Найти в Дзене
Дама с чемоданом

Торт, который так и хочется съесть - так Екатерина II отзывалась об этом дворце

Оглавление

Откуда здесь торт и почему Великая Императрица не любила дворец в Царском селе? Об этом - в сегодняшней статье.

Добрый день, друзья!

Сегодня речь пойдет о Екатерининском дворце в Санкт-Петербурге. Правда, Екатерининский он не из-за упомянутой выше Екатерины II Великой, а из-за Екатерины I. Но обо всем по порядку!

История появления Екатерининского дворца

Земли в 26 километрах от центра нового города Санкт-Петербурга царь Петр I в 1710 году подарил своей супруге Екатерине.

На землях тех особо ничего и не было, справили лишь небольшой деревянный дом, да и только. Пока в какой-то момент Екатерина Алексеевна не решила сделать своему мужу сюрприз, построив в живописном месте новый каменный дворец.

С 1717 года несколько лет в тайне от государя велись работы по строительству. И завершились они новыми 2-этажными палатами в голландском стиле "на 16 светлиц".

На празднестве, посвященном открытию нового дворца, присутствовал сам император Петр. Гуляния проходили с размахом, даже пушки палили. А дворец тот нарекли Екатерининским.

И хотя с этого момента и начинается история Екатерининского дворца, стоит понимать, что "голландский стиль на 16 спален" - это совсем скромное практичное помещение с неприхотливыми интерьерами. По крайней мере, по рамкам императорский имений.

Царское село

Земли, на которых был выстроен Екатерининский дворец, исторически были шведскими и назывались Саари. В русской речи это название некоторое время использовалось также - в виде наименований Саарская мыза, Саарские земли. А когда здесь появился первый екатерининский дворец - Саарское село.

И как-то постепенно и незаметно название Саарское село превратилось в более понятное для русского уха и благозвучное для царственных особ Царское село.

Со временем территория села так разрослась, что в 1808 году император Александр I присвоил селу статус уездного города.

С 1937 года город стал называться Пушкин, сейчас это город Пушкин в составе Санкт-Петербурга. Но до сих пор его одинаково часто называют и как раньше - Царское село.

Янтарная комната

Несмотря на скромность первого дворца, именно в нем еще при жизни Петра I появилась жемчужина дворца - Янтарная комната.

Правители Пруссии часто использовали янтарь Балтийского моря в качестве отделочного материала, в том числе для декорирования своих покоев и кабинетов.

Так, королева Пруссии Софии-Шарлотта захотела отделать свои личные покои янтарными панелями. Но 1709 году она скончалась, когда кабинет еще не был завершен, и готовые панели еще не устанавливались.

По сведениям, Петр I увидел эти панели во время своего визита в Берлин в 1712 или 1713 году, и был абсолютно восхищен ими. Настолько, что пожелал иметь подобные у себя на родине.

Янтарная отделка комнаты в Екатерининском дворце
Янтарная отделка комнаты в Екатерининском дворце

И в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король Фридрих-Вильгельм I дарит российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет в разобранном виде.

Правда, нет точных свидетельств, где Петр I велел установить янтарные панели и велел ли вообще. Документально подтверждено лишь то, что уже его дочь, императрица Елизавета Петровна, нашла применение дорогому подарку из Берлина. Сначала янтарная комната была установлена в Зимнем дворце.

А уже позже перенесена в Екатерининский дворец с дополнениями в виде золоченой деревянной резьбы, зеркал-пилястр и мозаичных картин.

Новая Янтарная комната в Большом Царскосельском дворце получилась площадью 96 квадратных метров. Это значительно превышало ее прежние размеры
Новая Янтарная комната в Большом Царскосельском дворце получилась площадью 96 квадратных метров. Это значительно превышало ее прежние размеры

Растрелли разместил симметрично панели, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой:

Участь янтарной комнаты известна, наверное, всем.

В годы Великой Отечественной войны немецкими войсками янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг, где были выставлены в Музее янтаря как уникальный предмет отделки. С 1944 года с момента отступления немцев следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски до сих пор не дали результатов.

В 1979 года было принял решение о воссоздании янтарных панно по имеющимся эскизам и рисункам.

Долгих 24 года велись реставрационные работы, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная Янтарная комната приняла первых посетителей.

Эпоха Елизаветы Петровны

К сожалению, быть хозяйкой дворца императрица Екатерина Алексеевна смогла не долго. После смерти матери в 1727 году дворец перешел к дочери Екатерины и Петра I – Елизавете Петровне.

Став императрицей в 1741 году, Елизавета Петровна начала масштабную перестройку дворца.

Сначала архитекторам было поручено расширить и благоустроить дворец. Тогда была перестроена церковь, Тронный зал, построены корпуса флигелей.

Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца. Заложена в 1745 году в присутствии императрицы Елизаветы Петровны
Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца. Заложена в 1745 году в присутствии императрицы Елизаветы Петровны

Но Елизавете Петровне этого было недостаточно. Она, как многие женщины, любила золото, роскошь, пышность. И в 1752 году вновь решила перестроить дворец.

