Найти в Дзене
Генезис

Реклама в запрещенных соцсетях под запретом: что ждет блогеров и бизнес в 2025 году?

Оглавление

С 1 сентября 2025 года в России вступает в силу закон, запрещающий рекламу на ресурсах экстремистских и нежелательных организаций. Документ, подписанный президентом Владимиром Путиным, окончательно закрывает вопрос с монетизацией в Meta* (владелец Facebook и Instagram*), а также других запрещенных платформах.

Что запрещено?

  • Реклама на сайтах и в соцсетях иностранных организаций, признанных нежелательными или экстремистскими (например, Meta*).
  • Ответственность ляжет на рекламодателей и распространителей.
  • Штрафы:
    Физлица — 2–2,5 тыс. руб.
    Должностные лица — 4–20 тыс. руб.
    Юрлица — 100–500 тыс. руб.

Почему важно обратить на это внимание?

Закон стал логичным продолжением борьбы с финансированием запрещенных в России платформ. Как отметил зампред комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный, несмотря на блокировку, реклама в этих соцсетях продолжала приносить доход — причем не только блогерам, но и самим компаниям, которые «разжигают враждебность к России».

Кто пострадает?

По данным ADinBlog, в 2024 году топовые инфлюенсеры зарабатывали миллионы на рекламе в запрещенных соцсетях:

  • Ксения Собчак37 млн руб.
  • Ксения Бородина30 млн руб.
  • Ида Галич13 млн руб.
  • Павел Воля8 млн руб.

Теперь им придется искать новые площадки или альтернативные доходы.

Что будет с рынком рекламы?

Эксперты прогнозируют несколько сценариев:
Рост российских платформ (VK, RuTube, «Дзен») — блогеры и рекламодатели могут массово перейти на них.
⚠️
Рост цен — из-за дефицита площадок стоимость рекламы в Telegram и VK резко вырастет.
Серый рынок — часть рекламы уйдет в тень, но за это уже грозят штрафы.

Ярослав Мешалкин (Heads'made):
«Для некоторых блогеров это станет причиной ухода с рынка. Но в долгосрочной перспективе может стимулировать развитие российских сервисов».

Алексей Пак (PurpleDoor):
«Будет больно малому и среднему бизнесу. Эффективность рекламы в VK пока под вопросом».

Аналогичные меры

Запрет на рекламу у иноагентов уже действует:

  • Штрафы до 50 тыс. руб. для физлиц и 500 тыс. руб. для юрлиц.
  • После двух нарушений — уголовная ответственность.

Вывод

Закон ударит по инфлюенсерам, но может дать толчок развитию отечественных digital-платформ. Вопрос в том, смогут ли они предложить такой же охват и монетизацию, как запрещенные гиганты.

А как вы считаете, справедлив ли этот запрет? И куда, по-вашему, переместятся рекламные бюджеты? Пишите в комментариях!