Согласно справочнику «Мировые военно-воздушные силы 2025» — базе данных, которая отслеживает военно-воздушные силы по всему миру, — 161 страна эксплуатирует военные самолёты. Что касается истребителей, то «Боинг» и «Локхид Мартин» производят четыре из 10 лучших истребителей, используемых по всему миру. Остальные экспортируются из России, Китая и одной европейской страны.
Хотя оба оборонных подрядчика базируются в Соединённых Штатах, а их крупнейшим заказчиком, несомненно, является правительство США — вооружённые силы, в распоряжении которых более 13 000 военных самолётов, из которых почти 3000 являются боевыми платформами, — их клиенты находятся за пределами Америки.
Как и Microsoft и Apple, Boeing и Lockheed Martin — это компании, которые работают с разными клиентами. В мире есть несколько «горячих точек», из-за которых некоторые правительства закупают дополнительные военные самолёты.
F-16 «Боевой сокол» — это 50-летний истребитель, который до сих пор используется. Правительства по всему миру видят его ценность и продолжают размещать заказы для своих вооружённых сил. Фактически, это самый распространённый истребитель, используемый по всему миру: 2084 единицы находятся на вооружении и используются для обучения, составляя 15% боевых самолётов в воздухе.
На вооружении ВВС США находится всего 708 таких действующих самолётов, а это значит, что более половины действующих F-16 находятся на вооружении иностранных государств. Он довольно популярен, особенно с учётом того, что новейший вариант F-16V, также известный как Block 70/72, позволил 50-летнему истребителю лучше взаимодействовать с истребителями пятого поколения.
Компания Lockheed Martin назвала версию Block 70/72 «самым технологически продвинутым истребителем 4-го поколения в мире». Даже без учёта новой версии F-16 всегда был любимым истребителем. Его конструкция была разработана в 1970-х годах, когда Америке требовались самолёты специально для воздушного боя. Однако в наши дни он используется для выполнения различных задач, в том числе для нанесения ударов с воздуха по наземным целям. Он не предназначался для выполнения этой задачи, но ВВС обнаружили, что его планер может выдерживать более тяжёлую полезную нагрузку, а также дополнительный запас топлива.
У F-16 впечатляющее соотношение веса и тяги, что делает его особенно манёвренным маленьким истребителем.
F-16 — не единственный маневренный истребитель, созданный американскими компаниями и пользующийся популярностью во всем мире. Около 6% истребителей, эксплуатируемых по всему миру, — это различные варианты F-15 Eagle, боевого самолета, совершившего свой первый полет в 1972 году. Он немного старше F-16, но не менее эффективен в небе.
В вооружённых силах Соединённых Штатов больше всего F-15: 368 из 919 самолётов, которые используются по всему миру. В настоящее время США — единственная страна, которая использует F-15EX, иногда называемый ракетным грузовиком ВВС США — сильно модифицированную версию «Игл», которая может летать быстрее и имеет больше точек подвески для дополнительного вооружения.
Другие страны обычно получают варианты A/B/C/D, но есть и те, у которых есть свои собственные модификации. Например, Силы самообороны Японии используют 155 F-15J — модифицированную версию F-15, разработанную по лицензии Boeing компанией Mitsubishi Heavy Industries, а у Израиля есть F-15IA. Одной из причин привлекательности F-15 является его маневренность, отчасти обусловленная низкой нагрузкой на крыло — соотношением всего веса истребителя к площади его крыла.
F-15E Strike немного отличается от оригинальных модификаций F-15. Он добавляет второе кресло для поддержки офицера по системам вооружения (WSO), позволяя пилоту больше сосредоточиться на полете и боевых действиях, в то время как WSO следит за радаром и другими датчиками.
F/A-18 «Хорнет» закупается примерно в том же количестве, что и F-15 «Игл». В эксплуатации находится 827 «Хорнетов». Канада, Финляндия, Кувейт, Малайзия, Испания и Швейцария используют более старые версии «Хорнета» от McDonnell Douglas, но Кувейт заказал 28 «Супер Хорнетов» F/A-18 E/F от Boeing.
«Супер Хорнет» похож на «Легаси» и имеет идентичные катапультируемые кресла, авионику, радар, вооружение и процедуры технического обслуживания. Однако он весит на 3000 кг больше, чем его предшественник, без топлива и вооружения. ВМС США сняли с вооружения старые версии McDonnell Douglas (A/B/C/D), оставив их для обучения.
С тех пор F-35 Lightning II заменил F/A-18 «Хорнет» на американских авианосцах, но другим странам не так просто выделить 82 миллиона долларов на единицу, как 29 миллионов долларов. Чтобы понять, насколько стар F/A-18, достаточно сказать, что версии A и B впервые были представлены в 1983 году, а версии C и D — в 1987 году. Самолёты Super Hornet — версии E/F — поступили на вооружение только в 1999 году, заменив F-14 Tomcat. Платформа Hornet универсальна и может выполнять задачи как «воздух-воздух», так и «воздух-земля», что делает её привлекательной для международных заказчиков.
F-35 Lightning II компании Lockheed Martin — единственный истребитель пятого поколения из США, который экспортируется в другие страны, поскольку экспорт F-22 запрещён. F-35, составляющий около 5% от общего числа истребителей, был приобретён Австралией, Великобританией, Италией и Южной Кореей, а несколько других стран, таких как Канада и Германия, ожидают его поставок. Компания Lockheed Martin поставила более 1000 F-35 по всему миру. Более 600 из них отправились в Соединённые Штаты, где они используются в основном в качестве перехватчиков на передовой, но многие из них также применяются в учебных целях.
В январе 2024 года Греция получила одобрение США на заказ F-35A. Из всех стран, участвующих в программе F-35, 330 самолётов используются как в боевых действиях, так и в качестве учебных, но это не считая всех заказанных самолётов. Австралия заказала более 30 самолётов. В Бельгии в настоящее время их нет, но она заказала почти 40. С другой стороны, Канада ждёт, когда Lockheed поставит 88 F-35.
F-35, возможно, не летает так же быстро, как F-15E, — 1,6 Маха против 2,5 Маха у «Игл» — но он менее заметен на радарах, чем любой другой истребитель, который Америка экспортирует. Его вооружение даже спрятано за небольшими дверцами, чтобы свести к минимуму его заметность для датчиков. Наличие истребителя пятого поколения даёт странам большое преимущество, но он стоит дороже большинства других истребителей на рынке. В зависимости от варианта он может стоить от 82,5 до 102 миллионов долларов.