Могла ли я подумать ...Что в свой полтинник захочу собственную дачу!
Пока мы ездили к родителям на дачу, то о своей и не думали. Более того. Мы не хотели даже думать, что будем также копаться в земле и радоваться каждому огурцу. Что вы, это не про нас. Мы - городские чистюли! Неженки . Со снисходительностью смотрела я на маму, когда нехотя шла за ней по огороду. А мама так хотела поделиться со мной радостью:
- Гляди, какой маленький огурчик! Опупышек! Через два дня можно будет съесть.
- Смотри, как помидорчики цветут! Вот так их надо потряхивать. Вот так...Чтоб завязывались.
Мама наклонялась с улыбкой к цветку и ласково трепала его.
- Это Хурма! Мой любимый. А это - Бычье сердце, сладкий будет. А это - Ракета, сливка крупная. В банки буду закатывать.
Чему она радуется? Подумаешь, огурец...Мы и купить его можем. Так я думала. К папе я относилась , как к старому ребенку. Поверх брезентовых брюк , он повязывал самодельные наколенники из поролона. Наклоняться ему было тяжело, и он просто ползал по грядкам на коленках. И ругала я его, и увещевала, и ухмылялась. Но он с юмором всегда реагировал. Очень ему нравилось выращивать овощи на огороде. Он чувствовал себя абсолютно свободным человеком! А я, видя его " мучения ", и думать не хотела о собственной даче.
Он никогда не общипывал листья на томатах, не формировал ни в один, ни в два ствола. Вот как сами они себя формировали, так и росли. Только подвязывали их. На огороде были томатные дебри! Но и урожай всегда был хороший!
Папа вставал рано, пока не жарко, пропалывал, окучивал, подвязывал. И к двенадцати уходил с огорода в тень, под боярышник. Я таких деревьев боярышника нигде не видела больше! Огромные, раскидистые, крона шикарная, и от дождя, и от солнца спасала. А ягоды на них крупные, почти с райское яблочко, и очень вкусные. И так их ели, и замораживали,и вчлили в духовке. Вяленые ягоды боярышника - это просто конфеты! Невозможно остановиться, одна за одной...
Отец никогда не выпалывал огород до единой травинки! Не прореживал вишни и яблони. Они росли, как природа заложила. Яблоки собирали вёдрами! Соседи приходили и набирали, ну куда их девать столько. Вишни были обнизные, крупные, чёрные , сладкие. Малины было столько, что хватало и соседям на варенье. Из удобрений на огороде была только зола, да и то редко.
Не знаю,может руки у отца были лёгкие . Характер простой, отзывчивый. Смотрит на одуванчик:
- Ты ж мой дружок!
Идёт с полевого огорода и несёт маме букет. Ромашки для Наташки. Или колокольчики. Или букет из земляники с цветами и ягодами. И все он маме хвалился. Смотри, Наташенька...Глянь, Наташенька...А какой я тебе сюрприз несу, Наташенька...Вот этот огромный помидор я тебе сейчас помою, Наташенька...Я помыл тебе клубнички, Наташенька...Сейчас разотру тебе спину, Наташенька...
Глядя на сочную траву и цветы, он говорил, радуясь:
- Ну как во Вьетнаме у нас! Природа бушует! Как в джунглях...
А я, сорокапятилетняя городская неженка, смотрю на него и улыбаюсь. Мой ли это папа, совсем как ребёнок . Ну пусть радуется , тешится. Старость делает человека глупее. Вот такие у меня мысли часто были, глядя на него.
И только в самой глубине души мысль:" Мой самый лучший , любимый папа! Только бы не хворал. Пусть как можно дольше радуется жизни".
Какая же я была...ду...Я это поняла через несколько лет. Когда папа уже не смог копаться на огороде. Когда мы забрали родителей в город. Когда в папиных глазах поселилась грусть. И он прикрывал ее улыбкой. Когда каждый раз он, с поклоном, целовал мне руку на прощание.
Ни один мужчина в моей жизни так не целовал мне руку. Как благодарность, как уважение, как благословение, как признание и преклонение.
Если бы вы знали. Как страстно я хотела вернуть. Вернуть то время , когда он радовался каждой бабочке и каждому цветку на даче. Каждой снежинке и морозцу , и льдинкам в бочке с водой. Родители много лет жили на даче круглый год.
Отец ухаживал за мамой во время ужина, наливал ей чай и ставил на столик у телевизора . Ни разу не сказал:
- Возьми сама. Сходи сама. Что ты сама что-ли не можешь.
Он вставал и пританцовывая говорил:
- А щас! А вот запросто! А вот две секунды.
Не мудрено, что в своих будущих мужчинах я искала черты своего отца...Оптимизм. Надёжность . Помощь. Неравнодушие.
Не мудрено, что я сразу влюблялась в таких.
Я думала, что это будет вечно - дача, лето, родители ...
Кончается все! За два года без дачи отец сник, как -то уменьшился, все меньше стал шутить, все меньше стал писать стихотворений , все больше лежал, больше кашлял.
Сколько мы ни уговаривали...К врачам не пошёл:
- Сколько проживу...
Папа ушёл на руках у младшего внука. Моего сына. Сын как чувствовал, что к дедушке нужно срочно:
- Я вышел с работы и поехал домой. Не спешил. На перекрёстке что-то вдруг заволновалось в душе , и тут стрелка на светофоре зажглась, и я свернул и погнал, погнал к деду. Я бросил машину на обочине, взлетел на пятый этаж ...
Так он мне про это потом рассказывал.
И муж мой там был, тоже почему-то решил заехать без меня. Они сидели у постели дедушки. Тихо разговаривали. И вдруг отец сильно закашлялся. Сынок мой хотел его попоить и понял, что...уходит...уходит его дедушка... И он стал говорить, говорить, говорить, торопился, чтобы все сказать:
- Дедушка мой хороший , самый лучший на свете ! Я тебя люблю, мы все тебя очень любим, я тебе так благодарен, дедушка. Ты нас всему научил, я всегда буду тебя помнить и любить. Ты самый добрый, ты мой лучший на свете , самый дорогой человек. Дедушка...
Никто не плакал. Все молчали. Папа перестал страдать...
А я помню только, с каким ос.тер.вен.ени.ем я бросала в пакет все его лекарства! Они не помогли. Они не помогли ему выздороветь. Они и облегчения почти не приносили. С какой злостью я сгребала его постель и бросала к входной двери. Как долго и тупо я смотрела на его выходной костюм - тройку. Ведь это в нем папа плясал на свадьбе у внука...Живой. Весёлый.
Почему? Почему такой замечательный человек так страдал последние годы? За что...
Говорят, что мир останется все тем же. Кто -то ушел, а кто -то родился.
Но мир изменился. Мой мир изменился! Он никогда уже не будет прежним. Таким надёжным, как раньше. Мир теперь всегда будет другим. Мой Мир навсегда потерял целую Вселенную. Вселенную по имени "отец".