Найти в Дзене
О книгах и не только

Морис Леблан "Арсен Люпен". Заметки на полях, часть 3.

3-й том изданных "Азбукой" приключений Арсена Люпена, написанных французским писателем Морисом Лебланом. Во время чтения первых двух сборников (совсем недавно "Азбука" анонсировала 6-й, заключительный том, но я читаю неспеша, с перерывами, недавно вот 3-й том дочитал) я оставлял что-то типа "заметок на полях" (ссылки заметок на 1-ю и 2-ю книгу о приключениях Люпена), не стал делать исключение и для 3-го сборника, "Возвращения Арсена Люпена". Остров Тридцати гробов - начало очень походит на типичный авантюрно-приключенческий роман 19 века в лучших его проявлениях (я такое люблю с детства), но вот написан он в 1919 году, что несколько удивительно - первые главы обещали мистику, но в итоге все реалистично объяснилось, хотя в какой-то момент у меня мелькнула мысль, что Леблан реально решил написать мистический роман - чем дальше, тем больше было уже традиционного для цикла "чересчур", но видимо это такие авторские условности, часть его стиля, главное, что читается интересно - Арсен Люпен в
Обложка взята с сайта https://www.livelib.ru/
Обложка взята с сайта https://www.livelib.ru/

3-й том изданных "Азбукой" приключений Арсена Люпена, написанных французским писателем Морисом Лебланом. Во время чтения первых двух сборников (совсем недавно "Азбука" анонсировала 6-й, заключительный том, но я читаю неспеша, с перерывами, недавно вот 3-й том дочитал) я оставлял что-то типа "заметок на полях" (ссылки заметок на 1-ю и 2-ю книгу о приключениях Люпена), не стал делать исключение и для 3-го сборника, "Возвращения Арсена Люпена".

Остров Тридцати гробов

- начало очень походит на типичный авантюрно-приключенческий роман 19 века в лучших его проявлениях (я такое люблю с детства), но вот написан он в 1919 году, что несколько удивительно

- первые главы обещали мистику, но в итоге все реалистично объяснилось, хотя в какой-то момент у меня мелькнула мысль, что Леблан реально решил написать мистический роман

- чем дальше, тем больше было уже традиционного для цикла "чересчур", но видимо это такие авторские условности, часть его стиля, главное, что читается интересно

- Арсен Люпен впервые упоминается где-то в середине романа, а появляется вообще в последней трети произведения и он вновь не преступник, а скорее детектив и спасатель, но такое автор уже делал

Зубы тигра

- этот роман больше напоминает классический детектив, только вновь Люпен в роли сыщика, а не преступника, видимо он окончательно сменил амплуа

- интересным, но несколько неожиданным представляется сюжетный ход, когда Люпен оказывается в положении, в которое он раньше ставил своих жертв - преступники манипулируют им и оказываются впереди него на ход, а то и два, правда в итоге он вполне ожидаемо всё-равно берёт своё

- во второй половине романа сюжет, на мой взгляд, забуксовал, автор несколько увяз в нём, похоже Леблан все-таки мастер малой прозы (рассказов, максимум повестей), большие тексты давались ему сложнее

- тем не, менее, финал достаточно логичен, придраться сложно

Восемь ударов часов (сборник рассказов)

- фактически это не сборник рассказов, а роман в рассказах с очень чёткой центральной линией

- формально здесь нет Люпена, но автор в предисловии открытым текстом написал, что под именем князя Ренина скрывается Люпен, который якобы рассказал эту историю повествователю про своего друга, но на самом деле в этом персонаже Люпен угадывается; об этом ещё раз напрямую указывается в рассказе "Дама с топором"

- хронологически описываемые в сборнике истории не вяжутся с биографией Люпена, если её брать в том моменте, где автор его оставил в предыдущем романе; я сначала высказал версию, что это что-то типа приквела, рассказов о более ранних похождениях Арсена Люпена, а потом в "Даме с топором" (в другом переводе в "Гильотинщице"), на мой взгляд, лучшем рассказе сборника, моя версия подтвердилась

Итого - сборник получился интересным, прочитал его с удовольствием.

Продолжение следует... Не очень скоро, но обязательно…