Найти в Дзене
С Богом по жизни

Бог и человеческие страдания

Одной из самых трудных проблем для нас, верующих в библейского Бога, является понимание человеческих страданий. Как может Бог, который в Библии открывается нам не только всемогущим, но также бесконечно добрым и любящим, допускать столько страданий среди Своих творений в мире? Может, Его это не волнует? Почему Он допускает ужасы войны? Почему так страдают безвинные? Почему болезнь причиняет такую страшную боль? Почему дети рождаются с уродствами или умственно отсталыми? Люди часто задают эти и многие подобные вопросы — и не только неверующие, но и сами христиане. Для некоторых эта проблема может стать такой острой, что их вера разбивается о скалы человеческого страдания. Пусть мы вряд ли сможем найти адекватное решение этой проблемы, будем надеяться, что этот урок кому-то облегчит связанную с ней душевную борьбу и поможет каждому из нас более глубоко вникнуть в смысл страдания. Страдание связано не только с физической болью, но также и с разочарованиями, с нервными срывами, с тяжелыми у
Оглавление

Одной из самых трудных проблем для нас, верующих в библейского Бога, является понимание человеческих страданий. Как может Бог, который в Библии открывается нам не только всемогущим, но также бесконечно добрым и любящим, допускать столько страданий среди Своих творений в мире? Может, Его это не волнует? Почему Он допускает ужасы войны? Почему так страдают безвинные? Почему болезнь причиняет такую страшную боль? Почему дети рождаются с уродствами или умственно отсталыми? Люди часто задают эти и многие подобные вопросы — и не только неверующие, но и сами христиане. Для некоторых эта проблема может стать такой острой, что их вера разбивается о скалы человеческого страдания. Пусть мы вряд ли сможем найти адекватное решение этой проблемы, будем надеяться, что этот урок кому-то облегчит связанную с ней душевную борьбу и поможет каждому из нас более глубоко вникнуть в смысл страдания.

Страдание связано не только с физической болью, но также и с разочарованиями, с нервными срывами, с тяжелыми утратами и сердечными переживаниями человека. Все это может свалиться нам на голову с разрушительной внезапностью или же медленно подрывать наш дух.

Если человек христианин, это не облегчает ему проблему страдания, а делает ее более трудной. Не верующий в Бога легко объяснит страдание или трагедию. Если у вселенной нет смысла, если она просто мертвый механизм, то какое ей дело до людей? Такой мир не "заботит", страдает человек или нет, потому что он не обладает способностью "заботиться". В бессмысленном мире нет нужды искать какой-либо причины для трагедии. Тот факт, что человек верит в личного Бога, способного на искупление, самопожертвование, любовь и бесконечную заботу о человеке, лишь заостряет проблему. Однако атеист, отрицая Божье существование, не уходит от проблем. Он, может быть, и не нуждается в объяснении страдания или зла в мире, но перед ним встает еще большая проблема — объяснить бескорыстие, великодушие и героизм тех, кто живет и умирает ради других. Как может он объяснить благородство тех, кто умирает за свою убежденность в том, что правильно? Это те люди, которых мир считает своими великими героями, историческими примерами высочайших качеств человечества. Если благородство и героизм человека — всего лишь результат случайного соединения атомов, то им нет никакого объяснения, так же как нет разумного объяснения существованию вселенной. Таким образом, все рассуждения человека о смысле в мире становятся просто нелепостью. Избавляясь от одной проблемы, неверующий предстает перед другой, куда более трудной!

НЕКОТОРЫЕ НЕВЕРНЫЕ "РЕШЕНИЯ"

Какие выдвигаются неверные "решения" проблемы страдания?

