Найти в Дзене
Дама с чемоданом

15 секретов Исаакиевского собора

Оглавление

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге по праву считается одним из самых впечатляющих архитектурных памятников России. Его внутренняя площадь превышает 4000 квадратных метров, а общая масса вместе с фундаментом составляет более 300 тысяч тонн.

Это не просто храм – это символ величия Российской империи, воплощенный в камне и мраморе.

В этой статье я расскажу 15 главных фактов про Исаакиевский собор + 2 бонуса про Исаакиевскую площадь.

1. Почему Исаакиевский - откуда имя?

  • История этого знаменитого храма началась еще при Петре I, который решил построить храм в честь своего небесного покровителя – святого Исаакия Далматского.
  • Интересно, что Петр I считал своими покровителями многих святых. Так, в честь апостола Петра император назвал новый город Санкт-Петербург. Петр считал, что таким образом Святой Петр станет не только покровителем царя, но и всего города.
  • А в честь Александра Невского появилась Александро-Невская лавра. Невский монастырь тоже заложил сам царь Петр в 1710 году.
Икона с изображением святого Исаакия Далматского в Исаакиевском музее
Икона с изображением святого Исаакия Далматского в Исаакиевском музее

2. Сразу ли Исаакиевский собор построили таким?

Исаакиевских храмов было 4. Последний, четвертый, мы наблюдаем по сей день.

Первый деревянный храм появился в 1707 году на месте современного Адмиралтейства. В нем в 1712 году венчался Петр I и Екатерина Алексеевна, будущая императрица Екатерина I.

Позже Петр заложил уже каменный храм - он был значительно больше и надежнее первой церкви. Расположилась церковь на новом месте - там, где сейчас стоит памятник "Медный всадник".

Вот как они выглядели: макет спереди - это первый деревянный храм, второй макет - второй храм Петровского времени:
Макеты восстановлены по старым чертежам и рисункам. Эволюция храма в макетах расположена внутри Исаакиевского собора и доступна при посещении музея
Макеты восстановлены по старым чертежам и рисункам. Эволюция храма в макетах расположена внутри Исаакиевского собора и доступна при посещении музея

Однако вторая Исаакиевская церковь, хоть и была каменной, но стояла очень близко к воде, ее фундамент постепенно размывался, и при Екатерине II было принято решение эту церковь разобрать, а новую – уже третью по счету – возвести в новом месте, подальше от берега.

Вот таким должен был получиться 3-й храм (второй макет на фото):

-4

Но достроить новый собор не успели - после смерти Екатерины II строительство было прекращено.

Четвертый храм: в 1809 году по приказу императора Александра I начинается конкурс на проект нового здания для собора. Победителем становится французский архитектор Огюст Монферран, под руководством которого в 1818 году и начинается строительство собора в том виде, которым мы любуемся до сих пор.

3. Долго ли строили новый собор?

Строительство храма по проекту Огюста Монферрана продолжалось 40 лет - с 1818 до 1858 года.

Монферран, получается, отдал храму всю жизнь. Когда начинали работу, архитектору было 30 лет, а освятили собор, когда ему исполнилось уже 70.

За это время было выстроено новое величественное сооружение высотой более 100 метров, площадью – более 11 000 квадратных метров.

Особое внимание привлекает золоченый купол диаметром 25,8 метров. На его барабане установлены 12 статуй ангелов и 12 апостолов:

Исаакиевский собор
Исаакиевский собор

С четырех сторон собор обрамляют монументальные портики с фронтонами, украшенные статуями и барельефами. Фасады собора украшены многочисленными скульптурами, каждая из которых несет свой символический смысл.

Даже центральные двери оформлены статуями. Справа здесь статуя архангела Михаила, слева — Александра Невского (а мы помним, что Петр I его тоже считал своем покровителем):

-7

4. Кто расписывал храм внутри?

Для внутреннего убранства собора использовались разные поделочные и драгоценные камни, позолота.