На этот раз главным архитектором был выбран Франческо Растрелли, известный нам также как главный архитектор Зимнего дворца.

Кстати, что и неудивительно, между Екатерининским дворцом и Зимним действительно много сходства в архитектурном стиле.

Именно с подачи Растрелли, Екатерининский дворец получил характерный облик в стиле барокко (его еще называют елизаветинский барокко) со знаменитыми голубыми фасадами, колоннами, скульптурами и Золотыми воротами.

-6

Залы дворца Растрелли

Екатерининский дворец Растрелли организовал в конструкции анфилады. Это когда помещения и залы последовательно примыкают друг к другу, и из одного зала ты переходишь во второй, из него - в третий, и третьего - в четвертый и так далее.

Большая анфилада Екатерининского дворца - помещение за помещением, зал за залом...
Большая анфилада Екатерининского дворца - помещение за помещением, зал за залом...

Большой зал

Самым роскошным помещением во дворце стал Большой зал (или Тронный зал) – это самое масштабное помещение площадью более 800 квадратных метров. Здесь проводились торжественные мероприятия и приемы.

Огромное помещение украшено резными скульптурами, покрытыми сусальным золотом:

Антикамеры

Антикамеры, несмотря на странное название - это помещения по краям от Большого зала, где ждали приема или выхода императрицы подданые:

Белая столовая

Белая парадная столовая предназначалась для торжественных приемов и ужинов императрицы в узком кругу приближенных.

Здесь в центре зала стоит овальный стол со скатертью и изящными приборами, а на стенах присутствует та же знакомая золотая резьба, позолоченные рамы и стулья:

По традиции 18 века стол накрыт скатертью со сложными драпировками и цветочными гирляндами
По традиции 18 века стол накрыт скатертью со сложными драпировками и цветочными гирляндами

Еще фото элементов интерьера:

Кавалерская столовая

Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Растрелли. В интерьере доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин, над дверьми расположены позолоченные композиции — десюдепорты:

Столовую украшает многоярусная изразцовая печь с кобальтовой росписью
Столовую украшает многоярусная изразцовая печь с кобальтовой росписью

Портретный зал

Портретный зал - это помещение с картинами с парадными изображениями императорских особ.

На самом деле, здесь всего 4 портрета: Императрица Екатерины I, Наталья Алексеевна (сестра Петра I), Императрица Елизавета Петровна, Императрица Екатерина II:

Малиновая и Зеленая Столбовые залы

Оформляя залы дворца, Растрелли стремился к максимальному разнообразию архитектурно-декоративных элементов и интерьеров.

Так, 2 зала стали Малиновой и Зеленой Столбовыми. Малиновый и зеленый - это, понятно, цвета. А столбовые от слова "столб", или колонна. Потому что интерьеры оформлялись именно как цветные "столбы":

Картинный зал

Картинный зал получил свое название благодаря живописным полотнам, размещенным в нем по принципу шпалерной развески, когда картины располагаются максимально близко друг к другу в несколько рядов, заполняя все пространство стены:

Картинный зал
Картинный зал

Основная часть коллекции живописи в зале была приобретена по распоряжению Елизаветы Петровны в 1745-1746 годах в Праге и Гамбурге. В коллекцию вошли произведения западноевропейских мастеров 17-начала 18 веков.

Период Екатерины II

Но вся эта красота, роскошь и великолепие не слишком нравились третьей владелице дворца - Екатерине II.

Екатерина Великая относилась к пышному убранству дворца с прохладцей, считая его декор слишком вычурным. Известно, что Екатерининский дворец она называла тортом.

"Он как торт со взбитыми сливками, который так и хочется съесть", - говорила она.

Поэтому в 1770-х годах Екатерина II начинает новую перестройку помещения в духе классицизма. Работы доверены архитектору Чарльзу Камерону.

Парадная лестница

При Растрелли парадная лестница находилась в отдалении от въездных ворот, в южной части здания.

В царствование Екатерины II парадную лестницу Растрелли полностью убрали, а вместо нее Камерон возвел новую лестницу в центре дворца. Позже, в 1860-1863 годах лестницу еще несколько изменили: архитектор Монигетти исполнил ее в мраморе в стилистике рококо, украсил резными балюстрадами и фигурными вазами.

Арабесковый зал

Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Камероном для Екатерины II.

Камерон, шотландец по происхождению, был столь же страстно увлечен античностью, как и императрица. Поэтому в оформлении Арабескового зала можно увидеть барельефы в виде колонн, изображения античных богов и богинь, узоры, напоминающие, древнегреческие и древнеримские орнаменты в обрамлениях геометрической формы - арабесках:

Отдельного внимания заслуживает ковер, который был выткан во Франции по заказу русского двора. Его центральный рисунок символически изображает победу России над Турцией
Отдельного внимания заслуживает ковер, который был выткан во Франции по заказу русского двора. Его центральный рисунок символически изображает победу России над Турцией

Зеленая столовая

Зеленая столовая была передана Екатериной II в личное пользование великому князю Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I) и его первой супруге Наталье Алексеевне.