"Страдание — это иллюзия"

Одним решением, которого придерживаются абсолютные идеалисты в философии и которое популяризировала Мария Бэйкер-Эдди, является то, что все страдания — иллюзия. Мария Бэйкер-Эдди (1821-1910) принадлежала к движению "за психическое оздоровление" в США и впоследствии основала движение "христианская наука". Она опубликовала свои мысли по духовному исцелению и в 1908 г. учредила газету "Крисчен Сайенс Монитор". Согласно этому взгляду, боль и страдание — всего лишь продукт нашего извращенного разума и не могут существовать вне его. Если всякое переживание зла субъективно, значит оно может существовать только в уме человека и не является частью объективной реальности. Таким образом, неправильное мышление и страдание считаются одним понятием. Как только человек исправляет ошибочное отношение к боли, его страдание якобы исчезает.

Нелепо говорить, что все трагедии в мире существуют лишь в нашем воображении. В таком случае получается, что наш мир наполнен разумами, которые все время воображают такие чудовищные беды, что это само по себе становится тревожным злом. Зачем разуму представлять такие беды, если на самом деле их нет? Утратившему зрение в результате несчастного случая абсурдно говорить: "Твоя слепота нереальна; она только в твоем воображении". Что может быть бессмысленнее, чем сказать матери и отцу, потерявшим ребенка: "Вы только воображаете, что потеряли ребенка. Ваше горе всего лишь иллюзия; ваш ребенок не умер".

Всякий, кто верит Библии, знает, что страдание так же реально, как реальны шипы, вонзившиеся в голову нашего Господа Иисуса Христа, и гвозди, пробившие Его плоть. Для поддержания этого ложного представления о боли мы могли бы также сказать, что ученики ошибочно думали, что Иисус страдал и умер на кресте, а само евангелие является результатом злого вымысла. Все это составные части одной и той же идеи.

"Бог ограничен"

Следующее предположение вытекает из такого острого восприятия проблемы, что пытается найти ее объяснение в концепции ограниченного Бога. Идея такова, что Бог, хоть и замечательный и прекрасный борец за праведность, не в состоянии полностью осуществить Свою волю. Его, мол, ограничивают злые силы, с которыми Он сражается во вселенной. Сторонники этой точки зрения считают, что тут не вина твари, а неспособность Творца. Их философия утверждает, что предвечная Божья воля сталкивается с препятствиями, которые эта воля не создавала, и они мешают ее осуществлению. Они хотят уверить нас в том, что Бог делает все, что может, чтобы противостоять злу и сделать мир по возможности добрым, но Он ограничен. Они полагают, что Богу нужна наша помощь, потому что исход мировых столкновений под вопросом. По их мнению, каждая душа, сражающаяся на стороне Бога, придает Ему сил в этой борьбе, способствуя возможной победе добра.

Можно без труда увидеть, что эта точка зрения не объясняет существование зла в мире, а только старается объяснить борьбу с позиции Бога, который не обладает достаточной силой для осуществления Своей воли из-за противостоящих Ему внешних сил. Этих взглядов придерживается целый ряд современных философов во главе с Брайтмэном из Бостонского университета, но она так и не стала популярной в качестве решения этой проблемы. Концепция ограниченного Бога противоречит библейскому учению о том, что Бог всемогущ и вполне способен осуществить свои цели в мире, потому что "Богу... все возможно" (Мф. 19:26).

"Все страдания — результат греха"

Третье неверное "решение" проблемы человеческого страдания — идея, что причиной страдания человека всегда является его собственный грех. В этой точке зрения есть один убедительный элемент истины: грех действительно приносит страдание. Большая часть страданий в нынешнем мире возникает из-за порочности и безрассудства эгоистичных людей, которые веками направляют свои усилия на осуществление злых целей. Когда мы поступаем плохо и страдаем от этого, то вовсе нетрудно понять, почему мы страдаем. Однако этим не объяснишь всего. Этим не объяснишь страдания безвинных. Неверно говорить, что причиной всякого страдания является грех, будто несчастья человека — это наказание за некую огромную ошибку в его характере или в жизни.