Внимание привлекают мозаики и росписи, созданные знаменитыми художниками: Ф. А. Бруни, К. П. Брюлловым и В. К. Шебуевым:

Здесь сразу три алтаря: главный посвящен Исаакию Далматскому, правый — Александру Невскому, левый — мученице Екатерине:

-9

В отделке много ценных камней: малахит, лазурит, шунгит:

-10

В оформлении внутреннего убранства Исаакиевского собора участвовали 22 известных художника. Но из-за сырого петербургского климата краски быстро теряли первоначальный вид. Поэтому некоторые полотна стали преобразовывать в мозаичные произведения.

В Исаакиевском соборе 62 мозаичных полотна общей площадью 600 кв.м.

Сейчас посетителям отдельно демонстрируется мозаичная картина "Святой Петр", созданная в мастерской Академии Художеств:

Внутренний свод купола украшает роспись Карла Брюллова, где изображена Дева Мария в окружении 12 святых - покровителей дома Романовых. Рядом с ними расположены 12 статуй ангелов.

Под куполом находится серебряный голубь – символ Святого Духа. Снизу он кажется просто маленькой фигуркой, но на самом деле размер крыльев голубя более 2 метров, а находится он на высоте 80 метров:

5. Как устанавливали огромные колонны?

Колонны, которыми оформлен собор снаружи, изготовлены из розового финского гранита. Всего колонн внизу стоит 112 единиц, каждая весит по 114 тонн.

Казалось бы, установить такие махины будет сложно! Но испанский инженер Августин Бетанкур в 1822 году спроектировал специальный механизм для подъема колонн Исаакиевского собора.

Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов. А рабочие, вращая специальные вОроты, приводили монолит в вертикальное положение.

Установка одной такой 17-метровой колонны массой 114 тонн занимала около 40-45 минут. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».

Сейчас в Исаакиевском соборе стоит уменьшенная модель лесов, которые использовались для установки колонн и портиков:

Модель лесов для установки колонн, 1/16 от натуральной величины
Модель лесов для установки колонн, 1/16 от натуральной величины
Кстати, с помощью такого же механизма Монферран установил в 1832 году знаменитую Александровскую колонну на Дворцовой площади.

6. Кто на фронтоне?

Фронтоны Исаакиевского собора украшены барельефами с разными сюжетами:

  • Северный фронтон - это тот, что напротив Александровского сада. Здесь находится барельеф "Воскресение Христа":
Барельеф "Воскресение Христа" работы Лемера. Центральной фигурой является воскресший Христос в окружении ангелов. На заднем плане - испуганные стражи и потрясенные увиденным женщины.
Надпись, выгравированная на фризе, гласит: "Господи, силою Твоею возвеселится царь".
Барельеф "Воскресение Христа" работы Лемера. Центральной фигурой является воскресший Христос в окружении ангелов. На заднем плане - испуганные стражи и потрясенные увиденным женщины. Надпись, выгравированная на фризе, гласит: "Господи, силою Твоею возвеселится царь".
  • Южный фронтон. Барельеф "Поклонение волхвов":
Надпись на фризе: "Храм мой храм молитвы наречется". 
Барельеф "Поклонение волхвов", созданный Витали. Центральная фигура — восседающая на престоле Богородица с Младенцем на руках. Рядом стоит Иосиф. Волхвы пришли из дальних стран, чтобы поклониться Царю мира и принести дары
Надпись на фризе: "Храм мой храм молитвы наречется". Барельеф "Поклонение волхвов", созданный Витали. Центральная фигура — восседающая на престоле Богородица с Младенцем на руках. Рядом стоит Иосиф. Волхвы пришли из дальних стран, чтобы поклониться Царю мира и принести дары
  • Восточный фронтон. Барельеф "Исаакий Далматский останавливает императора Валента":
Надпись на фризе: "На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во век". 
Барельеф "Исаакий Далматский останавливает императора Валента", работа скульптора Лемера. Это сюжет, когда Исаакий, осмелившийся преградить дорогу грозному императору, предрекает тому близкую погибель. Стражники цепями сковывают святого, чтобы бросить его в темницу
Надпись на фризе: "На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во век". Барельеф "Исаакий Далматский останавливает императора Валента", работа скульптора Лемера. Это сюжет, когда Исаакий, осмелившийся преградить дорогу грозному императору, предрекает тому близкую погибель. Стражники цепями сковывают святого, чтобы бросить его в темницу
  • Западный фронтон. Фронтон украшает барельеф "Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием":
Надпись на фризе: "Царю царствующих".
Барельеф "Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием", созданный скульптором Витали. Он олицетворяет союз церковной и светской власти. На фронтоне можно увидеть святого Исаакия, благословляющего склонивших головы императора с женой и их свиту.
Надпись на фризе: "Царю царствующих". Барельеф "Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием", созданный скульптором Витали. Он олицетворяет союз церковной и светской власти. На фронтоне можно увидеть святого Исаакия, благословляющего склонивших головы императора с женой и их свиту.

