Найти в Дзене

Почему при создании урока важно учитывать как ученик воспринимает, запоминает и обрабатывает информацию.

Когда мы разрабатываем учебные курсы, будь то для школы, колледжа или для размещения на онлайн-платформе, мы часто опираемся на интуицию и личный опыт. Но сегодня у нас есть более надёжный компас — когнитивные науки. Это область, которая изучает, как человек воспринимает, запоминает и обрабатывает информацию. И её открытия — настоящая находка для нас, педагогов. В этой статье я поделюсь пятью ключевыми принципами когнитивных наук, которые помогут вам создавать курсы, работающие на максимум. Что это: Наш мозг может удерживать в краткосрочной памяти только 5–9 элементов информации одновременно (по Миллеру). Как применять: • Разбивайте сложные темы на небольшие блоки. • Используйте инфографику и схемы — визуальная опора снижает нагрузку. • Не перегружайте слайды текстом — лучше короткие тезисы + устные пояснения. ⚫ Пример: Если вы объясняете сложную теорему, не показывайте сразу всю задачу. Сначала напомните формулу, потом покажите треугольник, затем шаг за шагом решите пример. Какие серв
Оглавление
фото взято из Freepik
фото взято из Freepik

Практическое применение когнитивных наук в проектировании курсов: как сделать обучение действительно эффективным

Когда мы разрабатываем учебные курсы, будь то для школы, колледжа или для размещения на онлайн-платформе, мы часто опираемся на интуицию и личный опыт. Но сегодня у нас есть более надёжный компас — когнитивные науки. Это область, которая изучает, как человек воспринимает, запоминает и обрабатывает информацию.

И её открытия — настоящая находка для нас, педагогов.

В этой статье я поделюсь пятью ключевыми принципами когнитивных наук, которые помогут вам создавать курсы, работающие на максимум.

1. 📚 Когнитивная нагрузка: не перегружайте рабочую память

Что это: Наш мозг может удерживать в краткосрочной памяти только 5–9 элементов информации одновременно (по Миллеру).

Как применять:

• Разбивайте сложные темы на небольшие блоки.

• Используйте инфографику и схемы — визуальная опора снижает нагрузку.

• Не перегружайте слайды текстом — лучше короткие тезисы + устные пояснения.

⚫ Пример: Если вы объясняете сложную теорему, не показывайте сразу всю задачу. Сначала напомните формулу, потом покажите треугольник, затем шаг за шагом решите пример.

Какие сервисы могут помочь:

  • Canva/ Genially/ Visme — для создания наглядных схем, инфографики и интерактивных презентаций и заданий. Помогают структурировать материал, упрощая восприятие.
  • Lucidchart / Miro/ Padwork — создание ментальных карт и блок-схем, чтобы формировать у учеников чёткие ментальные модели.
-2

2. 🔁 Повторение с интервалами: запоминаем надолго

Что это: Информация лучше запоминается, если повторять её через увеличивающиеся интервалы времени (эффект распределённой практики).

Как применять:

  • Возвращайтесь к ключевым понятиям через 1 день, 3 дня, неделю.
  • Включайте короткие квизы, карточки-минутки или вопросы-напоминания в начале урока.

Пример: После темы «Глаголы в прошедшем времени» сделайте мини-тест через пару уроков, затем повторите это на итоговом занятии.

Какие сервисы могут помочь:

  • Anki— приложение для создания карточек с интервальным повторением. Подходит для словарей, формул, определений.
  • Quizlet — карточки с играми, режимом тестирования и автоматическим повторением.
  • RemNote — сочетает карточки, заметки и интервальное повторение, хорошо для преподавателей и студентов старших классов/вузов.
-3

3. ❓ Эффект тестирования: вспоминаем — значит учимся

Что это: Простое воспроизведение информации (например, в виде тестов) усиливает запоминание гораздо лучше, чем перечитывание.

Как применять:

  • Регулярно используйте мини-квизы или задания «вспомни без подсказки», а также - самопроверку.
  • Предлагайте ученикам объяснять материал друг другу или вам — вслух.

Пример: Вместо пересказа параграфа предложите ученикам составить вопросы по нему и задать одноклассникам.

Какие сервисы могут помочь:

  • Яндекс.Формы — российский аналог, подходит для квизов, опросов, сборов обратной связи.
  • СберФорма — ещё один инструмент для опросов, работает на российских серверах.
-4

4. 🔗 Активизация предшествующих знаний

Что это: Новая информация усваивается лучше, если она «цепляется» за уже известное.

Как применять:

  • В начале урока задайте вопрос: «Что вы уже знаете об этом?» (вопросы, ассоциации, обсуждение)
  • Используйте аналогии и связи с повседневной жизнью.

Пример: Перед тем как объяснить строение клетки, вспомните вместе с учениками, что они уже знают о частях организма.

Какие сервисы могут помочь:

  • Miro - онлайн-доска с стикерами, схемами, изображениями. Удобна для коллективной работы, мозговых штурмов, ответов на вопросы вроде "Что мы уже знаем?"
  • Skysmart EDU - интерактивные занятия с встроенной обратной связью, опросами, формами «Рефлексия дня», «Что было трудно?».
  • Учи.ру - есть формат “разминки”, “вопроса дня” и встроенной рефлексии — ученики отмечают, было ли трудно, понятно ли им и т.п.
  • Российская электронная школа (РЭШ) - В каждом уроке предусмотрены блоки с повторением предыдущего материала и заданиями на осмысление.
  • ЯКласс - В некоторых заданиях предлагается начать с повторения — «входной контроль», аналог активации знаний. Есть модули для самостоятельной работы, рефлексии по результатам.
-5

5. 🎯 Четкая цель и обратная связь

Что это: Наш мозг лучше работает, когда знает, к чему стремиться, и получает корректировку в процессе.

Как применять:

  • Начинайте урок с формулировки целей: «Сегодня вы узнаете...».
  • Давайте конкретную обратную связь: не просто «молодец», а «правильно выделил главное, но можно ещё уточнить формулировку».
  • Не просто «молодец» или «неправильно», а конкретные подсказки, в чём ошибка и как исправить.

Пример: После выполнения задания скажите: «Ты правильно привёл пример, но попробуй добавить объяснение, почему он подходит».

Какие сервисы могут помочь:

  • H5P (встраивается в Moodle, WordPress, УДОБА и др.) — интерактивный контент: временные линии, интерактивные видео, карточки, диалоги.
  • Thinglink — позволяет создавать "живые" изображения и схемы с интерактивными точками (для глубокой обработки и вовлечения).
  • Nearpod — платформа для интерактивных уроков с элементами проверки, визуализацией, моделированием
  • Самооценка в LMS (Сферум, Moodle): «Насколько хорошо я понял материал?»
-6

Бонус: генераторы и помощники

  • ChatGPT / Gemini / Yonote / GigaChat — для генерации тестов, карточек, объяснений, аналогий, метафор, планов и идей с учётом когнитивных принципов.
  • Diffit.me — адаптирует тексты под разный уровень понимания. Полезно для дифференциации и снижения когнитивной нагрузки.

✨ В заключение

Применяя даже часть этих принципов, вы сможете сделать обучение более осознанным, эффективным и увлекательным. Когнитивные науки — это не про абстракции, а про то, как реально работает наш мозг. И если мы это учитываем, наши ученики начинают учиться лучше — а мы преподаём с большим удовольствием.

❤️ Если тема вам интересна, могу подготовить чек-лист по когнитивной педагогике для использования при планировании уроков — дайте знать в комментариях! 👇