Друзья Иова ошибались, обвиняя его в каком-то скрытом грехе, ставшем причиной его несчастий. Они видели, что он сидит в золе, обезображенный болезнью и умирающий от боли, что его жена отвернулась от него, семья погибла, а состояние пошло прахом. Горе обрушилось на его семью внезапно. "Иов, ты наверняка совершил какой-то страшный грех, иначе ты не страдал бы так, — говорили друзья. — Покайся, сознайся в нем, и Бог, может быть, повернется к тебе еще раз". Большая часть книги представляет собой протест Иова, который, отрицая эти обвинения, защищает свою праведность и отказывается принимать эту ложную точку зрения на свое страдание. В таком отношении видится более мудрый взгляд на проблемы.

В Новом Завете Иисус указывал, что те, чью кровь Пилат смешал с их жертвами, были не грешнее других людей на земле: "Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете" (Лк. 13:2-5).

Наш Господь предельно ясным языком отверг ту мысль, что страдания всегда происходят из-за нечестивости тех, кто страдает.

В другой раз, встретив слепого от рождения человека, ученики спросили Иисуса: "Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин. 9:2, 3). Ни грехи родителей, ни грехи слепорожденного не были причиной его слепоты. Достаточно одних страданий Самого Христа, чтобы отвергнуть мысль о том, что все страдания приходят к человеку как наказание за грехи, ибо Писания ясно учат: "Он не сделал никакого греха" (1 Пет. 2:22). И все же Он страдал — Безвинный за виновных — чтобы искупить нас. Хотя грех и может причинить страдание, он не объясняет каждую его форму, равно как и Библия не принимает такое объяснение страдания. Христиане должны этим довольствоваться.

Теперь, когда мы отметили некоторые неверные "решения", нужно признать, что никто не вправе заявлять, что достиг полного решения проблемы человеческого страдания. Многие аспекты этого вопроса выходят за пределы нашей способности понять. Не можем мы и исчерпать эту тему в одном уроке. Однако некоторые высказанные здесь мысли могут раскрыть нам глаза на страдания, которые испытываем мы сами и которые видим в жизни других.

Те, кто силится примирить веру и страдание, так формулируют эту проблему: "Если бы Бог был милосердным, Он бы пожелал сделать человека счастливым; а если бы Он был всемогущим, Он бы смог сделать то, что пожелал. Поскольку Его творения несчастны, то Богу не хватает либо силы, либо милосердия, либо и того, и другого".

БОЖЬЕ ВСЕМОГУЩЕСТВО И МИЛОСЕРДИЕ

Новая оценка значения Божьего всемогущества и Его огромной любви к человеку может прояснить некоторые ложные представления, что все еще таятся в наших мыслях. Что имеет в виду Библия, когда говорит: "Богу... все возможно" (Мф. 19:26)? Означает ли это, что Бог может завязать узел, который Он не в состоянии развязать? Может ли Бог создать квадратный круг? Задавая такие вопросы, люди играют словами. То, что мы можем таким вот образом сгруппировать слова, вовсе не значит, что они будут что-то говорить. Нельзя сделать две взаимоисключающие вещи, иначе Божий мир был бы абсурдом. Всемогущество не означает, что Бог может сделать любую глупость, какую кто-то может себе представить. Его нужно понимать в связи с другими атрибутами Его сущности, в полном соответствии с ними. Бог всесилен осуществить то, что согласуется с Его сущностью и Его волей. Даже Библия говорит, что есть некоторые вещи, которые Бог не может сделать, потому что Он — Бог. Бог не может лгать (Евр. 6:18), не может искушать никого злом и Сам быть искушаем (Иак. 1:13), не может благосклонно смотреть на злодеяние (Авв. 1:13). Делать такое — значит противоречить Своей сущности.

Всемогущий Бог создал человека со способностью выбирать, проявлять свободную волю, принимая решения в своей жизни. Обеспечив проявление человеком свободной воли, Бог ограничил Свою собственную волю. Божье всемогущество никоим образом не страдает от того факта, что Он по собственному желанию ограничил Себя, создав человека со свободным волеизъявлением в этом мире. Это Божье самоограничение не предполагает никакой внешней силы, а исходит из самой Его сущности.