На западном фронтоне очень интересна фигура мужчины в левом углу - он единственный, кто не склоняет головы пред святым старцем. И в этом заключается следующий секрет Исаакиевского собора. 👇🏻

7. Почему император обидел Монферрана?

Огюст Монферран, главный архитектор Исаакиевского собора, скончался буквально через месяц после освящения своего храма. Официально - от болезни, а по слухам - от обиды.

На западном фронтоне собора (о чем шла речь выше) крайний человек слева, который не преклоняется перед святым - это и есть сам архитектор Монферран. В руке он держит модель Исаакиевского собора:

-18

Во время освящения собора - большого праздника, куда был приглашен, естественно, и архитектор, один из приближенных императора Александра II угодливо обратил внимание государя на этот момент.

Мол, на барельефе все преклоняют головы, и лишь архитектор, преисполненный гордыни, не сделал этого. Государь на это ничего не ответил. Однако, проходя мимо архитектора позже, руки ему не подал и не сказал даже слов благодарности.

А обычно на таких событиях архитекторов не только благодарили, но и награждали и одаривали милостями и подарками.

Говорят, Монферран сильно от того расстроился, ушел домой еще до окончания церемонии и заболел. А потом через месяц скончался.

8. Сколько лет собор был действующим храмом?

Официально строительство собора закончилось в 1858 году, в этом же году собор освятили. В дальнейшие годы и вплоть до 1929 года Исаакиевский храм был кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии.

В 1918 году после революции здание собора и церковное имущество было национализировано, а затем передано в пользование прихожанам.

Службы в соборе были прекращены с 1928 года, здание собора было передано в пользовании Главнауки в качестве музейного памятника.

В соборе сейчас много икон и росписей, но часто они представлены как музейные экспонаты
В соборе сейчас много икон и росписей, но часто они представлены как музейные экспонаты

9. Исаакиевский собор в 20 веке

  • В 1931 году в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев.
  • С 1948 года, после войны, здание функционировало как музей "Исаакиевский собор".
  • С 1990 года и по сегодняшний день в храме проводятся церковные службы наряду с музейными лекциями.
-20

10. Как собор уцелел во время бомбежек Ленинграда?

Купол собора покрыт червонным золотом, он блестит на солнце и виден издалека. Естественно, во время авианалетов на Ленинград в Великую Отечественную Войну собор рисковал быть яркой мишенью и первым подвергнуться обстрелу. Поэтому яркий купол закрасили серым цветом, чтоб скрыть его на фоне города, чтобы на него не сбрасывали бомбы.

Но, конечно, наивно было бы думать, что даже в сером цвете купол не виден сверху. Просто немцы намеренно не бомбили Исаакиевский собор, так как сами его использовали как ориентир при воздушных налетах.

11. Откуда на колоннах щербины?

А вот в окрестностях бомбы сбрасывали. И снаряды рядом разрывались. Поэтому на колоннах и сейчас можно заметить сколы и щербины.

