Что ждёт игроков и чего ждут другие разработчики?
Ни для кого не секрет, что Nintendo как игровая компания живёт в собственном уютном мирке, до которого свежие тренды и практики индустрии доходят с опозданием. Это утверждение вытекает из множества проявлений внутренней политики компании. Отношение к скидкам на собственные игры, техническое несовершенство консолей и социальных систем внутри них, взаимодействие с блогерами (например, жёсткая политика банов трансляций только вышедших проектов) и вездесущие юристы, готовые засудить каждого за любой намёк на нарушение авторских прав. Надо признаться, внешне милый и доброжелательный к игроку медиагигант на поверку оказывается консервативно строгим корпоративным организмом, функционирующим по каким-то исключительно японским законам логики (и этики). Существует мнение, что модель бизнеса у Nintendo больше похожа на продавца детских игрушек, что, впрочем, недалеко от правды.
Репутация у компании неоднозначная. С одной стороны, на всех ключевых рынках (с точки зрения финансового оборота) Nintendo любят, и любят давно. Поколениями геймеры живут играми компании, даже не оглядываясь на предлагаемый конкурентами продукт. Оно и понятно — как владелец множества талантливых студий-разработчиков Nintendo предлагает действительно уникальный игровой опыт наиболее близкий к тому, какими игры представляли в эру до появления микротранзакций, игр-сервисов и DLC.
Однако возросшая степень доверия к корпорации после крайне успешного цикла поддержки Nintendo Switch 1 грозит обернуться чередой непредсказуемых обновлений в индустрии, которые заденут игроков на всех платформах. Недавно состоялась долгожданная презентация, на которой раскрыли все подробности нового поколения консолей, функционал приставки, состав поставляемого с ней комплекта, стартовую линейку игр, набор аксессуаров и ценовую политику. Сказать, что игроки были удивлены — ничего не сказать. До этого в некотором смысле по-хорошему старомодная Nintendo решила подвинуть всех конкурентов, запрыгнув на поезд сомнительных тенденций.
Разберём по порядку: какой будет консоль, что с ценами и как компания хочет в очередной раз перевоспитать игроков под своё мировоззрение. И какое оно в целом, мировоззрение Nintendo?
Ожидание и анонс Nintendo Switch 2.
Слухи относительно обновления оригинального Nintendo Switch появились ещё в 2020 году. Тогда речь шла только о технических улучшениях по части «железа». Менять концепцию консоли, позиционирование не было смысла (как нет и сейчас, в общем-то). «Играйте всегда, везде и со всеми» — слоган рекламной кампании Switch 1 до сих пор кажется удивительно точным и продающим. Словно именно этого геймеры и хотят от современных консолей. Однако у первого поколения приставки, очевидно, были ограничения на уровне аппаратной части, которые, как ожидалось, должна была преодолеть улучшенная модель с приставкой «Pro». Как недавно стало известно, разработчики некоторых игр создавали свои проекты на модифицированной консоли с обновлённым железом, то есть в какой-то момент времени такая приставка действительно существовала, однако Nintendo всё же решили выпустить вместо неё полноценное второе поколение.
Изначально Switch 2 должен был называться Super Nintendo Switch, но от такого нейминга отказались из-за преемственности названий и связью с Super Nintendo Entertainment System (SNES), где не было обратной совместимости с играми NES. Практически все подробности будущей консоли благополучно слили в интернет за несколько месяцев до анонса вплоть до примерной даты выхода. Посмотрев на ситуацию, компания решила без каких-либо предварительных объявлений анонсировать приставку коротким трейлером, а все подробности пообещала раскрыть на специальной презентации 3-го апреля.
Собственно, на самом мероприятии показали все ключевые изменения консоли по сравнению с первым поколением. Увеличенная память, более производительные процессоры, память и так далее. Новая система крепления «джой-конов» с помощью магнитов. Возврат к LCD экрану, но с поддержкой HDR и 120 гц. Встроенный кулер в док станции, встроенный микрофон в консоли… Список технических изменений обширный. Пожалуй, концептуально приставка ничуть не изменила идеям, заложенным прошлым поколением. Чтобы не повторять позиционирование Switch 1 и показать необходимость в покупке новой консоли, в рекламных роликах был сделан акцент на функции встроенного чата (с поддержкой видеозвонков), а также имитации «джой-конами» мышки.