На вопрос, почему Бог создал человека со свободной волей, зная, что это может привести к тому, что люди станут принимать неверные решения, которые приведут к страданию, может быть только один ответ: в Своей безграничной мудрости и любви Бог восхотел пойти на риск, чтобы Он мог относиться к нам, как к личностям, и дать нам свободу добровольно служить Ему или отвергнуть Его. Он пошел на такой риск, чтобы морально и духовно сделать нас подобными Себе. Бог работает с людьми, обращаясь к их разуму и воле, используя убеждение, а не принуждение. Поэтому много зла в мире возникает из-за упрямства тех, кто отвергает Божий путь. Свобода воли означает, что даже Сам Бог не может войти в жизнь человека и против его воли заставить его следовать Ему просто потому, что Он так хочет. Решение остается за человеком. Никакое Божье всемогущество, уничтожающее свободу выбора человека и его нравственную ответственность за свои действия и решения, не согласуется с учениями Божьего Слова.

Мы говорим, что Бог есть любовь, и вследствие этого люди часто представляют Бога неким космическим Дедом Морозом, эдаким всеобщим добрым дедушкой. Они полагают, что Его главная задача — заботиться о том, чтобы Его творения имели все, чего им хочется, и получали наслаждение на земле. Какое искаженное понятие любви! Когда жизненный опыт разбивает вдребезги эту мечту, многие говорят: "Я не могу верить в Бога, который не дает мне того, что я прошу [или того, что, как я думаю, для меня лучше всего]". После тщательного изучения христианин понимает, что образы и аналогии, используемые в Библии для описания Божьей любви к Своему народу, не изображают нашего Отца снисходительным дедушкой.

Бог изображается как гончар, тщательно и скрупулезно обрабатывающий глиняный сосуд. Он подобен строителю, умело придающему форму камням и укладывающему их, чтобы возвести прекрасный храм, который станет вершиной его мастерства. Его можно сравнить с пастухом, который преданно заботится о своем стаде и защищает его от опасности, с отцом, который наказывает и воспитывает детей, в которых души не чает. В Писании неизменно говорится, что Бог дарует нам Свою любовь. Эта любовь причиняет нам боль, потому что Его святые очи находят в нас очень много зла, которое оскорбляет и отталкивает Его чистоту. Богу приходится работать с нами, чтобы нас легче было любить, чтобы мы стали ближе к Его чистоте и святости. При том что Он может радоваться нашим победам над слабостями, Он продолжает совершенствовать нас, если видит в нас нечто такое, что не так хорошо, как могло бы быть. Он наказывает, обучает и готовит нас, чтобы мы могли провести с Ним вечность. Никакая концепция Божьей любви не будет достаточной, если в ней не будет места для Божьего наказания. Забота, которую Он являет нам, подчеркивает, как сильно Он нас любит и как глубоко беспокоится о том, чтобы мы уподобились Его дорогому Сыну, нашему Господу Иисусу Христу.

ПРИРОДА ВСЕЛЕННОЙ

Еще одна истина, которая поможет нам понять место страдания в Божьем плане, лежит в природе самой вселенной. Одно из самых заметных свойств естественного мира — его однородность. Наука в ее разнообразных формах построена на концепции упорядоченности естественного мира. Стремление материи вести себя последовательно можно выразить языком "законов" природы. Действие этих "законов" (или принципов однородности) в природе позволяет человеку жить, подчинять себе землю и использовать ее силы для своего блага. Та же однородность материи, которая дает возможность хорошим людям использовать ее в добрых целях, дает людям злой воли возможность использовать материю для злых целей. Сталь, которая может служить каркасом для учебных заведений, зданий для культурных мероприятий и богослужений, может быть также использована для оружия, с помощью которого люди воюют, даже когда дело, которое они отстаивают, несправедливо.

Огонь, к примеру, при правильном использовании является замечательным помощником человеку. Он обогревает жилище, готовит пищу и дает энергию для работы машин и заводов. Однако тот же огонь, что согревает и создает удобства для человека на некотором расстоянии, причинит ему непоправимый вред при близком контакте. Огонь, на котором готовят еду, может также сжечь всю деревню, если его вовремя не обуздать действием других природных сил.

