День космонавтики в 2025 году выдался безрадостным. Накануне праздника в сфере отечественной космонавтики не произошло ни одного знаменательного события. Сплошные не сбывшиеся надежды. Но чем сейчас могли бы гордиться россияне, если бы прошлые планы Роскосмоса были реализованы.
Мария Соколова
Года назад, накануне 12 апреля 2024-го, Роскосмос порадовал первым запуском ракеты «Ангара-А5» с космодрома Восточный. Пускай в ней не было и нет революционных технических решений, и она до сих пор не стала массовой, но это стало хоть небольшим, но движением вперед. А какие достижения ко Дню космонавтики может отметить недавно назначенный глава госкорпорации Дмитрий Баканов в 2025-м? Увы, немногие.
Новые ядерные планы Роскосмоса
Некоторые подвижки есть разве что в ядерной космической программе. Недавно Баканов на встрече с Владимиром Путиным анонсировал ее включение в профильный нацпроект (его утверждение ожидается в мае 2025-го).
Вскоре после этого Роскосмос и НИЦ «Курчатовский институт» заключили соглашение о стратегическом партнерстве при реализации федеральной программы «Космический атом».
В космических ядерных технологиях как таковых нет ничего нового. Спутники с термоэлектрической ядерной установкой СССР запускал с 1970 года. Но в последнее время эта тема вновь стала актуальной.
В РФ с 2009 года разрабатывают космический буксир «Зевс» с ядерным двигателем мегаваттного класса. Он должен перемещать объекты с одной околоземной орбиты на другую, доставлять грузы к Луне и Марсу. Сначала ожидалось, что буксир появится к концу 2018 года, потом ЦНИИмаш заявил о готовности аппарата в 2022–2023 годах, а в 2020-м замгендиректора Роскосмоса Юрий Урличич назвал новую дату летных испытаний: 2030 год.
Однако прошлым летом глава Роскосмоса Юрий Борисов признался, что этот проект не финансируется вот уже три года. И это большая проблема: ядерный реактор можно было бы использовать без буксира в рамках китайской программы освоения Луны.
Активизация работ по ядерной программе дает надежду, что Россия все-таки не упустит возможность участвовать в крупных космических проектах. Но это все пока лишь планы. А они в Роскосмосе, как показывает практика, могут многократно пересматриваться, переноситься и отменяться. Если бы все эти планы исполнялись так, как задумано, то отечественная космонавтика имела бы совсем иной вид.
Идеальная пилотируемая космонавтика и Луна
Никто уже не спорит, что ракеты «Союз-2» и пилотируемые корабли «Союз-МС» — это прошлый век космонавтики. Тот же корабль Dragon от SpaceX больше, вместительнее и может возвращать грузы на Землю. Вот и в России уже более 15 лет разрабатывают новый пилотируемый корабль «Орел».
Первый пилотируемый полет «Орла» на ракете «Ангара-А5» должен был состояться еще в 2018 году. Если бы все пошло по плану, то Роскосмос опередил бы SpaceX в создании корабля нового поколения. Но вот на дворе 2025-й, и первый испытательный полет «Орла» запланирован на 2027-й год. А пока Роскосмос вынужден публиковать новости о рядовых подготовке и запусках «Союзов» и родственных грузовиков «Прогресс».
И конечно же, «Орлы» должны были доставлять людей вовсе не на МКС. Изначальное соглашение между Россией и США предусматривало, что МКС будет эксплуатироваться до 2024 года, а после будет затоплена в океане.
Нахождение людей на околоземной орбите должно было остаться в прошлом: в планах России было освоение Луны. В 2006 году глава РКК «Энергия» Николай Севастьянов озвучил планы по освоению спутника Земли.
— Постоянную станцию на Луне мы планируем создать уже к 2015 году, а с 2020 года может начаться промышленная добыча на спутнике Земли редкого изотопа — гелия-3.
Реальность же такова, что за возможность добывать гелий-3 на Луне (в будущем это вещество может стать топливом для термоядерных реакторов) сейчас бьются Китай и США.
Высадку российских космонавтов на Луну сначала перенесли на 2030-й, а в конце прошлого года советник гендиректора Роскосмоса Олег Горшков заявил об очередном переносов сроков на неопределенное время.
На каких ракетах могли летать россияне
Основная проблема освоения Луны Россией — туда просто не на чем лететь. «Ангара-А5» для этих целей слишком слабая, о создании более мощной «Ангары-А7» быстро забыли еще при проектировании ракеты.
В 2016 году Владимир Путин поставил задачу создать лунную ракету, в 2019 году Роскосмос совместно с РАН разработал концепцию создания ракетного комплекса сверхтяжелого класса — так должна была появиться ракета-носитель «Енисей».
Однако уже в 2021 году проект приостановили из-за отсутствия финансирования. Его до сих пор не возобновили, и четких планов на будущее по созданию ракеты-гиганта нет. Советская ракета-носитель «Энергия» так и осталась последним представителем сверхтяжелого класса.
А еще уже могла бы летать ракета «Союз-5», которую РКЦ «Прогресс» готовит для российско-казахстанского проекта «Байтерек». В 2017 году глава РКК «Энергия» Владимир Солнцев утверждал, что новая ракета будет готова к 2022 году — в соответствии с указом президента. Однако в конце прошлого года гендиректор «Прогресса» Дмитрий Баранов рассказал, что в 2025 году пройдут испытания первой ступени, а испытания второй вероятны в 2026-м. Хотя партнеры из Казахстана настроены оптимистичнее: министр иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлеу считает, что первый испытательный полет возможен в конце 2025-го.
В теории совместный проект сможет привлечь новых клиентов, которые опасаются сотрудничать с Роскосмосом из-за действующих санкций. Но пока остается только ждать.
Космос без спутников
Впрочем, для новых ракет в РФ не так уж и много задач. Просто так запускать ракеты смысла нет, на них надо отправлять в космос спутники. Но крупнейший отечественный производитель спутников АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» в 2024-м получил заказ всего лишь на создание пяти геостационарных спутников — это самый маленький объем работ с 2000 года.
Все можно списать на то, что тренд современной космонавтики — это низкоорбитальные спутниковые группировки. Массив маленьких спутников связи и дистанционного зондирования, летающих вблизи от поверхности Земли, оказался лучше одного большого спутника, удаленного почти на 40 тыс. км.
Но и проект «Сфера», объединяющий будущие спутниковые группировки, тоже буксует. С 2022 года на орбиту отправили только один спутник связи «Скиф», Роскосмос заключил контракт на производство только половины необходимых для интернета вещей спутников «Марафон IoT», а запуск спутника «Экспресс-РФ» для связи в Арктике перенесли с 2025-го на 2026 год.
Сейчас многое зависит от того, в каком виде и с каким финансированием примут нацпроект по развитию космонавтики. Опыт дорожного нацпроекта показывает, что у нас при желании могут быстро работать. Но космос куда сложнее дорожного строительства. Любое промедление — это потеря компетенций и отставание от зарубежных конкурентов. Надеемся, что к следующему Дню космонавтики поводов для гордости будет больше.
---