Найти в Дзене
Игорь Бородин

О патриотизме. Часть II

Итак, патриотизм должен быть оправдан в Боге и обоснован духовно. Всякий народ ведëт духовную жизнь и причастен к ней, даже когда не ведëт еë планомерно и сознательно. Но сознательность (и степень истинности, соответствия Божественному Откровению) ведения этой духовной жизни как раз приближает земное Отечество к Небесному Отечеству, или Царствию Божию. Последнее, по сути, является образцом для первой, идеальным и вместе бытийным первообразом еë, отнюдь не упраздняющим еë. В этой укоренëнности, в этом тотальном и посильном стремлении к горнему общественно-историческая жизнь этноса, народа, нации, основанная на богообщении и делании заповедей Божиих, имеет своë последнее оправдание. Но спросим себя об отдельном человеке: неужели он никак не самостоятелен, неужели Отчизна над ним тяготеет? Конечно, отдельный человек самостоятелен и не сводим до конца ни на какое стороннее влияние (хотя оно бывает очень сильным, но есть ещë свобода самоопределения). Но всякий такой человек, как мы говорил

Итак, патриотизм должен быть оправдан в Боге и обоснован духовно.

Всякий народ ведëт духовную жизнь и причастен к ней, даже когда не ведëт еë планомерно и сознательно. Но сознательность (и степень истинности, соответствия Божественному Откровению) ведения этой духовной жизни как раз приближает земное Отечество к Небесному Отечеству, или Царствию Божию. Последнее, по сути, является образцом для первой, идеальным и вместе бытийным первообразом еë, отнюдь не упраздняющим еë.

В этой укоренëнности, в этом тотальном и посильном стремлении к горнему общественно-историческая жизнь этноса, народа, нации, основанная на богообщении и делании заповедей Божиих, имеет своë последнее оправдание. Но спросим себя об отдельном человеке: неужели он никак не самостоятелен, неужели Отчизна над ним тяготеет?

Конечно, отдельный человек самостоятелен и не сводим до конца ни на какое стороннее влияние (хотя оно бывает очень сильным, но есть ещë свобода самоопределения). Но всякий такой человек, как мы говорили, возникает в определëнной общественной среде в гуще своего народа, своей страны, которые его формируют и рождают в самостоятельное бытие. Однако постольку, поскольку этот человек всë-таки суть порождение Родины, то и для своего полноценного бытия ему необходимо воспроизводить связь с ней — духовно, интеллектуально, жизненно-практически. Короче говоря, целостно.

Поэтому никогда нет права у человека отрекаться от своей Отчизны, поэтому никогда нет вполне самостоятельной человеческой единицы, но всегда есть напряжëнная связь человека с его страной, где они взаимоопределяют друг друга. И конечно, эта связь может не возникнуть и может уничтожиться (точнее, постоянно угасать), откуда мы получаем интернационализм, космополитизм, глобализм, основанные на установке субъекта познания/мысли.

Если установка субъекта бытия исходит из живого деятельного чувства, освящëнного совместной духовной жизнью и мыслью, то вторая установка исходит из абстрактно взятой всеобщности мышления, нивелирующей всë частное и раздельное. Первая говорит об обязательствах личности перед собой, другими, Родиной, Богом, а вторая — о том, как активное познающее «я» хочет относиться к другим, ко всему иному и предельно расширить свои границы.

#патриотизм #Родина