Что бы произошло, если бы всякий раз, когда огонь угрожал человеку или его имуществу, Бог приостанавливал естественные законы, определяющие свойства огня? Что если бы Бог вмешивался каждый раз, когда какой-либо человек решал, что свойства огня не соответствуют его целям? При таком постоянном вмешательстве не было бы уверенности, что естественный мир в следующий момент поведет себя нормально. Какой создался бы хаос! Помножьте этот хаос на все природные силы вселенной. Если бы не было законов природы, человек лишился бы свободной воли и моральной ответственности; неверные действия были бы невозможны. То, что Бог не вмешивается в силы природы Своего мира, чтобы удовлетворить каждую прихоть человека, — великое благословение.

Точно так же Бог не обещает Своему народу освобождения от страдания в качестве награды за верность. Часто задают вопрос: "Почему нечестивые процветают, а у праведных нередко трудная жизнь?" С этой проблемой давным-давно пытался справиться автор псалма 72. В Новом Завете Бог не обещает Своему народу оградить его "божественной изгородью" от обычных человеческих невзгод. Бог не обещает защитить христиан от рака и других опасных болезней. То, что я христианин, не означает, что Бог защитит дорогих мне людей от смерти. Быть христианином — не значит иметь гарантированную защиту от аварий на дорогах. Если бы Бог обещал Своим детям такое особое покровительство, то действие законов природы прерывалось бы всякий раз, когда Божье чадо встречалось бы с опасностью. И вместо того, чтобы служить Богу из любви и по доброй воле, люди служили бы Ему ради того, чтобы иметь нечто вроде космической страховки от несчастий, страданий и смерти. Религия стала бы не чем иным, как эгоистичной сделкой; исчезла бы возможность служить Богу от чистого сердца и из бескорыстных побуждений.

ЖИЗНЬ СРЕДИ ЛЮДЕЙ

"Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя" (Рим. 14:7). В этих словах мы находим еще один взгляд на проблему страдания. Большая доля безвинного страдания происходит потому, что люди живут сообща, отчего дела одного человека воздействуют на жизнь окружающих.

Подумайте, что происходит, когда пьяный водитель на большой скорости наматывает километры по оживленному шоссе, а его реакция притуплена алкоголем. На дороге много других людей — законопослушных граждан с нормальной реакцией, потому что они трезвы. Они едут по своей стороне дороги и соблюдают правила дорожного движения. Однако пьяный водитель может выскочить на противоположную сторону дороги прямо под колеса автомобиля. И все члены семьи, безвинные жертвы преступного безрассудства пьяного, могут погибнуть или получить травмы.

Тот факт, что люди живут так скученно, повышает возможность для одного человека своим неправильным поведением причинить страдание другим. Вы можете сказать: "Почему на мне должны отразиться последствия ошибок и злодеяний других? Почему я должен страдать из-за их неправильных действий?" Допустим, вам удается так изолировать себя, что вас никак не касаются беды мира. Но одновременно вы лишаетесь благословений и преимуществ, которые другие могут дать вам. Часть нашего богатейшего опыта приходит к нам от общения с окружающими. Даже в самом необходимом для жизни мы зависим от других. Какой бедной была бы наша жизнь без таких межличностных взаимоотношений! Нельзя принимать благословения и преимущества совместной жизни, отвергая при этом риск, связанный с жизнью в тесном контакте с другими.

ВОЗДЕЙСТВИЕ СТРАДАНИЯ НА ХАРАКТЕР

Еще один взгляд на смысл страдания кроется в том факте, что в природе боль может исправлять — то есть может сделать страдающего лучше. Хотя грехом не объясняется все страдание, большая его часть бывает из-за отсутствия праведности.