Действительно ли ради этих изменений стоило выпускать новое поколение консолей? На самом деле, за широким списком важных и не очень нововведений скрывается всепронзающая идея фикс, которую Nintendo старается не афишировать, но максимально прямолинейно и доступно наводит на неё будущего пользователя консоли. Что это за идея?
Плати за всё.
Незадолго до презентации активно обсуждалось назначение кнопки «С» на одном из «джой-конов». Версий было много, но компания одновременно и удивила всех, и разочаровала. Теперь по нажатию отдельной кнопки в любом участке интерфейса будет открываться меню голосового чата. Концепция с точки зрения удобства довольно занятная, ведь у тех же Playstation социальные функции скрыты за несколькими подменю. Однако за них не требуют дополнительных платежей… Тут вскрывается неприятная правда обо всём, что касается Nintendo Switch 2. Хочешь созваниваться с друзьями по игре (и чтобы кнопка на твоей консоли имела хоть какой-то функционал)? Купи подписку. Хочешь общаться с друзьями по видеосвязи? Купи специальную камеру (для которой был встроен второй порт usb type-c прямо в консоль). Хочешь облачные сохранения между несколькими консолями? Купи подписку. Хочешь играть в The Legend of Zelda: Breath of the Wild в 60 fps? Купи улучшение за 10 долларов (а потом ещё внеси деньги за дополнения, ведь они не входят в Nintendo Switch 2 Edition, конечно же). Хочешь грип для «джой-конов» с функцией зарядки и дополнительными лепестками? Купи отдельно. Новый pro-геймпад с разъёмом для микрофона и/или наушников… Ну вы поняли. Спасибо, что хотя бы разрешили использовать pro-геймпад с первого поколения на втором.
Nintendo старательно пытается продать вам не столько консоль, сколько систему комфортного потребления игр. Да, вы можете играть где угодно, когда угодно и с кем угодно, но с условием покупки множества аксессуаров. Однако это не такое острое проявление проблемы, ведь, очевидно, все эти надстройки будет приобретать меньшинство геймеров. А значит разработчики не будут учитывать функционал той же вэб-камеры, и спустя пару лет она будет использоваться разве что внутри проектов от самой Nintendo (и то не факт: далеко не весь спектр заявленных возможностей «джой-конов» был реализован на Switch 1).
Куда более важный момент — обновлённая ценовая политика распространения игр самой Nintendo. За базовые издания своих проектов компания планирует брать 80 долларов, что совершенно новый уровень для всего рынка. Если 70 долларов ещё не стали нормой для индустрии и воспринимаются как что-то странное, грабительское, то 80 кажутся совершенно неоправданным удорожанием. Безусловно, сама компания апеллирует к извечному аргументу о неизменном качестве своих игр, что, кстати, подразумевает перманентное отсутствие больших скидок. Наверняка в будущем, когда недовольство игроков станет невозможно игнорировать (пока что компания ограничивается удалением гневных комментариев с записей своих прямых трансляций на YouTube), поднимется актуальный вопрос о возросших затратах на производство видеоигр. При этом, например, Pokemon Legends: Z-A, который планируют продавать за 70 долларов, выглядит неприлично плохо — плашка «Nintendo Switch 2 Edition» не прибавляет никакой веры даже с учётом чудес апскейлинга консоли.
Никто не сомневается в том, что Nintendo будет радовать геймеров чудесными играми с глубоким и увлекательным геймплеем, выдающимися визуалом и механиками. Журналисты, которые уже успели поиграть в заявленные на старте эксклюзивы, отмечают исключительный уровень качества всех составляющих проектов. Однако действительно ли они стоят своих (требуемых) денег? И будут ли игроки вообще платить за них?
Конкуренты, пиратство и финансовые возможности геймеров.
Интернет полнится слухами о том, что Microsoft активно разрабатывает свою портативную консоль. Учитывая невероятно выгодное предложение в виде Xbox Game Pass, потенциальная приставка имеет высокую вероятность занять свою нишу и вытеснить большинство конкурентов на возрождающемся рынке портативок. К тому же ходят слухи, что Valve планирует также выпустить свою гибридную консоль. Компания уже показала себя с лучшей стороны в плане работы с железом, оптимизацией и комьюнити в случае с Steam Deck. Также, как оказалось, недавно Sony начали рассылать опросники своим пользователям с намерением узнать, как те оценивают анонс Switch 2, её функционал и перспективы. Получается, конкурентов у Nintendo в будущем будет предостаточно. И те явно придерживаются более гибкой позиции в плане ценовой политики, однако возможность продавать эксклюзивы за 80 долларов однозначно уже сейчас будоражит умы многих топ-менеджеров игровых компаний.