Среди фрагментов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных лоз выделяются фигуры юношей и девушек в античных одеяниях. Двери Зеленой столовой украшены гротескным орнаментом, восходящим к древнеримским росписям:

Официантская

Даже служебные помещения при Екатерине оформлял главный архитектор дворца. Официантская, комната для обслуги, выдержана в симметричных линиях с пилястрами под мрамор и гипсовыми арками:

Дворец Александра I

Внук императрицы Екатерины II великий князь Александр (будущий император Александр I) все детство и юность провел в Царском селе. Екатерининский дворец для него был родным домом. И даже потом, будучи императором, предпочитал жить и работать в Екатерининском дворце.

Поэтому здесь можно посмотреть и его комнаты и залы.

Китайская гостиная Александра I

Созданная еще при Елизавете Петровне Китайская гостиная больше известна как личные покои Александра I.

Интерьер этой гостиной выделялся среди комнат дворца шелковой обивкой стен с росписью в китайской манере:

Парадный кабинет Александра I

Кабинет императора отличается простой отделкой. Стены кабинета облицованы светло-розовым искусственным мрамором, отчего этот кабинет также назывался Мраморный:

Опочивальня

Жил и отдыхал Александр I в покоях под названием Опочивальня.

Созданные еще Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны, они сначала использовались как спальня для императрицы Екатерины II. Которая позже передала их любимому внуку Александру.

Александр I любил свою Опочивальню. В подтверждение в письме его супруги, императрицы Елизаветы Алексеевны, были такие слова: "император любит свою спальню «как нечто одушевленное…»
Александр I любил свою Опочивальню. В подтверждение в письме его супруги, императрицы Елизаветы Алексеевны, были такие слова: "император любит свою спальню «как нечто одушевленное…»

Памятные комнаты Александра I

Сейчас на этих пространствах располагается выставка Памятные комнаты Александра I, где демонстрируются предметы, наполнявшие личные комнаты императора:

Особое место среди экспонатов занимает походная кровать Александра I:

Походная кровать императора
Походная кровать императора

Изначальный вид рабочего кабинета Александра представлен на стенде в Екатерининском дворце. В реальности же он утрачен.

Пространство вместо него занимает продолжение выставки Памятные комнаты Александра I, оформленное как кабинет:

Большой Екатерининский дворец сегодня

Разрушение и восстановление дворца

На самом деле, утрачено в Екатерининском дворце было многое: и мебель, и убранство, и предметы. В период немецкой оккупации ансамбль очень сильно пострадал: комнаты были разграблены, многие экспонаты сожжены.

Вот так выглядел Арабесковый зал после войны
Вот так выглядел Арабесковый зал после войны

Уже после войны руководителями музеев и ответственными по делам культуры и искусств велись активные поиски похищенных сокровищ.

Фрагменты уникального паркета были найдены под грудой зерна на берлинском элеваторе, часть архивных документов, дворцовой мебели и книг обнаружены на минном поле. Бронзовые скульптуры отыскались во дворе медеплавильного завода в Галле.

Так, сначала по крупицам и фрагментам, собирались оригинальные детали убранства дворца. Затем помещения начали восстанавливать на основе сохранившихся дворцовых описей, архивных документов и фотографий.

На данный момент все основные залы полностью восстановлены. Но некоторые помещения используются не по былому назначению, а для выставочных экспозиций.

Романовы в Царском Селе

Например, в Малой анфиладе сейчас находится выставка Романовы в Царском селе.

Интерьеры Малой анфилады были полностью утрачены, и восстанавливались без учета исторической целостности. Эти помещения решено было не воссоздавать, а использовать для современных экспозиций. Так появились Романовы в Царском Селе.

В коллекции музея ведь находятся и предметы других императоров, не только трех владелиц-императриц и упомянутого выше Александра I. Большое количество реликвий связаны и с другими представителями династии. Эти-то предметы и составили экспозицию Романовы:

Как посетить

Сегодня дворец входит в состав музея-заповедника "Царское Село" и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дворец работает ежедневно с 10:00 до 18:00 (касса работает до 16:45, вход до 17:00). Выходной день – вторник.

Билеты можно купить в кассах или на сайте музея.

***

Екатерининский дворец сегодня – это не просто музей, это настоящий памятник русской истории и архитектуры. Каждый зал здесь - это шедевр со своей историей и тайнами. И сегодня посетители дворца могут погрузиться в эту атмосферу императорской России и увидеть, как жили правители великой империи.

***

Ставьте лайк 👍🏻, если вам был интересен этот материал!
И подписывайтесь ✅ на канал, чтобы не пропустить новые статьи!

***

Читать еще: