Слухи о пропавшей либерее (то есть библиотеке) Ивана Грозного давно уже ходят, и по сути, они стали частью нашего "национального мифа". Возил-де ту либерею пристрастившийся к книгам царь с собою, да где-то и прикопал. И с тех пор найти её не могут.
Хороша была та библиотека... Достались-де книги в том числе и от Софии Палеолог из Константинополя, выданной замуж за царя Ивана III. И это, как будто, была часть знаменитой на весь древний мир Александрийской библиотеки. Или была унаследована она от самого Ярослава Мудрого. Это-де были свитки и манускрипты античных авторов — греческие, римские, египетские. А может быть, и славянские рунические тоже... Мудрость веков!
Искали ту библиотеку пропавшую, или схороненную во время Смутного времени, много столетий — и в самой Москве под Кремлём ("в двух сводчатых подвалах", согласно свидетельству И. Ваттермана 1570 года, допущенного к переводу редких рукописей), да и не только там... И тут указывают множество мест по всей Руси, где был или только мог побывать царь Иван Грозный: Александрова слобода, Вологда, Нижний Новогород и т.п...
С одной из таких версий столкнулся и я ещё в 1970-х годах прошлого века. В то время мною и родителями создавался в городе Гороховце школьный краеведческий музей. О чём я довольно подробно рассказал тут:
И да — мой родной город, также с давних пор хранит легенду о загадочной библиотеке Ивана Грозного, коя хранится (или хранилась) именно здесь... Это довольно устойчивое и очень старое местное предание.
"Где именно?" — таким вопросом задался я тогда. По легенде, это — подвалы под Никольским монастырём, что на Гребенской горе (старое название: Гробенской, ибо там, по сказке, в языческую древность был погребён бог Ярила). Отсюда, кстати, и идёт название города, к гороху и овцам, не имеющее отношения: старое название Гора-Ховец, значит Гора-Могила ("ховец" в старорусском и есть "могила"; отсюда — "ховати", т.е. "закапывать").
От сего монастыря, окружённого крепостной стеною, и от его подвалов в старину простирался подземный ход за реку — в Знаменский монастырь. Ответвления от него шли и к каменным теремам местных богачей — откупщиков Ширяевых, Сапожниковых, Ершовых... Они-то строили и те монастыри, подвалы и подземные ходы, в которых прятались и они сами, и братия с общиною от нашествий и лихих людей. И где-то там под горою, под каменными сводами, и была спрятана, по преданию, библиотека, — правда, похоже, не совсем та, что все думают...
Пробивались мы тогда, в 70-х, к тем легендарным подвалам (с сундуками, заполненными книгами и сокровищами) и пытались разобрать завалы. Но мы были — мальчишки, а тут, конечно, нужны были силы археологов, реставраторов и капитальные вложения.
* * *
А вот раскопки архивные и изучение гороховецких легенд нам дали картину удивительную. Открыли целый мир, будто параллельную вселенную, а именно XVIII век...
Тогда и выплыло из глубины веков имя гороховецкого купца-откупщика Михаила Ивановича Ширяева (1680-1731), что разбогател безмерно в начале того века на откупах винокуренных. Разбогател настолько, что стал он денщиком у Петра Великого, и прославился он как поэт отменный, за что сам царь и честил его «великим князем-оратором» и соделал одним из влиятельнейших "птенцов гнезда Петрова".
И слухи тогда вокруг купца Михаила Ширяева ходили один другого краше... Недоброжелатели шептались, будто помогал ему выбраться из грязи в князи, чуть не в первые лица государства российского... ни кто иной, как сам чёрт! Которого тот и вызывал из ада с помощью «волшебной книги», выкопанной чуть ли не из развалин древнего капища языческого...
Собственно, вокруг всех разбогатевших на винных откупах купцов ходили в то время, да и после, такого рода легенды. На оных рисовались и старинные карикатуры-лубки. Будто к ним прилетал из самого пекла чёрт в адском котле, в котором там под землёю грешников варят (мы бы теперь подумали, что это "зелёные человечки" на НЛО). И вот из того-де котла будто бы и делали потом котлы для курения хлебного вина...
А как иначе? Откуда ж иначе взялись богатства их, в том числе и купца Михаила Ширяева? Почему он всегда был при особе его императорского величества, и откуда у него — большой собственный дом с колоннами и шпилями на Невском "прошпекте", а ещё и первейшее место в купеческой гильдии на Петербургской Бирже...
«Колдун! Как есть колдун! — шептались, надо полагать, все вокруг. — И вся сила его из книги волшебной...»
Ну, а книга та-де из найденной им либереи Ивана Грозного, сокрытой где-то под горой, под руинами старого капища на родине его, и о которой он то и дело (и под большим секретом, прикладывая палец к губам) болтает с перепоя, когда царь устраивает богохульные «Всешутейшие, всепьянейшие и сумасброднейшие соборы» с поклонениями ихнему "фармазонскому" чёрту — эллинскому богу вина Бахусу...
* * *
Но заметим, что царя Ивана Грозного тут скорее всего для красного словца приплетали. Ведь не был царь Иван Грозный в Гороховце, откуда сей купец Михаил Ширяев, родом. Даже когда на царство Казанское царь грозою шёл, и то как-то мимо прошёл, даже в гости на чай с куличами не завернул... Не до того, видать, царю было...
А вот капища языческие — да! — стояли когда-то там, на горе, где потом Никольский монастырь выстроили купцы гороховецкие. И община местная ("хлыстовская"), как доносили потом по церковному начальству, поклонялась тут как богине-богородице — Матери Сырой Земле, и причащались они вместо вина — квасом, а вместо опресноков пользовались изюмом...