Если ещё пару месяцев назад аналитики предрекали релиз GTA VI за 80 долларов как уверенный шаг Rockstar по выкачиванию средств из преданной фанбазы, теперь представить стоимость самой ожидаемой игры ближайших лет довольно проблематично (и страшно, учитывая одиозность Штрауса Зельника). Вся индустрия с пристальным вниманием наблюдает за реакцией сообщества на запредельные ценники от Nintendo. Однако надеяться на какое-то вразумление компании не приходится. Mario Kart 8 Deluxe имеет свыше 60 миллионов проданных копий, поэтому сомневаться в успехе приемника, Mario Kart World, было бы опрометчиво.
Какой сигнал компания посылает игрокам? Если вы хотите получить наиболее эксклюзивный (а в нынешние времена и в случае с Nintendo это практически синонимичное «качеству» понятие) игровой опыт, вам придётся отдать сверх тех денег, которые вы платите другим разработчикам. Да, за это вы получите готовый проект без микротранзакций, дополнений и боевых пропусков, но отсутствие этих весьма прибыльных элементов монетизации будет компенсировано стоимостью итогового продукта. Разумеется, огромному числу игроков такое не по карману. Консоль взломают ещё быстрее, чем Switch 1. И уровень пиратства, который в условиях текущей ценовой политики и так достаточно высок, возрастёт ещё сильнее.
Согласно свежему исследованию, среднестатистический игрок в России готов платить за игру до 4000 рублей, то есть по нынешнему курсу в районе 40 евро (или долларов, как это было пару месяцев назад). Надо ли говорить, что за такую сумму, актуальную для региональных цен в игровых магазинах более пяти лет назад, сейчас практически не продают игры на релизе? Причём Россия в данном случае не является каким-то исключением. Индустрия и мировая экономика просто не готовы к такому финансовому обороту внутри видеоигрового рынка, капитализация которого стагнирует после стремительного бума в пандемийные времена. Спрашивается, что будет дальше?
По стопам Голливуда.
Наиболее вероятный (и оптимистичный) вариант развития событий похож на то, что происходит с нынешним американским кинопроизводством. Крупные блокбастеры крайне редко окупают свой бюджет, а если сборы и превосходят затраты на съёмки, то часть от заработанной суммы оплачивает услуги на продвижение, часть забирают стриминги и кинотеатры. В общем-то, кинокомпании получают не так много прибыли с громких блокбастеров. Поэтому в последние годы гораздо выгоднее вкладываться в мало- или среднебюджетные проекты, собирающие широкую публику у экранов за счёт новаторских идей или экспериментального маркетинга.
Не удивительно, если игровые компании в какой-то момент решат урезать расходы на производство, уменьшив масштаб игр. Пока что в силу нередко бездарного менеджмента сокращение трат на разработку происходит через увольнение сотрудников или вовсе закрытие игровых студий, однако со временем появится достаточно устойчивая бизнес-модель, позволяющая сочетать в себе количественно стабильный штат разработчиков, выпускающих чётко выверенный и усреднённый по наполнению контентом продукт. Иными словами, возможно либо возрождение АА-игр, либо расширение инди команд до полноценных студий с небольшими бюджетами и подготовленной ЦА.
Как не может вечно расти стоимость разработки, так и не получится бесконтрольно повышать цены игр. В какой-то момент не найдётся достаточное количество геймеров, способных через покупку продукта оплатить расходы на его производство. Неизбежно последует удешевление. Хочется верить, что сценарий, в котором компании активно будут дозарабатывать на внутриигровой монетизации всего и вся, уже изжил себя. Но эта надежда призрачна и склонна к изменам.
Так или иначе, Nintendo наметила курс на глобальные изменения всего рынка. Ровно как неожиданным был анонс их новой консоли, также неожиданно её выход и обновлённая ценовая политика компании рушат все прогнозы аналитиков, питают надежды продюсеров и пугают игроков по всему миру. Это новая реальность, ответом или противодействием на которую станет финансовый отклик геймеров. Пока мы покупаем — они продают.
Вы можете поддержать меня донатом, если вам нравится читать мои статьи. Помимо Дзена я также веду телеграм-канал @medniknight. В нём я публикую не только большие материалы, но и веду микро-блог о жизни сценариста в Москве. Подписывайтесь!