтобы повидать мир, хотя, по сути, за её желанием скрывалась потребность разобраться в себе и расставить жизненные приоритеты. А Джет, напротив, был из тех людей, кто всегда знал, чего хочет и где его место. Он не мыслил себя вне Сэйв-Харбор, окружающих гор с ледяными пиками и диких северных лесов. Потому их последний жаркий спор закончился болезненным разрывом. Уехав за сотни миль, Мьюринн узнала, что беременна. Всё ещё подгоняемая обидой и желанием доказать правильность своего выбора, она, родив малыша, подписала документы об отказе от него и сообщила об этом только дедушке. Однако Гас О'Доннелл не стал скрывать факт рождения сына от Джета, и тот, срочно женившись, усыновил собственного ребёнка.
И вот спустя одиннадцать лет бывшие любовники встречаются: Мьюринн боится признаться ему, что отдала их сына чужим людям, а Джету, прежде чем впустить её в свою жизнь, важно услышать слова сожаления о содеянном. Разве не классный конфликт? Тысячу раз да! Но следуя требованиям жанра короткой остросюжетной любовной прозы, их взаимодействие Лорет Энн Уайт сразу же замыкает на эротику: Мьюринн то и дело любуется торсом, кубиками пресса и бёдрами Джета как «ненасытная извращенка», а мужчину каждый раз при виде округлостей молодой женщины «разрывает похоть». И всё бы ничего, но одиннадцать лет слишком большой срок, который не мог их не изменить, не повлиять на характер и остроту чувств, тем более под давлением взаимных обид. А они ведут себя так, словно не виделись неделю. Потому любовная линия не смогла меня зацепить, она получилась слишком поверхностной.
Преступление же, заставившее мисс О'Доннелл вернуться на родину, напротив, вышло куда лучше, интереснее и, самое главное, правдоподобнее. Страшная тайна, которая связала нескольких людей и их близких, вынужденных молчать годами по разным причинам, превратила маленький городок Сэйв-Харбор в осиный улей. Потому противостоять Мьюринн и Джету приходится практически всем окружающим их людям. Но детектива в сюжете как такового нет. Сперва Мьюринн находит дома фотографии, изъятые до приезда ФБР из папки с уликами по делу взрыва на руднике «Толкин», которые незадолго до гибели сумел раздобыть Гас, а затем преступники сами поочерёдно выходят на неё в попытке устранить. И делая это, неизбежно сами себя раскрывают. Потому «Гиблое дело», будучи в первую очередь любовным романом, также является и полноценным остросюжетным триллером с погонями и стрельбой. Правда, интрига в нём сохраняется всего лишь до середины. Догадаться об участи убийц с поправкой на ведущую линию лав-стори не сложно.
Рекомендации к чтению
С поздними произведениями Лорет Энн Уайт «Гиблое дело» сравнивать было бы не верно. Естественно, что роман сильно проигрывает по всем пунктам. А вот если с «Охотником на людей» — первой частью цикла «Дикая местность», написанной годом ранее, то эта история получилась гораздо лучше. Читая её, я вновь словила отголоски романов «Голодная пустошь» и «Когда меркнет свет», которые появятся позже. Если хотите добротный детектив с глубокой драматической подоплёкой от Лорет Энн уайт, то лучше брать романы, написанные ею после 2017 года, а «Гиблое дело» — если только нужно что-то элементарно простое по сюжету и смыслу.
Оценка: 3/5