Их намеренно не реставрируют, так как ущерба устойчивости колоннам они не наносят, но сохраняют память о тяжелом для города периоде - блокаде и войне:

Сколы на колоннах от разорвавшихся рядом снарадах во время войны
Сколы на колоннах от разорвавшихся рядом снарадах во время войны

12. Хранилище ценностей в соборе

Во время блокады Ленинграда собор стал своеобразным хранилищем культурных ценностей, которые сюда свезли из областных музеев.

Так как толщина стен собора достаточно большая (3-5 метров), даже при попадании бомб в здание вероятность сохранить реликвии здесь была высокой.

13. Чем является собор сейчас?

Сейчас Исаакиевский собор - это и музей, и храм.

Богослужения в соборе возобновились в 1991 году, а с 2002 года стали регулярными. Сейчас они проводятся ежедневно.

Интересно, что внутри собора обустроен приход, куда можно пройти помолиться или поставить свечку:

-22

14. Колоннада

Также посетители имеют возможность подняться на колоннаду собора и с высоты 43 метров полюбоваться панорамным видом на центр Санкт-Петербурга:

Вот там под куполом между колоннами видно, как ходят люди - это и есть колоннада
Вот там под куполом между колоннами видно, как ходят люди - это и есть колоннада

15. Как попасть в собор и сколько стоит билет

  • Проход в музей осуществляется по билетам.

Взрослый билет в музей "Исаакиевский собор" стоит 450 рублей, дети до 7 лет проходят бесплатно. Билеты можно приобрести в кассе музея или на сайте. Доступна оплата Пушкинской картой.

Музей открыт с 10:00 до 18:00 (кассы с 10:00 до 17:30) каждый день, кроме среды.

  • Билеты на колоннаду надо приобретать отдельно. Их стоимость 300 рублей. Оплатить также можно Пушкинской картой.

Посмотреть на город с высоты можно ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме среды. С 1 мая по 30 сентября — с 10:00 до 21:30 без выходных.

То есть, можно сходить только в музей, или только на колоннаду, или и туда, и туда.

Вход на богослужения бесплатный.

Бонус! 16. Памятник Николаю I

На Исаакиевской площади рядом с Исаакиевском собором установлен памятник императору Николаю I.

6-метровый конный памятник выполнен скульптором Петром Клодтом по проекту все того же Огюста Монферрана.

Дело в том, что, пока строился Исаакиевский собор, на российском престоле сменились 3 императора: Александр I, Николай I и Александр II.

И основной период строительства храма пришелся на время правления Николая I. Поэтому именно ему памятник и решили поставить на Исаакиевской площади:

Император Николай I изображён в парадном мундире лейб-гвардии Конного полка, шефом которого он являлся. Конной натурой послужил любимый жеребец государя — Амалатбек
Император Николай I изображён в парадном мундире лейб-гвардии Конного полка, шефом которого он являлся. Конной натурой послужил любимый жеребец государя — Амалатбек

Бонус 2! 17. Гостиница "Англетер", памятная именем Сергея Есенина

Гостиница, известная своей печальной историей, находится ровно через дорогу от Исаакиевского собора. Расположение у нее отличное, центр города, вид на площадь и собор - неудивительно, что в свое время она пользовалась большой популярностью, в том числе, у представителей интеллигентной элиты:

Здесь останавливались писатели Антон Павлович Чехов, А.Куприн, позднее - поэт серебряного века Осип Мандельштам, американская танцовщица Айседора Дункан и Сергей Есенин, жизнь которого и оборвалась в этой гостинице в номере под номером 5.

И хотя сейчас старое здание уже снесено, а на его месте стоит почти такое же новое, памятная доска Сергея Есенина на здании присутствует. Только заметить ее можно не сразу - летом здесь работает летнее кафе, которое немного закрывает обзор:

Вот сколько интересных особенностей про Исаакиевский собор и площадь у меня набралось!

А вы любите узнавать про всякие такие разные детали, касающиеся знаменитых мест?

***

Ставьте лайк 👍🏻, если вам был интересен этот материал!
И подписывайтесь ✅ на канал, чтобы не пропустить новые статьи!

***

Читать еще про Санкт-Петербург: