Иногда люди говорят: «Я тревожный, у меня всегда так». И я слышу в этом не просто симптом, а привычную идентичность. Будто тревожность — это личное свойство, часть характера. Но чаще всего это не так. Ты не тревожный — ты просто время от времени оказываешься в особом внутреннем состоянии, которое я называю младенческий хаос.
Это переживание очень раннее. Оно еще с тех времён, когда мы ещё не умели говорить, не могли опереться на разум, когда всё наше существование зависело от того, насколько рядом была мама: чувствует ли она нас, кормит ли, откликается ли. Младенец не умеет анализировать — он просто тонко чувствует. И если что-то идёт не так, то это сразу плач — слишком холодно, слишком одиноко, слишком громко — в его мире нет полутонов. Там сразу обрушение. Паника. Хаос. В этом состоянии нельзя подумать, в него проваливаются.
Повзрослев, мы научились называть тревогу словами, заполнять пустоту действиями, отвлекаться, рационализировать. Но тело помнит, и психика тоже все помнит. Как говорит мой психолог - все мы родом из детства. Поэтому, когда мы оказываемся в ситуации потери контроля, неопределённости, эмоционального отвержения или резкого одиночества — та наша часть, очень ранняя и уязвимая, снова может вспоминаться, всплывать опыт (каково это переживать что-то и не мочь с этим ничего сделать). Она без рационального, это иррационально больше. Эта часть просто чувствует, что мир рушится, опоры нет, и снова страшно, как тогда, в младенчестве. Это может случиться даже в мелочах: партнёр резко отстранился, у начальника плохое настроение, не ответили на важное сообщение — и ты уже не дышишь, сердце сжимается, внутри паника. Но это не всегда значит, что я тревожный. Иногда это может значить, что сейчас активировалась та самая старая боль — младенческая, необъяснимая, тотальная.
Хорошая новость в том, что теперь мы не беспомощны. Мы взрослые. И мы можем быть сами себе родителями в этом хаосе. Не игнорировать его и избегать, не пытаться срочно исправить себя, не обвинять за «слабость», а просто остаться рядом с собой. Сказать: «Да, тебе страшно. Я с тобой. Я рядом. Это пройдёт». Именно так формируется новая нейронная связочка — из младенческого хаоса в опору, из тревоги — в спокойствие.
Тревога — не враг нам. Это зов о помощи. Возможно, это наша часть, которая когда-то очень боялась быть одна. Но будучи взрослыми - мы это можем исправить.
Автор: Войтишина Марина Валерьевна
Психолог, Интегрированный подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru