Что говорил он о войне и русских солдатах?
Как известно, в советском плену в 1942-1945 гг побывали 3 из всех 25 гитлеровских генераль-фельдмаршалов. Фридрих Паулюс вообще наказания не понес, согласившись на сотрудничество с СССР. Эвальд фон Кляйст своей вины за военные преступления категорически не признал и скончался в советской тюрьме уже в 1954-м году.
- А вот с третьим, Фердинандом Шернером, персональным любимчиком фюрера все куда интересно вышло. Но обо всем по порядку рассказываю.
Начало пути чудовища
Итак, пред нами Шернер, сын простого мюнхенского полицейского. Исправный вояка, что армейский путь своей еще в кайзеровской армии в 1911-м году простым рядовым начал. Служил в баварской лейб-гвардии, получив чин фельдфебеля (старшины).
- В годы первой мировой Шернер воевал на итальянском фронте. Участвовал в битве при Капоретто, одном из крупнейших сражений той войны. Получил три ранения, один Железный крест, а также знаменитый прусский орден Pour le Merite. После 1918-го служил в Рейхсвере Веймарской республики. А к началу второй мировой дорос до погон оберста - полковника.
И это при том, что в 1923-м году Шернер вообще-то принимал участие в подавлении Пивного путча Гитлера и его дружков. Но вот сошло с рук.
- Мой отец учил меня: Фердинанд ты не должен размышлять! Ты должен лишь неукоснительно исполнять волю тех, кто тобою руководит, - вспоминал спустя годы Шернер.
Правда, довелось в 1918-м Шернеру повоевать и против Баварской Красной армии. Где, кстати, служили царские военнопленные, записавшиеся добровольцами. Позже Шернер так о русских солдатах лестно отзывался:
- Еще в Баварии я отметил, русские в битвах отличаются лучшей боеспособностью, каким-то то невероятным боевым духом.
В рядах Вермахта Шернер, командуя 98-м егерским полком, принимал участие в захвате Польши, Франции, Югославии и Греции. А летом 1941-го заявился и к нам в СССР... Орудовал на севере - в Прибалтике, Заполярье.
В Вермахте на восточном фронте Шернер особо боевыми успехами не отметился. Зато отметился как жестокий каратель, убийца мирных жителей. А также упоротый сторонник Гитлера, вешавший пачками своих же солдат - при малейшей попытке отступления, срывавший с офицеров погоны. И даже как-то пытавшийся застрелить осмелившегося ослушаться приказа Гитлера генерала.
- Настоящее чудовище в форме, - говорили о Шернере сослуживцы.
В 1943-м году Шернеру доверили в командование 40-й танковый корпус. А затем всю группу армии «Южная Украина», что должна была не пропустить советских солдат на Балканы.
Однако наши 2-й и 3-й Украинские фронты так здорово Шернера расчехвостили тогда, что уцелевшие жалкие остатки «Южной Украины» пришлось срочно раскидывать по другим направлениям. Равно как и самого Шернера :)
- Наш персонаж успел повоевать еще и командующим группой армий «Север», что стараниями его персональными тоже почти перестала существовать. Однако дядя Адик все равно с маниакальным упорством продолжал осыпать верного Шернера бесчисленными наградами да постами.
Любимый фельдмаршал
Именно за звериную верность вкупе со звериной жестокостью и получил за месяц до конца войны Шернер погоны фельдмаршала. Предпоследним во всей нацистской армии - после него успел отметиться этим званием Роберт фон Грейм. Стал, кстати, единственным немецким военным, что дослужился напрямую от рядового до фельдмаршала. При том, что вообще-то даже военного образования не имел...
- Параллельно Шернер получил в январе 1945-м в распоряжение и всю некогда грозную группу армий «Центр». Австрийский художник-недоучка доверил ему защиту своего звериного логова. А перед пулей в висок ефрейтор Шикльгрубер в своем завещании вообще доверил Шернеру Das Heer - все сухопутные силы Вермахта!
Правда, от прежней мощи немецкой армии мало что тогда осталось. Остатки Вермахта Шернер безуспешно пытался собрать в окрестностях Праги. Но быстро понял, куда ветер клонит. И решил сдаться американцам.
- Для чего переодевшись в простую крестьянскую одежду и прихватив для верности свою штабную кассу Шернер и бежал на малую родину. В баварскую глубинку, то бишь. Но был тут пойман американцами, выдавшими его вместе с коллегой Клейстом как военного преступника советскому правосудию.
Из американского плена в ГУЛАГ
У нас Шернер сидел, как и Клейст, в Лефортово, Бутырке, Владимирском централе. Отмечу, что на допросах в МГБ Шернер прослыл настоящим болтуном. Много всего интересного понарассказывал. Еще и предельно откровенно:
- Я спокойно выполнял приказы Гитлера, даже самые преступные. Мне нравились национал-социалисты, горевшие жаждой реванша за Версальский мир. Считаю, что мы, немцы, итальянцы, японцы, могли бы победить. Но затем неизбежно начали бы войну уже между собой. Но в любом случае: любое утверждение, будто бы Гитлер не хотел войны - лишь извращение истории. Нет, мы хотели только войны...
Много чего поведал Шернер об ограблении СССР фашистами:
- Нам было дано строгое указание грабить беспощадно, не обращая никакого внимания на протесты и страдания мирного населения. Все советские запасы должны были быть учтены и вывезены в Германию. Как продукты сельского хозяйства, так и любые полезные ископаемые. Вообще любые ценности!
И вот далее какой парадокс, друзья мои. В феврале 1952-го Шернер осужден был у нас на четверть века лагерей. Затем срок скостили до 12,5 лет. А затем 7 января 1955-го и вовсе Шернера амнистировали да и выдали ФРГ.
- Самая главная версия: Никита Сергеевич и коллеги тогда пытался активно наладить дипломатические отношения с Западной Германией. И потому по личной просьбе канцлера Аденауэра щедрою рукой немецких военнопленных возвращал домой.
Бесславное возвращение домой
- В Западной Германии последний фельдмаршал Гитлера ожидал теплый прием. Но за расстрелы своих солдат снова угодил под суд, теперь уже немецкий. Получил по приговору Земельного суда Баварии 4 года тюрьмы. Откуда в 1960-м был освобожден вообще досрочно. Согласно официальной версии: по состоянию здоровья.
Жил после освобождения Шернер тихо-скромно. И с 1963-го года даже получал военную пенсию. Ровно также незаметно умер в 1973-м в Мюнхене, зато пережив всех остальных гитлеровских фельдмаршалов.
Так последний из первых стал еще и последним из живых... Ушел в последний путь, явно не мучимый призраками прошлого или же малейшими угрызениями совести.