А под тою горою, и подо всем городом, — и это уже не легенда, а правда истинная, — есть же и по сию пору ходы подземные, есть и залы сводчатые... И говорят также, что те купцы Ширяевы залы будто бы распечатали, и к себе-то те сокровища книжные и приволокли...
И вот случилось так, что проведал о том сокровище — по басне сей — сам царь Пётр Первый. От самого, видать, «князя-оратора», не сдержанного на язык. И отправил тотчас царь в Гороховец за сим сокровищем Михаила Ширяева под охраною личной гвардии, повелев: «Библиотеку ту-де найтить! Да в Петербург под охраною немедля доставить!»
Да-да! И это исторический факт. В архивах имеется подорожная, подписанная лично Петром Великим при отправлении Михаила Ширяева в 1724 году в Гороховец и обратно с назначением особой охраны «для обереганья его во время пути» ("Словарь Брокгауза и Эфрона". 86 т.)..
Так что за теми самыми ширяевскими сундуками большой отряд был отправлен с пищалями, дабы разбойный люд по дороге в острастку ввести... Царь Пётр как раз в эту пору древнейшей историей России озаботился, да и собирать по всей империи старинные рукописи наказал, дабы свести их в столицу в учреждённый им манускрипторий. А тут сама библиотека Ивана Грозного!
Да только вот тут — по легенде — посланцам царя досадный облом вышел: приезжают, а им и говорят: мол, те сундуки-то затопило в подвале у Ширяевых... Дом-то их в низине стоял, под горою — а тут речки местные (та ж Могиленка) "кажную весну растекаются", и по городу люди только в лодках разъежают от дома к дому, аки в Венеции гондольеры... Или, как в Петербурге, когда Нева из берегов выходит!..
А дом-то Ширяевых как раз и затопило в ту весну — ранее же те сундуки в сухом подвале на горе обретались, куда тепло от храма шло! И потому вместо книг драгоценных в утопленных сундуках теперь только кирпичи из папье-маше они и нашли! Ой, беда!
Не уберегли-де те сокровища! А из забродившей в сундуках бумаги Ширяевы стали даже брагу гнать, а затем по бутылям и кружкам вино разливать: пейте, гости дорогие!
Только те бутыли с «книжным вином» и привезли царю Петру: пейте-де, ваше превосходительное высочество, — мудрость глубинную, Книгу Голубиную! Занюхивайте окладом плесневелым, да листы лежалые, закисшие пробуйте, аки Иоанн Богослов ангельску книгу...
Загадочное послание "Тезиса Ширяева"...
Тут-то «князь-оратор» в извинение за оплошность и преподнёс царю Петру сохранившийся до наших дней «тезис» — так в ту старину, в эпоху барокко, называли гравюры на шёлке с символическими картинами.
И на том "тезисе Ширяева", недавно, кстати, отреставрированном, царь Пётр I обрисован аки Владыка мира, одержавший победу при Полтавской баталии и принимающий ключи от семи городов на фоне Петербурга.
Вообще во всём тезисе прослеживается символика семи (а это "Велесово число"). Поминается "имя пресвятое Иисуса Христа, в седми сложенное столпѣхъ, седмостолпный Царский, чрезъ седмь даровъ Духа Пресвятаго утверждающее храмъ, побѣжденныхъ с поклоненми имущий пред собою..."
И тут же рядом на тезисе изображён и сам языческий бог Нептун-Посейдон, который у славян бог Дон — лик Велеса...
А провинившийся «князь-оратор» Ширяев — изображён тут в виде мудреца ("старца дней нынешних") со священною книгою, что символизирует «век щастливый настоящий во образе старца седяй". И он премудрость и победу ВЕЛИКАГО ЦАРЯ и благополучие времен описати недоумевает, хотя и обещался...»
Разумеется, обещался свершить сие, то есть восхвалять времена Петра и всю славную историю российскую с древнейших времен (не описанную ли в манускриптах старинных?), сам "князь-оратор" М.И. Ширяев. И тут же он молил избавить его от гнева царского («от пасти львиной и рога единорога», указывая на Псалом 21:22 с сими словами). И тогда-де он понесёт славу отечества во грядущие века!
Ох, и разгневался тут царь Пётр на «великого князя-оратора». Повелел сего «гороховлянина» — «шутом гороховым» отныне величать и на Всепьянейшем соборе сана лишил и с глаз долой прочь погнал — подалее от своей царской персоны...
* * *
Так, выходит, — спросите вы, — пропали в воде те книги бесценные? А как же их мы видим в каталогах библиотеки Музеума А.И. Сулакадзева?
Ну, что же... Вполне очевидно, не все те рукописи тогда пропали, если и пропадали вообще. А передал бы их тогда царю Михаил Ширяев — погибли бы непременно! По небрежению, в воде али в огне, — как погибло потом чуть всё собрание старое петровское... Ибо уж больно полагался царь-батюшка наш на иноземцев в своём окружении, а какое было им дело до истории Земли Российской...
Что же до порчи книг от обычного весеннего половодья... Разве ж то причина для гибели рукописей? Думаю, те сундуки с рукописями Ширяевы просто на чердак снесли, а посланников государевых напоили и вокруг пальца обвели!
А о том, как Александр Иванович Сулакадзев, причём через деда своего Степана Михайловича Боголепова те книги драгоценные заполучил, и про то, где они были сокрыты, и где нынче обретаются, будет рассказано уже в следующей статье:
+++++++++
Подборку статей о А.И. Сулакадзева также можно прочесть тут:
+++++
Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси,