Цель: закрепить знание детьми гласных и согласных звуков, их мягкость и твердость, воспитывать интерес к звучащему слову.
Оборудование: домики из крупного строительного материала, братья-гномики, продукты для игры, буквы в красных сапожках, куклы Тим и Том, сундучок с игрушками: слон, собачка, лиса, лисенок, фишки, картина с предметами со звуком с.
Педагог. (П.). Дети, к нам в гости приходили разные звуки, помните? Мы с ними играли, пели разные песенки. Однажды мы были в гостях у Королевы в Стране звуков и букв. Сегодня Королева звуков и букв снова пригласила нас к себе в гости.
В ее стране живут разные звуки и буквы, которые читают, играют, строят дворцы, возводят города.
Даже если очень сильно захотеть,
В Страну звуков невозможно долететь.
Дети, может быть, попросим весенний ветерок нам помочь? Давайте скажем:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Через горы, через лес
Забрось и нас в страну чудес.
Видите, услышал нас весенний ветерок, закружил и понес далеко-далеко...
Слышите, как шепчутся звуки, как важно ходят буквы? А вот посмотрите, нам навстречу идет сама Королева звуков и букв.
Королева. Здравствуйте, дети! Я рада приветствовать вас в моей чудесной стране. Посмотрите, как здесь красиво, сколько необычных домиков, высоких дворцов! Как вы думаете, кто в них живет? (Ответы детей.) Правильно, в этих дворцах живут звуки, буквы и слова.
В этом домике живут знакомые вам братцы Ах, Ух, Ох, Их, Ых, Эх. Часто братцы ходят друг к другу в гости и поют разные песенки: ооо, ааа и т.д. А иногда получается настоящий хор, когда братцы поют все вместе: а-о-у-ы-э-и.
Интересная песенка у них получилась. Они могут спеть и другую песенку: а-и-у-ы-э-о.
Поют братцы, а сами все смотрят на полочки. Что же там случилось? Наверное, мышка бежала, хвостиком махнула, все предметы упали и рассыпались. А братцы теперь не могут понять, где чей предмет. Давайте им поможем.
Игра «Каждому братцу — свой продукт»
Дети разбирают продукты: сахар, чай, лук, свеклу, апельсин, морковь, сыр. Педагог говорит: «Посмотрите, повеселели братцы, они благодарны нам за помощь».
П. Дети, взгляните на многоэтажный дом, что стоит рядом с домом братцев! Здесь живут буквы. Посмотрите, какие длинные у этих букв ножки, а на ножках — красные сапожки.
А буквы-то разные!
А какие важные!
Дети называют буквы: м, н, р, ж, л и т.д.
П. Как вы думаете, ребята, дружат ли между собой гномики и важные буквы? (Ответы детей.) Как вы догадались? Правильно, широкая дорожка ведет от одного дома к другому. Значит, наши веселые братцы и важные буквы в красных сапожках дружат, приходят друг к другу в гости, пьют чай, придумывают разные короткие слова. Воспитатель предлагает детям произнести слоги: ма, на, ша, ло, мо, ру и т.д.
П. Буквы составили стихотворение. Сейчас я вам прочитаю, что они придумали:
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей!
Такое разве бывает, дети? А кого же полно на ветвях? (Грачей.)
П. Вам понравились жильцы этих двух домиков? Они будут приходить к нам в гости, и вы будете вместе с ними придумывать слова.
А кто живет в этом чудесном домике? (Ответы детей.) Как узнать, где Тим, а где Том? (Тим — мягкий, и имя у него мягкое, а Том — твердый.)
У Тима и Тома так много игрушек в сундучке, но они почему-то с ними не играют. Что случилось? Почему грустят Том и Тим, как вы думаете?
После ответов детей воспитатель говорит, что Тим и Том просят детей помочь разобрать игрушки: кот — мишка, кукла — мяч, слон — лиса, рыба — кит, гриб мышь.
П. Вы помогли Тому и Тиму разделить игрушки, пожелаем им играть вместе и никогда не ссориться.
Воспитатель читает стихотворение.
У ежа в гостях ужата.
У ужа в гостях ежата.
Медвежонок прибежал,
Жабу он в руках держал.
А еще приполз к ним жук,
Жужжащий издает он звук.
Почему такие разные зверюшки поселились в одном домике? Какой звук их объединил? (Звук ж.) Домик похож на кого? (На жука.)
Дети, сейчас я прикоснусь к вам волшебной палочкой и превращу девочек в медвежат, а мальчиков — в ежат.
Подвижная игра «Ежата-медвежата»
Медвежата.
Ты, колючий дружок,
Не ходи на бережок.
Там промочишь ножки И красные сапожки.
Ежата.
Ах вы, мишки косолапые,
Поскорее прячьте лапы вы.
Коль не спрячетесь под ёлками —
Мы уколем вас иголками.
Королева. Дети, видите, какая у меня огромная страна? В ней есть даже море, по которому плавают пароходы. Когда пароход приплывает к причалу, они приветствуют друг друга. (Пароход — согласная буква, причал — гласная.)
(Дети составляют слоги и читают их.) Оставим причал и пойдем дальше путешествовать по моей стране.
Слышите, кто-то нас зовет. Да это же Слон и Собачка приглашают к себе в гости. Посмотрите, в гостях у них уже Лиса с Лисенком. В лапке у Лисенка много фишек. Лиса говорит, что если вы тоже хотите иметь фишки, то надо выполнить задание. Вы должны назвать слова со звуком с, а помогут вам в этом картинки. (Дети называют слова.)
А сейчас, дети, послушайте стихотворение:
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок,
И теперь не бублик это —
Получилась буква с.
Мы с мышонком все играли
И никак не ожидали,
Что в уголок он может сесть
И бублик с аппетитом съесть.
Слон и Собачка приглашают всех к самовару и угощают чаем с сушками, бубликами.