Человек обманывает себя, думая, что он хороший и ни в чем не нуждается; он не осознает, что он беден, жалок, гол и слеп духовно. С точки зрения святого Бога, который не терпит греха, человек зол, своеволен и высокомерен. Как в случае с непослушным ребенком, нужно "сокрушить" дух грешника — только после этого он покорится Богу и будет годен для Его целей. А пока в жизни человека все идет хорошо, он может не видеть причины отказываться от заблуждения и греха; это часть обманчивости греха. Нередко человек начинает понимать свою неполноценность только после того, как попадает в беду или неприятности. Только так его можно встряхнуть от его самодовольства и заставить прямо взглянуть на свое духовное состояние. В этом смысле несчастье может послужить цели пробуждения того, кто бездумно живет в грехе, чтобы он увидел свое гибельное положение и нужду в Боге.

Возможно, вы знаете кого-то, кто отказывался обратиться к Богу и исполнить Его волю, пока на него не свалилось горе. Разумом он понимал, что ему нужно было обратиться к Богу задолго до того, как он покорился евангелию. Никто не станет утверждать, что страдание хорошо само по себе, но любой период страдания хорош тем, что ведет к повиновению Божьей воле. Страдающий человек больше расположен к признанию того, как неправильны были его пути и как он нуждается в Божьей искупительной благодати.

Страдание может сделать характер и дух страждущего лучше и благороднее: "Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности" (Евр. 12:11). Через испытания мы идем к открытию новых источников силы в Боге. Возможно, жизнь для нас всегда была легкой. Исполненные чувства собственной значимости, мы идем своевольным путем и только благодаря какой-нибудь трагедии узнаем, какие мы слабые и жалкие. Такой опыт делает нас более способными жить осмысленной жизнью. Если бы не было трудностей, скорбей, несчастий и страданий, в нас бы не открылось мужества, терпения, жертвенности и сочувствия, ибо эти качества характера лучше всего выковываются в страдании. Если вы спросите почему, большего ответа я дать не смогу. Могу лишь сказать, что таким сотворил Бог мир, а Ему лучше знать.

ПРИМЕР ХРИСТА

Страдание было необходимо для искупления от греха, ибо не могло быть прощения без креста. Какой замечательный пример показал Христос, когда спокойно и достойно претерпел унижение и позор в кажущейся победе неправды! "Бог во Христе примирил с Собою мир" (2 Кор. 5:19). Бог не мог сказать нам: "Я прощаю вас", — без страдания Своего дорогого Сына, воплощения Божества. Какую полную победу одержал этот Сын, когда воскрес, победил смерть и силы зла и гарантировал искупленным конечную победу! Когда мы понимаем, что Пригвожденный к кресту — это Тот, кто сказал: "Видевший Меня видел Отца" (Ин. 14:9), — мы осознаем, что никакая сердечная боль и никакое страдание человеческого духа не больше Его знания и понимания. Апостол Петр нашел в страдании Христа такую весть для нас: "Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу, ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному" (1 Пет. 2:20-23).

Ни один человек не может идти по стопам Иисуса и думать, что избежит страдания. Бог и Его Сын много пострадали, спасая меня от греха. Если Бог смог преобразовать позор креста в славу и победу, Он и мои кресты печали и скорби поможет обратить в венцы славы и красоты.

НЕБЕСА КАК ЧАСТЬ ОТВЕТА

В связи с человеческим страданием нужно сказать одно последнее слово. Это слово — "небеса". "Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу" (2 Кор. 4:17). Земля не может рассказать всю историю человеческого страдания. За пределами этой жизни с ее тяжкими трудами и слезами есть царство чистой услады. Там отрется каждая слеза с наших глаз, и каждая печаль обратится в радость.

Иисус понес бремя креста, чтобы я обрел этот дом. Апостолы и мученики претерпевали тюрьмы и гонения, чтобы сохранить для нас добрую весть о вечной жизни. Все ближе подходя к дому и устремив свой взор к городу, чей создатель и строитель Бог, я чувствую, что мое бремя становится легче. Я могу смотреть поверх трудностей и разочарований этой жизни и знать, что впереди — самое лучшее.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